Расстройства привязанности детского возраста
Привязанность- чувство, основанное на симпатии, преданности; чувство близости к кому-либо. В рамках неопсихоаналитических трактовок привязанность рассматривается в связи с понятием зависимости вследствие инфантильной беспомощности или невротической фиксации на родителях, а процесс взросления —как движение от инфантильной зависимости к системе привязанности зрелой личности.
Зависимость- повышенная привязанность ребенка ко взрослому. Различают инструментальную и эмоциональную зависимость. Понятие зависимости разрабатывалось в рамках неопсихоаналитического подхода к интерпретации взаимоотношений ребенка раннего возраста с матерью. Индивид ведет себя зависимым образом каждый раз, когда показывает, что другие люди как таковые удовлетворяют и подкрепляют его. В американской психологии акцентируется стремление ребенка к
Современный Гуманитарный Университет
вниманию, близости и одобрению взрослых как самостоятельная потребность, а не путь к удовлетворению других потребностей. В понятие зависимости включаются поиски физического контакта; стремление быть поблизости; поиски внимания; поиски оценки и одобрения; протест против разлуки; поиск помощи; задавание вопросов — хотя мотивы двух последних видов поведения трудно толковать однозначно. Критерием может служить тот факт, что "зависимый" ребенок в действительности не нуждается в помощи или информации самих по себе, и они служат ему лишь средством для контактов со взрослыми.
Основные проблемы, которые рассматриваются в связи с зависимым поведением:
1) значение социальных и индивидуальных характеристик матери
и ребенка для развития зависимости;
2) особенности диадического общения: стиль взаимоотношений
матери и ребенка, собственная активность ребенка и его воздействие
на мать;
3) как мать понимает ребенка, и как ребенок управляет поведением
матери;
4) проблемы разлуки с матерью;
5) характер привязанности, влияющий на развитие зависимого
поведения.
Зависимость порождает у ребенка реактивное поведение-поведение как реакция на внешние стимулы (при обращении другого человека, воздействиях внешних обстоятельств), в отличие от инициативного поведения, осуществляемого по внутреннему побуждению субъекта.
Преобладание реактивного поведения над инициативностью характерно для детей с педагогической запущенностью, растущих в условиях дефицита общения. Реактивное поведение также может быть симптомом некоторых психических заболеваний.