Криминалистическая габитоскопия
Цель занятия: Усвоение студентами криминалистического учения о внешнем облике человека, свойствах и признаках его внешности. Изучение форм, приемов и путей установления человека по признакам внешности. Приобретение навыков описания внешности человека по методу словесного портрета. Ознакомление с возможностями использования словесного портрета в оперативно-розыскной и следственной работе. Ознакомление с приемами отождествления личности по фотопортретам.
Краткое изложение теоретического материала:
Габитоскопия –учение о внешнем облике человека, которое является основой портретной экспертизы и метода словесного описания внешности человека.
Отождествление личности по признакам внешности используется: при розыске и задержании скрывающихся преступников; осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы или из-под стражи; при розыске без вести пропавших и установлении личности погибших по неопознанным трупам; при проверке личности арестованного (осужденного) на следствии, суде (на допросе и т.д.); при подготовке и проведении опознания живых лиц и трупов; при экспертном исследовании фотоизображений с целью отождествления личности; при оперативной проверке документов и т.п.
Отождествление личности по признакам внешности возможно в силу того, что каждый человек обладает лишь ему присущей совокупностью признаков. Нет в мире двух человек с одинаковым комплексом признаков внешности. Внешность человека непрерывно изменяется, но в каждый отдельный момент жизни совокупность признаков его внешности неповторима и индивидуальна. Словесный портрет – единая система классификации и описания определенных групп признаков внешности людей для целей розыска и отождествления. Научную основу идентификации личности по признакам внешности составляет:
1.Индивидуальность совокупности признаков внешности.
2.Относительная устойчивость (неизменяемость) признаков, основанная на неизменяемости костно-хрящевой основы.
Правила описания внешности человека по методу словесного портрета:
а) соблюдение определенной последовательности в описании, исходя из принципа «от общего – к частному», «сверху вниз» (пол, возраст, рост, национальность, телосложение, анатомические признаки, функциональные признаки, описание одежды, особые и броские приметы). Детали описываются по признакам:
-размер (величина);
-форма (контур);
-положение, цвет, особенности;
б) полнота описания признаков зависит от целей описания. Для регистрации личности необходимо описывать признаки внешности предельно подробно, а для розыскной ориентировки – наиболее заметные, хорошо наблюдаемые признаки, дающие в совокупности возможности индивидуализировать личность;
в) применение специальной терминологии. Это способствует более точному, единообразному описанию;
г) описание признаков внешности человека производится в анфас и правый профиль.
Основные правила описания человека по методу «словесного портрета»:
1. Максимальная полнота описания.
2. Последовательность описания по принципу от общего к частному, сверху вниз: пол, возраст и национальную принадлежность, затем последовательно характеризуется: фигура (телосложение) в целом, туловище и конечности, голова, лицо и отдельные его части; функциональные признаки; одежда, украшения и другие носимые человеком предметы; особые приметы.
3. Употребление специальной терминологии.
4. Отдельные части головы (лица) описываются в анфас и в профиль по признакам: величина, форма, контур, положение, особенности и цвет.
Источники информации о признаках внешности человека:информация, содержащаяся в памяти (мысленном образе) лиц, видевших этого человека; информация о признаках внешности, содержащаяся в описаниях; фотопортреты, как наиболее объективные и содержательные источники информации о признаках внешности; для установления личности в ходе оперативно-розыскных мероприятий успешно используются «субъективные портреты».
Рис.25. A. Части головы: а) теменная; б) макушечная; в) височная; г) затылочная. Волосяной покров: I — лобный выступ; II — лобная выемка; III — височный выступ; IV — височная выемка; V — заушная выемка; VI — шейный угол; VII — краевая линия роста волос на затылочной части головы. Морщины: 1 — лобные; 2 — межбровные; 3 — височные; 4 — щечные; 5 — ротовые; 6 — носогубные; 7 — шейные; 8 — козелковые. Лоб: 9 — бровная дуга; 10 — надбровная дуга; 11 — лобная ямка; 12 — лобный бугор. Подбородок: 13 — надподбородочная борозда; 14 — выпуклая часть (гребешок) подбородка; 15 — кадык.
Б. Ушная раковина: 1 — наружное слуховое отверстие; 2 — козелок; 3 — противозавиток; 4 — завиток; 5 — трехсторонняя ямка; 6 — ладьеобразный желобок; 7 — мочка; 8 — противокозелок. Детали завитка: а — начальный бордюр; б — передний бордюр; в — верхний бордюр; г — задний бордюр. Детали противозавитка: д — верхняя складка; е — нижняя складка или ствол; ж — средняя складка.
B. Глаз: 1 — зрачок; 2 — наружный угол глаза; 3 — радужная оболочка; 4 — верхнее веко; 5 и 12 — ресницы; 6 — внутренний угол глаза; 7 — слезный сосочек; 8 — полулунная складка; 9 — слезные точки (отверстия слезных канальцев); 10 — белочная оболочка глазного яблока; 11 — нижнее веко. Брови: 13 — головка брови; 14 — хвост брови.
Г и Д. Нос и рот: I—носогубная складка; 2 — «фильтр»; 3 —бугорок верхней губы; 4 —угол рта; 5 —надподбородочная борозда; 6 —носовое отверстие; 7 —крыло носа; 8 —переносица; 9 —спинка носа; 10 —основание носа; II —перегородка; 12 —кончик носа; 13 —кайма губы.
Задание 1.
Описание внешнего облика человека с натуры по методу словесного портрета.
Каждый студент группы составляет описание внешнего облика выделенного преподавателем человека по следующей схеме:
1) собственные элементы:
а) общефизические признаки:
пол, возраст, антропологический тип, рост и телосложение;
б) анатомические: фигура, голова, волосяной покров головы, лицо, лоб, брови, глаза, ресницы, веки, скулы, щеки, нос, губы, зубы, подбородок, затылок, шея, плечи, туловище, грудь, живот, спина, талия, руки, ноги (признаки отмечаются в отношении таких свойств, как размеры, форм, контур, положение, цвет);
в) функциональные: осанка, походка, мимика, жестикуляция, привычки и навыки;
2) сопутствующие элементы: одежда, головной убор, обувь, мелкие носимые вещи (сумки, портфели, бумажники, портсигары, мундштуки и т.д.), предметы личной гигиены и косметики (расческа, щетка для волос, пудреница и т.д.), украшения (серьги, кулон и др.), письменные принадлежности, компенсирующие предметы (очки, трость» костыль и т.д.);
г) особые и броские приметы.
Один из студентов оглашает составленный им словесный портрет человека, внешность которого он описал. Это описание коллективно обсуждается и корректируется. Анализируются ошибки, допущенные в описании внешности человека и их причины.