Запоминание иностранных слов 3 страница
Почему это так важно? Наверняка в вашей жизни были случаи, когда во время подготовки к экзаменам при повторном чтении конспекта или учебника вам казалось, что вы все выучили, но на самом экзамене вам не удалось вспомнить ответ. Дело в том, что узнавание информации и ощущение, что вы ее усвоили, наступают гораздо раньше собственно усвоения и запоминания. То, что материал в учебнике выглядит знакомым, вовсе не означает, что при необходимости вы его вспомните.
Отсюда и вывод: инструктируете агента - попросите его повторить инструкцию. Сообщаете ему последовательность действий — пусть проговорит ее в прямом и обратном порядке. Готовитесь к экзамену? Вспомните материал и запишите весь конспект на бумаге. Простого ощущения «помню» недостаточно. И учитывайте один из законов памяти: частичное воспроизведение ухудшает сохранение информации, желательно вспомнить ее полностью.
Различие между узнаванием и запоминанием можно использовать в разведывательном деле. Например, для проверки истинности показаний. Часто свидетель плохо помнит ложные, выдуманные показания, в то время как ощущает их хорошо знакомыми. Предположим, вы выясняете, как свидетель провел
день. После того как он расскажет вам свою версию, попросите его описать события в обратном порядке, с вечера до утра или уточнить легко проверяемые детали описываемых им событий. Если человек рассказал вам то, что наскоро придумал, ему будет трудно выполнить просьбу.
Шахматный конь, 6x6
http://improve-memory.net/chess/2
Профессиональная память
Вероятно, вы замечали, как много футбольные болельщики знают об игре и о любимой команде. Они помнят результаты матчей, статистику основных игроков, позиции, в которых были забиты решающие голы, ошибки судей и многое другое. Поэтому спортивные прогнозы настоящего фаната хорошо обоснованы. На следующий день после матча болельщик может два часа говорить об игре, обсуждая по памяти каждый ее нюанс, каждый эпизод.
Отличной памятью обладают не только болельщики. То же можно сказать об известных ученых, коллекционерах, любителях телесериалов, завсегдатаях конных скачек. Все они помнят множество фактов, дат, цифр, характеристик, случаев и описаний. И заметьте, эти люди почти никогда не заучивают всю эту информацию специально. Запоминание происходит у них легко и без усилий.
Это объясняется наличием у профессионалов развитой системы ассоциаций. Каждое новое событие, новый факт или цифру они встраивают в систему, связывают с уже знакомыми: бегун улучшил рекорд на полсекунды, команда впервые выиграла в этом сезоне и т.п. Мозг легко запоминает привычную информацию — то, на запоминание чего настроен, что эмоционально окрашено и значимо. И не только запоминает, но и обрабатывает, обобщает, превращает в интуицию - мышление и прогнозирование на уровне ощущений. Так болельщик со стажем зачастую не может объяснить свой прогноз.
Разведка - не просто работа, это образ жизни. Постоянно погруженный в любимое дело, разведчик создает в голове стройную систему знаний. Новые данные быстро находят в ней свое место. Отчасти поэтому разведчики обладают феноменальной памятью и чуткой интуицией.
Проверьте себя
Кому была поручена организация подставы для выявления агентурной сети, заинтересованной в доступе к психологическим разработкам РСХА?
Где Ковалев познакомился с иностранным любителем искусства?
По каким причинам контакты Франсуа Легли не разрабатывались контрразведкой КГБ?
Для чего студенты московских вузов встречались с Франсуа Легли?
4. Маршрутный агент
Некоторые операции требуют непосредственного присутствия разведчика в другой стране. Чтобы выполнять задания «на выезде», агент должен обладать не только специальными знаниями, но также иметь необходимые связи.
Далеко не всегда этими людьми являются оперативные сотрудники. Часто на задания выезжают маршрутные агенты - люди со знаниями, связями, а главное — с надежным прикрытием. Например, добычей информации о новых технических разработках может заниматься инженер, который обслуживает широко используемое оборудование и часто выезжает в командировки. Иногда специально для него «ломают» обслуживаемый им агрегат, тем самым обеспечивая ему надежную легенду.
