Определение и классификация асан.

Третья ступень классической йоги представлена позами (асанами). Эта ступень, пожалуй, наиболее популярна вследствие ее детальной разработки в хатха-йоге. В сутрах Патанджали сказано только, что «асана должна быть неподвижной и удобной», - остается неясным, идет ли речь о всех асанах или это относится только к падмасане, в которой выполняются практики последующих ступеней, прежде всего медитации. На изображениях, так или иначе связанных с йогой, всегда присутствует поза лотоса (древнейшее изображение обнаружено в Мохенджо-Даро, около 3000 г. до н.э.), и, следовательно, можно предполагать, что поза лотоса (падмасана) была изначально первой, а в период Патанджали, возможно, и единственной практикуемой асаной. Как мы увидим ниже, с биомеханической точки зрения эта поза относительно устойчива среди прочих асан (см. 3.5). И если Горакшанатх, считающийся основателем хатха-йоги, в дополнение к предыдущей дает лишь позу сидения на пятках (ваджрасана), то в средневековых текстах по хатха-йоге мы находим в Хатхайогапрадипике уже 15 асаны, а 32 асаны в Гхерандасамхите. В источниках нового времени дается существенно большее число асан, к примеру, 88 асан у Mukerji и Spiegelhoff"а (1971), а Iyengar (1969) установил рекорд, описав свыше 300 асан. В ашрамах Индии принято практиковать лишь малое число асан, равным образом программы клиник йоги содержат лишь несколько асан в различных комбинациях из списка общим числом примерно от 25 до 40 асан.

Прежде, чем мы займемся воздействием и смыслом тех или иных асан, рассмотрим некоторые из основных методических принципов, существенных для исполнения всех асан:
Принятие позы осуществляется по возможности медленнее, далее самым главным считается неподвижное пребывание в асане в течение нескольких минут. Какого-либо динамического применения силы следует всячески избегать. Пребывая в асане, внимание лучше направлять на максимально возможное расслаблении мышц, которые не принимают непосредственного участия в поддержании позы, при этом дыхание также должно быть расслабленным и спокойным. Общая установка на расслабление вообще достаточно характерна для йоги.

Релаксация выполняется с концентрацией, т.е. внимание полностью сосредоточено на соматическом (телесном) ощущении и не отвлекается на внешние объекты. Очевидно некоторое сходство с методами концентрации и расслабления в психотерапии (аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация) с тем только отличием, что в последних не требуется каких-либо усилий на поддержание позы; занимающийся либо просто лежит, либо поза поддерживается собственным связочным аппаратом.
При попытке как то классифицировать асаны возникает вопрос о выборе критериев. В соответствии с этим существует множество совершенно различных классификаций.
Согласно таким традиционным йогическим текстам как Хатхайогапрадипика и Шивасамхита, смысл и цель асан состоят в реализации гармонии тела и духа. Поэтому в традиционных школах йоги асаны подразделяются по своим культовым аспектам, значение которых понятно лишь в контексте традиционной философии и космологии (сиршасана, к примеру, означает «изменение полярности» тела в силовом поле между Солнцем и Луной и т.п.). Впрочем, такого рода толкования основывались на эмпирическом опыте, и мы не должны их игнорировать только потому, что нам мало или совсем незнаком круг понятий иной культуры. Разумеется, в этих объяснениях содержатся эмпирически полученные знания, которые вполне могут быть переданы в терминах научного мышления.
Ananda (1980), автор из института йоги в Лонавле, дает как основу 27 асан, 4 бандхи и упражнение наули, далее - 8 специальных асан для тренировки концентрации и устойчивости и, наконец, 22 асаны в качестве вариантов. Mukerji и Spiegelhoff (1971) приводят свои 88 асан без всякой последовательности, в то же время схема так называемой серии Ришикеша (Van Lysebeth 1975) с ее девятью асанами построена по физиотерапевтическому правилу - «За каждым растяжением должно следовать сокращение соответствующей группы мышц» - и содержит хотя бы по одной позе из серии основных.
По положению тела в пространстве среди наиболее известных асан можно выделить семь типов:
1. Поза релаксации лежа (шавасана) - здесь не требуется никакого мышечного напряжения (см.ниже).
2. Сидячие позы - исторически это единственная разновидность позы, во времена Патанджали «Асанам» означало «поза сидя».
3. Перевернутые позы - голова в гравитационном поле земли находится ниже туловища.
4. Позы скручивания.
5. Наклоны туловища вперед.
6. Прогибы туловища назад.
7. Позы равновесия - момент балансирования присутствует собствено в каждой асане, но в некоторых асанах он превалирует.
Многие известные позы являются вариантами этих основных типов, причем комбинироваться могут как основные элементы, так и положение рук и ног.
Это была классификация по типу исполнения. Далее асаны могут подразделяться по своим целям (Rösel 1928):
1. Устойчивые асаны, в которых далее можно выполнять пранаямы и медитации. Аспект стабильности внутренне присущ каждой асане (см.ниже), но, вероятно, единственной асаной, в которой преобладает исключительно этот аспект, является падмасана (или также ваджрасана).
2. Терапевтические асаны с физио- и психотерапевтическим действием. Однако о возможных механизмах терапевтического эффекта ничего не говорится (некоторые гипотезы об этом см. ниже).
3. «Гипнотические» позы, при которых установленная модель двигательной иннервации действует как триггер медитации, понимаемой Rösel"ем как самовнушение.

