Различное в морали и праве 17 страница

Культура как данность единства в то же время многоэлементна, многогранна. Она не есть, как уже отмечалось, какая-то отдельная сторона жизни общества или индивида. Это нечто целое, рассмат­риваемое под определенным углом зрения, а именно — со стороны развития человека как субъекта деятельности. Культура представля­ет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: ма­териальном производстве, социально-политической, духовной и других ее областях. И хотя человек может действовать в какой-то определенной сфере жизни, он тысячами нитей связан с другими ее сферами в качестве субъекта или объекта деятельности. Его культу­ра в определенном смысле выступает как своеобразное единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетической и, само собой разумеется, профессиональной.

Перечисленные структурные элементы культуры, за исключением профессиональной, можно объединить понятием общей культуры, хотя какие-то ее составляющие несомненно входят и в содержание культуры профессиональной.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

В узком смысле слова под общей культурой понимается личностный уровень общего образования, владения языком, общетехнической под-готовки, поведения, физического развития, проявляющийся интегра-тивно в ценностных ориентациях, деятельности и общении.

Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нельзя жить в социальной среде. Она представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в зна­ниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых чело­веку в повседневной жизни. Это, наконец, уровень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профес­сиональной среде, так и вне ее. Именно этой культуры сотрудникам часто не хватает.

Она проявляется буквально во всем: в политических и идеологи­ческих воззрениях, на службе, в быту, в организационно-управлен­ческой деятельности, когда, скажем, спорящие по проблемам поли­тики центр тяжести переносят на личные качества политиков, когда начальник «кроет матом» своих подчиненных, когда старший по званию «тычет» младшего, когда исполнитель спустя рукава отно­сится к выполнению порученного дела и его начальник не взыски­вает с него за это — все это и многое другое говорит об отсутствии элементарных навыков общей культуры.

Деление культуры на профессиональную и другие ее состав­ляющие относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культуры. На­пример, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста — правовая. Но во всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.

Нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и по­ведения, а также совокупность нравственных качеств (черт), прису­щих людям определенного общества, класса, профессии, характери­зующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, ко­торые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, напри­мер, в политической культуре человека выражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим парти­ям и движениям, к функционированию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к при­роде, обществу, самому человеку, к искусству с точки зрения пре­красного и безобразного, то нравственная культура той же личности

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 195

реализуется в ее отношении к другим людям, в повседневном об­щении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, честь, совесть, справедливость и т.д.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравст­венная культура сотрудников правоохранительных органов совпада­ет с нравственной культурой граждан России. Она является показа­телем их нравственной зрелости, определенным уровнем развития нравственного сознания и поведения, в котором находят реализа­цию нравственные требования общества.

5.2. Этика как методологическая основа

нравственного воспитания сотрудников

правоохранительных органов

Нравственное воспитание является предметом ряда наук. Какую роль может выполнять этика как философская наука в решении практических вопросов нравственного воспитания человека?

1. Этика является результатом глубинного осмысления природы и
многообразных проявлений морали, общественной и индивидуальной
нравственности. Она не только научным способом создает систему
обобщений и выводов. Проникновение в суть моральных явлений
идет настолько своеобразным путем, что отбор и развертывание
методов этического анализа является относительно самостоятель­
ной задачей. Поскольку мораль выступает внутренней характери­
стикой мира человека в целом, его духовно-нравственной культуры,
постольку набор методов, которые в состоянии ее выразить, необы­
чайно велик. Этика определяет специфическую меру взаимодейст­
вия методов в широком диапазоне, начиная с сугубо философского
и общенаучного инструментария и кончая способами обыденно-
практического освоения действительности. Таким образом, сам под­
ход делает этику наукой философского порядка и определяет ее как
методологию относительно всего комплекса теоретических и прак­
тических вопросов нравственной жизни.

Будучи методологией философского плана, этика формирует мировоззренческие основы повседневного познания и практики, творчества, общественной нравственности и морального облика. Методология этического рассмотрения становится тем самым и ме­тодологией организации воспитательного процесса.