Работа маршрутного агента за рубежом опасна тем, что он всегда привлекает к себе внимание контрраз
ведки. Но этим она и интересна: выполнить задание в чужой стране, под наблюдением спецслужб противника — вот настоящее мастерство разведчика.
0 контактах Ковалева (в дело HS 283)
При содействии МИД СССР была проведена неформальная встреча с советником по культуре посольства Франции в СССР Ханом Легли, отцом Франсуа Легли.
Г-ну Легли в частном порядке были принесены извинения, объяснены причины задержания его сына.
В беседе на основе обсуждения поведения детей одного возраста был установлен личный контакт с Жаном Легли. Последний с пониманием отнесся к инциденту и признал, что действия Франсуа могли вызвать обоснованные подозрения советских органов госбезопасности. Он также сообщил, что недоволен поведением сына в СССР и намерен отправить его на родину.
Узнав, что задержание связано со смертью Ковалева, советник сказал;
"Не надо было ему связываться с этим сумасшедшим аргентинцем".
Со слов сына Легли рассказал, что Ковалев иногда общался с г-ном Альваресом, странным латиноамериканцем, искусствоведом, часто бывающим в СССР. Г— н Легли выразил опасение, что Альварес может быть замешан в чем-то противозаконном. Он советовал сыну держаться подальше как от Альвареса, так и от связанного с ним Ковалева.
Зам. начальника
второго главного управления
полковник В. И. Рукин
хд мая 1955 г. г. Москва
Выступления и речи
Ничто так не удручает, как речь, произносимая «по бумажке». Вряд ли можно оправдать подобное пренебрежение аудиторией тем фактом, что публичное выступление сопряжено со стрессом для оратора (в таком случае речь становится настоящим стрессом для слушающих). Страх говорить на публике занимает одно из первых мест в списке фобий, которым подвержены люди. Ораторы были одними из первых, кто начал использовать приемы мнемотехники. Отсутствие необходимости подсматривать следующую фразу на листе бумаги позволяет выступающему обрести уверенность и справиться со стрессом.
Для хорошего выступления не нужно заучивать речь слово в слово. Достаточно запомнить основные пункты и переходы между ними. Так вы не собьетесь и оставите место для импровизации и живой связи с аудиторией.
1. Разбейте свое выступление на смысловые блоки. Не нужно делать их слишком мелкими, для небольшого выступления достаточно 5-10 блоков.
2. Сформулируйте основную мысль каждого блока с помощью тезиса - предложения в 3-4 слова.
3. Закодируйте каждый тезис одним ключевым словом, по которому вы однозначно вспомните, что хотели сказать.
4. Запомните список ключевых слов с помощью метода историй или метода локаций. Можете использовать в качестве мнемонического пространства собственное тело.
5. Отрепетируйте выступление. Перескажите или выпишите тезисы своей речи, воспроизводя из памяти ключевые слова. Повторите их в прямом и обратном порядке.
Актеры театра дословно запоминают длинные пьесы, их опыт может быть очень полезен. Подготовка к спектаклю начинается не с заучивания реплик, а с понимания чувств героев, которые меняются вместе с развитием сюжета. После того как актер вжился в образ своего героя, текст становится понятным, логичным, быстрее и лучше запоминается.
Подумайте, какие чувства вы хотите вызвать в слушателях каждым пунктом своей речи. Проживите эти эмоции и облеките их в слова.
Упражнение
Прочитайте небольшую статью. Выделите в ней смысловые блоки. Запишите основные идеи этих блоков с помощью тезисов. Выделите ключевые слова и запомните их. Попробуйте пересказать статью, после чего сверьте рассказ с оригиналом.
Почаще проделывайте это упражнение со статьями разной тематики. Оно развивает не только память, но и способность перерабатывать, «концентрировать» информацию. Умение изложить в коротком донесении самое важное из большого объема добытых сведений чрезвычайно ценно для разведчика.
Запоминание и структура
Чтобы лучше запомнить большие объемы информации, наведите в них порядок. Один из самых эффективных способов упорядочить разрозненные данные — классифицировать их, уложив в древовидную структуру.