Суггестивное воздействие двигательной модели Rösel выводит из того факта, что для погружения в гипноз часто требуется закатывание глаз внутрь с фиксацией. Эта двигательная модель способствует наступлению двигательной релаксации, на основе которой далее следует суггестивное сужение сознания. Окончательного физиологического обоснования, почему это так, до сих пор не существует (так же мало понятно, что такое внушение вообще по своей физиологической природе). Представляется очень смелым строить толкование асан на таком умозрительном представлении о технике гипноза. Поскольку, с одной стороны, неясно, можно ли вообще использовать понятие суггестии по отношению к медитативным упражнениям йоги (см.гл.5), а с другой, асаны традиционно никогда не связывались с медитативными практиками, то, не исключено, что гипнозогенный аспект может оказаться не столь уж существенным. Хотя разумеется, асаны вообще, а в особенности асаны на равновесие, требуют хорошей концентрации - и у Ananda (1980) они рассматриваются как асаны, обучающие концентрации; тем самым асаны косвенно служат подготовкой к высшим ступеням йоги, так как способность к сосредоточению является предпосылкой медитации. О механизме обучения концентрации см. 3.7.2.

Равным образом возможна и классификация с медицинской точки зрения, например, по терапевтическому эффекту. Однако систематический анализ воздействия многих асан отсутствует, и поэтому такого рода классификация в законченном виде пока невозможна. Тем не менее по некоторым аспектам с учетом имеющихся физиологических данных, верифицируемых наблюдений и попыток научного истолкования, возможно дать некоторую мозаичную картину сведений, которая приводится в следующих разделах.
Для справки в табл. 2 собраны известные асаны из тех, что обычно упоминаются в исследованиях. Относительно их практического исполнения см.,напр., Sacharow (1957), Iyengar (1969), van Lysebeth (1975) и Ananda (1980).
Ряд двигательных актов, такие как мудры и бандхи, у некоторых авторов считаются асанами, у других пранаямами. Мудры - это позы, сопровождаемые статическим напряжением различных отделов рук, ног, туловища или же всего тела. Собственно, с точки зрения физиологии между мудрами и асанами какихлибо различий нет; Kuvalyananda и Vinekar (1963) относят к мудрам даже такие классические асаны как сиршасана, матсиасана и т.д. Согласно традиционным представлениям, они образуют мистические знаки, которые способствуют духовному очищению и призваны пробудить Кундалини (Rösel 1928). Предполагаемое Rösel"ем гипнозогенное действие некоторых асан, если таковое вообще существует, могло бы играть некоторую роль прежде всего в мудрах.
Бандхи - это так называемые замки, которыми по традиционным представлениям закрываются ворота в теле, чтобы стимулировать распределение праны (см.гл.4). Обычно упоминаются три классические бандхи: джаландхара-бандха (подбородочный замок), уддияна-бандха (замок диафрагмы) и мула-бандха (замок таза). Замок выполняется сильным изометрическим сокращением мышц соответственно в области шеи, живота или таза. Таблица 3 дает обзор часто упоминаемых бандх и мышц, задействованных при их исполнении.
Упражнение наули широко известно вследствие своей высокой зрелищности и приводит в восторг любую публику по причине впечатляюще тонкого владения брюшным прессом. Оно состоит в том, что после глубокого выдоха и выполнения замка диафрагмы (уддияна) Mm. recti abdomini (прямые мышцы живота) сокращаются вместе или, соответственно, только правая (дакшина-наули), или только левая (вамана-наули). Это сокращение при высоком мастерстве может быть выполнено волнообразно снизу вверх и наоборот (так называемая кишечная мельница). Сходное с наули упражнение агнисара (буквально: "тушение огня") выполняется следующим образом: после глубокого выдоха и удержания уддияна-бандхи посредством сильных и быстрых ритмичных сокращениий всех мышц живота брюшная стенка втягивается и затем расслабляется.

Таблица 2. Перечень некоторых часто встречающихся асан


Шавасана * "Поза трупа", Поза отдыха

Сидячие позы

Падмасана * Поза лотоса
Ваджрасана * "Прочная поза", Поза на пятках
Сукхасана * "легкая поза", Поза портного

Перевернутые позы


Випаритакарани * "перевернутая поза", Полустойка на лопатках
Сарвангасана * стойка на лопатках, поза свечи
Сиршасана * стойка на голове

Вращение туловища


Матсиендрасана * "поза Матсиендранатха", Скрученная поза
Ардхаматсиендрасана * полускрученная поза
Вакрасана * вращение спины

Наклоны туловища вперед


Пашимоттанасана * поза крестообразного наклона, поза спины
Халасана * поза плуга (также является перевернутой позой)
Йога-мудра * символ йоги
Йоганидрасана * поза для сна

Наклоны туловища назад


Матсиасана * поза рыбы
Бхуджангасана * поза кобры
Шалабхасана * поза кузнечика
Дханурасана * поза лука
Чакрасана * поза колеса

Упражнения на равновесие

Парватасана * поза горы
Кукутасана * поза петуха
Вокасана * поза дерева
Бакасана * поза ворона
Врисчикасана * поза скорпиона
Майюрасана * поза павлина

Таблица 3. Перечень мышц, сокращающахся при наиболее важных бандхах (по Gopal, Lakshman 1972)

Наши рекомендации