Например, вам нужно запомнить, что находится на вашем письменном столе (например, чтобы проверить, не осматривал ли кто-либо кабинет в ваше отсутствие). На столе находятся:
♦ ноутбук;
♦ перьевая ручка;
♦ блокнот;
♦ несколько чистых листов бумаги;
♦ точилка для карандашей;
♦ детектор для поиска прослушивающих устройств;
♦ прошлогодний справочник «Страны мира»;
♦ внешний жесткий диск;
♦ фотография в рамке;
♦ карта памяти;
♦ статуэтка Будды;
♦ карандаш;
♦ книга по психологии эмоций (закладка на 15-й странице);
♦ зарядка для телефона.
Запомнить список в первоначальном виде не так просто. Но можно проклассифицировать предметы.
Например, разделить их на электронные устройства и всё остальное. Получится следующее:
1)электронные устройства:
— ноутбук,
— детектор для поиска прослушивающих устройств,
— внешний жесткий диск,
— карта памяти,
— зарядка для телефона:
2)остальное:
— перьевая ручка,
— блокнот,
— несколько чистых листов бумаги,
— точилка для карандашей,
— прошлогодний справочник «Страны мира»,
— фотография в рамке,
— статуэтка Будды,
— карандаш,
— книга по психологии эмоций.
Список стал понятнее, но все же разделы слишком большие. Можно ввести второй уровень иерархии.
1. Электронные устройства.
а) носители информации,
— ноутбук,
— внешний жесткий диск,
— карта памяти;
б) другие устройства:
— детектор для поиска прослушивающих устройств,
— зарядка для телефона.
2. Остальное:
а) письменные принадлежности:
— перьевая ручка,
— блокнот,
— несколько чистых листов бумаги,
— точилка для карандашей,
— карандаш;
б) книги:
— прошлогодний справочник «Страны мира»,
— книга по психологии эмоций (закладка на 15-й странице);
в) украшения:
— статуэтка Будды,
— фотография в рамке.
Получается трехуровневая классификация в виде дерева.
Построение такого дерева отнимает некоторое время. Кроме того, нужно запомнить больше данных, чем в обычном списке. Однако эксперименты показывают, что упорядоченную информацию люди запоминают до десяти раз более эффективно, чем простой перечень.
Разбирайтесь, стройте схемы и таблицы, классифицируйте и упорядочивайте информацию. Переработав, вы лучше ее запомните.
Интеллектуальные карты
Для визуального представления структуры данных хорошо подходит технология интеллектуальных карт, разработанная английским психологом Тони Бью- зеном. Между прочим, он — основатель и участник чемпионатов по памяти, на которых лучшие мнемо- нисты мира состязаются в способности запоминать и безошибочно воспроизводить самую разную информацию.
Интеллект-карты незаменимы, когда нужно быстро освоить новую область знаний, связать разрозненную информацию, найти взаимосвязи между, казалось бы, независимыми фактами, спланировать сложную операцию. В общем, для всего того, чем занимается разведчик.
Чтобы составить интеллект-карту, проделайте следующее.
1. Возьмите лист бумаги формата АЗ или А4. Расположите его горизонтально.
2. В центре листа обозначьте главную тему вашей интеллект-карты. Это может быть рисунок, слово или фраза — все что угодно. Главное, чтобы вы это понимали и помнили.
3. Раскройте и поясните центральную тему. Проведите несколько линий от нее в направлении к краям листа и сопроводите их поясняющими ключевыми словами или рисунками.
Подумайте о причинах и следствиях. Что влияет на предмет вашей карты? К чему он ведет? Какие опасности представляет? На какие составляющие его можно разделить? Вопросы будут зависеть от темы карты, и их может быть много. Пусть это не смущает вас. Возможно, при дальнейшей разработке некоторые
линии потребуют объединения, а какие-то останутся неразработанными.
4. Проделайте то же самое с каждой линией: поясните каждую, как будто она является отдельной темой. От конца каждой линии проведите новые ветви и обозначьте их своими ключевыми словами или рисунками.
5. Продолжайте разрабатывать карту от центра к периферии, пока не достигнете ясности в понимании темы.
Чтобы карта была полезнее, выполняйте следующие рекомендации.
1. Понятия лучше кодировать образами, даже если вы невысоко оцениваете свои способности рисовальщика. Так они лучше запомнятся.
2. Если вы используете слова, подбирайте для одного понятия одно слово. Без этого карта станет громоздкой и запутанной.
3. По мере удаления от центра делайте рисунки и слова мельче, а линии тоньше. Это позволит показать иерархию знаний и отделить главное от второстепенного.
4. Пишите слова печатными буквами. Так карту легче прочитать с одного взгляда.
5. Используйте разные цвета.
6. Соединяйте связанные понятия линиями и стрелками. Объединяйте их в блоки «облачками» и штриховками.
7. При раскрытии понятий старайтесь не делать от него более семи ответвлений. Если требуется больше, создайте еще один уровень иерархии.
Готовая интеллект-карта похожа на нейрон: крупный образ в центре с множеством древовидных отростков. Например, карта, поясняющая три принципа мнемотехники, показана на рисунке.
Преимущество интеллект-карты состоит в том, что она легко обозрима — все данные представлены на одном листе. Хорошо видна структура данных и взаимосвязи между элементами. Сама карта, как это нетрудно установить, соблюдает все три принципа мнемотехники: ассоциативность — все данные связаны; образность - информация представлена визуально; эмоциональность - цвета, штриховки и характер рисунка отражают отношение автора.
P. S. Соблюдайте конспирацию. Не забывайте уничтожать ваши карты после того, как запомните их содержание.
Упражнение
Составьте интеллект-карту, описывающую метод мест. Визуальное конспектирование поможет вам лучше освоить эту мнемотехнику.
Упражнение
Опишите с помощью интеллектуальной карты ваш вчерашний или завтрашний день. Пусть размер элементов карты отражает затраты времени, а цвет обозначает важность того или иного дела.
Из дела оперативной разработкина гражданина Аргентины Хосе Альвареса (в дело RS 283)
Фотографии Ковалева и Хосе Альвареса среди прочих были показаны официантам ресторанов, находящихся в радиусе 20 минут езды от здания философского факультета МГУ. Обоих опознал Е.П. Дужков, официант ресторана "Колос", работавший 21 апреля, в день смерти Ковалева. Они выпили бутылку вина на двоих. Ел только молодой. Расплатился иностранец.
Дужков хорошо запомнил их: молодой выглядел беспокойно, был возбужден и порывался уйти, иностранец успокаивал его, уговаривая остаться и посидеть еще.
Ст. оперуполномоченный д—го отдела второго главного управления майор И.О. Милославский
23 мая 1955 г. г. Москва
Шахматный конь, 6x6, ускоренная версия
http://improve-memory.net/chess/3
Источник? "Симонид" Принял: майор Милославский 2 июня 1955 г. По делу Н8 283
О последних неделях жизни Ковалева
Опросы соседей Ковалева по общежитию показали, что за два месяца до своей смерти он вел себя необычно. На праздновании Дня Советской Армии он был "как в воду опущенный" и с того времени был подавлен и выглядел нездоровым. Сторонился общения. Практически прекратил работу над диссертацией, которой прежде уделял много времени.
Как правило, три дня в неделю Ковалев работал в архиве. После 23 февраля он в архив не ходил.
т
Есть основание предполагать, что Ковалев мог знать об исчезновении Бернштейна до 2 марта, когда в милицию поступило заявление о пропаже последнего.
Л уже ППОЛНЄ ОСЖоиЛС-? у
здес-ь. Перпый культурный шок прошел. Работа не дает особо „ рас-холажипагьс-?.
Сбор САедеНий об' Альпаресе понемногу предлагаете.?. Аргентиной
идут на контакт- гораздо легче русхжих. Хот?) может быть, 7ТО ? поднаторел П общении и расслрос^х-
Несколько с-ложнее было с, полицией. Но, к.ак ны?смилоа>, не так. сложно, как. ? думал.
За деньги здесь можно купить Псе НТО хочешь.
Карта. Второй уровень
http://improve-memory.net/maps/2
СЕКРЕТНО
Источник: "Симонид" Принял: майор Милославский 13 июля 1955 г. По делу 1В 283
О Хосе Альваресе
Хосе Альварес — гражданин Аргентины, 1907 г. р.
Проживает в Буэнос-Айресе.
Пишет статьи об искусстве для нескольких журналов в Латинской Америке и Европе. Преподает. Часто выезжает в командировки. Бывает в разных странах. Общается с музейными работниками, искусствоведами, коллекционерами и любителями живописи. Дипломатическим иммунитетом не обладает.
Владеет английским, немецким, испанским и французским языками. Может сносно изъясняться по-русски.
Легко контактирует с людьми. Весельчак и балагур. Страстный фотограф. Много снимает и раздает карточки знакомым, тем самым устанавливая и развивая личные контакты.
Знаком с известными художниками — Пабло Пикассо, Сальвадором Дали,
Жоаном Ниро и другими.
Часто бывает в Советском Союзе, особенно в Москве и Ленинграде. Имеет много знакомых среди музейных работников.
По словам знакомых Альвареса, его биография вполне заурядна. Почти всю жизнь он прожил в Аргентине и стал выезжать из страны только в последние годы. Однако эта информация требует проверки, так как никто из опрошенных не знает Альвареса более одного-двух лет.
Благодаря источнику в полиции Аргентины нам стало известно следующее: искусство — вторая профессия Альвареса, когда-то бывшая его хобби. До войны и во время нее Альварес служил коммивояжером в небольшой компании по производству швейных машин.
В период с 14 января по 23 апреля 1955 года Хосе Альварес находился в Москве. Заявленной целью его приезда в СССР была работа с фондами Ленинской библиотеки для написания книги по истории русского искусства. Несколько раз выезжал в Ленинград.
Буэнос-Айрес
И! 418
шшл
■ІН
Источник; "Симонид4 Принял; майор Милославский 25 июля 1955 г. По делу Н! 283
Об организации подставыпод легендой доступак секретным документам
Посетил Международный конгресс психологов, проходивший в Буэнос-Айресе 18—22 июля. Выступил на секции "История психологии" с докладом от МГУ "Разоблачение антинаучных теорий нацистских психологов в 1936—1945 годах".
В докладе сослался на архивы исследовательских организаций и университетов.
Доклад прошел без дополнительных вопросов, однако в перерыве несколько участников конгресса выразили заинтересованность в заявленной теме. Все они были учеными или преподавателями. Перечень имен и должностей прилагается.
Согласно подготовленной легенде, каждому из обратившихся ко мне с вопросом или комментарием предлагал совместную работу в области истории психологии в фашистской Германии. Два преподавателя выразили готовность побывать для этого в СССР; Дрэкул Раду из Румынии и Хосе Альварес из Аргентины, установка на которого была передана мной неделю назад.
Альварес объяснил интерес к истории психологии работой над книгой, посвященной особенностям художественного восприятия живописи.
В начале октября Альварес посетит Москву для организации выставки наивной латиноамериканской живописи.
Буэнос-Айрес
I» 378
Список слов. Пятый уровень
http://improve-memory.net/words_list/7
Образ жизни и память
Будни разведчика далеки от рекомендаций из книжек по здоровому образу жизни. Большая психологическая нагрузка, хронический стресс и недостаток отдыха - все это отнюдь не повышает работоспособность. А если разведчик почувствовал вкус к острым ощущениям, проблем добавляет склонность к неоправданному риску.
Разведслужбы не поощряют пренебрежения здоровьем и тем более безопасностью: подготовка сотрудника занимает длительное время (и стоит денег), на него завязаны важные контакты. Множество рекомендаций направлено на то, чтобы профессиональная жизнь разведчика была долгой.
Как сохранить высокую работоспособность и продуктивность? В рецепте несколько составляющих:
♦ правильное питание:
♦ физическая нагрузка;
♦ оптимальный распорядок дня;
♦ эмоциональное здоровье и отсутствие длительного стресса.
Рекомендации будут подробно описаны в следующих разделах. Они просты и эффективны, а следование им не отнимает много времени.
Таблицы Шульте, 7x7 с подсветкой
http://improve-memory.net/shult/3
Питание для мозга
Головной мозг, составляя всего 2% веса тела, потребляет около 20% энергии. Для сохранения высокого тонуса нервной системы в рационе питания должны быть:
♦ белки (йогурты, орехи, яйца, рыба);
♦ сложные углеводы (грубый хлеб, необработанные крупы, макароны из твердых сортов пшеницы);
♦ полезные жиры (морепродукты, оливковое масло, лосось, сардины или сельдь, авокадо).
Белки необходимы для любого живого организма, их недостаток вызывает чувство усталости и замедляет процессы восстановления.
Углеводы дают мозгу энергию. Но не рекомендуется употреблять большие дозы сладкого. От быстрого поступления в организм сахара концентрация глюкозы в крови повышается в течение нескольких минут. Однако затем выброс инсулина быстро снижает уровень глюкозы, и проблема питания мозга не решается. Гораздо полезнее съесть что-нибудь богатое «долгими» углеводами: грубый хлеб, необработанный рис, бобы и т.п. Глюкоза из таких углеводов поступает в кровь постепенно, поэтому лучше усваивается и питает мозг в течение долгого времени.
Так как клетки нервной системы на 60% состоят из жиров, не вздумайте исключать жиры из рациона. Конечно, полезны не любые жирные продукты. Ги- дрогенизированные жиры (маргарин) вредят нервным клеткам, препятствуя выведению из них отходов жизнедеятельности. Старайтесь не употреблять твердые растительные жиры и продукты на их основе. Нерафинированные растительные масла, напротив, полезны. Они очищают сосуды и улучшают мозговое кровообращение.
Одна из важных биологических функций мозга — помощь человеку в поиске пищи. Активность мозга зависит от того, насколько человек голоден. При полном желудке мозг успокаивается и наступает сонливость. Перед тем как взяться за решение важной задачи, не ешьте плотно, легкий голод стимулирует умственную деятельность.
Постоянно ведутся споры о пользе и вреде стимуляторов: чая и кофе. Конечно, чашка кофе бодрит и повышает умственные способности, однако длительное употребление кофе в больших количествах вызывает привыкание и обладает вредными побочными эффектами. Пожалуй, самой мудрой рекомендаций в употреблении естественных стимуляторов будет соблюдение умеренности.
Пейте достаточно жидкости. Обезвоживание радикально снижает умственную и физическую работоспособность.
Шахматы, король и конь. 5x5
http://improve-memory.net/ chess/ 5
Физическая нагрузка
Значение физической нагрузки для умственной работоспособности общепризнанно. Во-первых, занятия физкультурой способствуют хорошему самочувствию. Во-вторых, движение улучшает кровоснабжение организма, в том числе мозга. Укрепляются сосуды, сохраняется их эластичность. Повышаются способности организма к быстрой мобилизации. В-третьих, регулярные нагрузки улучшают гормональный фон, нормализуют эмоциональное состояние, снимают стресс. Все это позитивно отражается на умственной работоспособности. И наконец, выполнение сложных движений тренирует в том числе мышление и память. Ассоциативная кора мозга, отвечающая за познавательные способности человека, расположена рядом с моторной корой, управляющей сокращением и расслаблением мышц. Стимулирование моторной коры активизирует ассоциативную —
движение делает нас умнее. Это особенно хорошо заметно на детях: развитие крупной и мелкой моторики, как правило, свидетельствует о нормальном умственном развитии.
Физическая нагрузка бодрит. Если вас одолевает сонливость, выполните несколько упражнений: покрутите головой, сделайте пару-тройку резких взмахов руками, десяток приседаний, отожмитесь от пола. Зашли в тупик при решении сложной задачи — прогуляйтесь. В то время как сознание прекращает стереотипные размышления, подсознание продолжает поиск решения. Возникают неожиданные ассоциации, приходят новые идеи.
Чтобы быстро взбодриться, помогает прием, хорошо знакомый любителям восточных единоборств. Встаньте. Глубоко вдохните, медленно подняв руки, затем резко выдохните и быстро опустите руки, втянув
в себя живот. Кровь из внутренних органов переместится в конечности и голову, мозг насытится кислородом и питательными веществами.
Список слов. Шестой уровень
http://improve-memory.net/words_list/8