2. Этика сама является существенным элементом нравственного
опыта и духовной культуры людей. Практически весь специфический
Категориальный аппарат науки этики является одновременно и поня-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

тийным каркасом морального сознания. Мысли о справедливости, долге, достоинстве, добре не просто представляют собой теоретиче­ские формулировки, но и дают нам практические ориентиры, опре­деляют систему моральных побудителей к действию. Причем очень важно учесть, что «слияние» точек зрения этической теории и пози­ции морального сознания происходит не на житейско-сигуационном уровне, а в плоскости мировоззренческого истолкования человече­ского мира. Этическая теория не только отражает повседневный опыт, но и в определенной мере обусловливает его. Верность этиче­ского взгляда измеряется не только тем, насколько истинны наши знания о морали, но и тем, насколько глубоко мы проникаем с его помощью в толщу социальной жизни. Притягательность этики за­ключена еще и в том, что она есть знание о действительных меха­низмах общественной жизни, о состоянии нравов и преобразовании поведенческих моделей. Как философская наука она и объясняет предмет, и пытается определить пути изменения нравов, культиви­рования человечности в людях.

Методика воспитательного процесса является предметом не этики, а педагогики. Хотя этическая теория не может не влиять на орга­низацию процесса воспитания. Так, понимая под моралью способ духовного освоения действительности, мы неизбежно будем тяго­теть к нравственному воспитанию в виде просвещения, моралисти­ческой проповеди, самообразования и т.д. Если же мы склонны ви­деть в морали главным образом регулятор нормативного поведения, то естественным будет организовывать воспитательную работу на базе моральных авторитетов и нравственных примеров.

Этическая теория занимается прежде всего содержанием, а не процессом нравственного воспитания, ее нельзя оторвать от педаго­гики, которая призвана ответить, что и зачем необходимо форми­ровать в человеке и в общественных отношениях, как и почему складываются те или иные моральные качества человека, черты об­щественных нравов. Без глубоких знаний всех этих вопросов орга­низация воспитания нравственной личности невозможна.

Другим важным каналом влияния этики на теорию и практику нравственного воспитания является решение вопроса о природе и возможностях формирующего влияния на человека. У нас пока, к сожалению, теория нравственного воспитания, хотя и создается, как говорят, «на научной основе», но часто носит схоластический характер. Каждый, кто когда-либо сталкивался с решением воспи­тательных задач, не может без раздражения не вспомнить о «любви» организаторов нравственного воспитания к созданию отвлеченно-идеальных моделей бесплодных воспитательных систем. Этика, вы­рабатывая знания о реальных нравственных процессах, заставляет

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 197

обращать внимание на практику как на критерий истинности педа­гогических методик, обозначает четкие границы реальности воспи­тательного процесса, учит выявлять его реальные закономерности, напоминает, что нельзя изменять человека в любом направлении, вырабатывать у него какие угодно моральные качества, прививать ему любовь и преданность любому провозглашенному принципу. Нравственное поведение имеет свою объективную логику под стать причинным процессам в природе.

Наконец, этика, проникая в природу и внутреннюю структуру морали, выражая ее логику, тем самым высвечивает и логику ста­новления индивидуальной нравственности. Каждый человек в сво­ем индивидуальном нравственном становлении в общих чертах по­вторяет весь тот путь, который проходит нравственность социаль­ного слоя, народа в своей истории. Стало быть, научное понимание генезиса морали, ее истории, внутренних механизмов развития есть одновременно и методологическая база для описания основных тенденций воспитательного процесса на любом уровне конкретной социально-исторической действительности.

Нравственность человека не просто соответствует нашим запросам, она вообще реальна только тогда, когда осознаются и приведены в действие все ее уровни, начиная с элементарных житейских, быто­вых привычек и кончая возвышенными идеалами. Нравственность человека живет по принципам организма: в ней нет отсутствующих звеньев. Когда мы говорим о примитивной, неразвитой нравствен­ности, то под этим вовсе не следует понимать, будто в ней нет все­го набора уровней. Задача нравственного воспитания — насытить эти уровни богатством поведенческого опыта и склонностями к мировоззренческому анализу, стандартами морального выбора и благородными помыслами. С этой точки зрения этика как мировоз­зрение и методология формирования личности занимает «высшие страты» не только научного познания личности, но и ее индивиду­альной нравственности.

Степень нравственности человека возрастает в зависимости от того, какой конструктивной силой обладают его решения и поступ­ки, насколько смысл его поступка может стать моральным приме­ром для всех. Эта степень напрямую зависит от развитости мораль­ного сознания личности, глубины и богатства ее мировоззрения.

Известно, что предметом труда сотрудника правоохранительных органов является прежде всего человек, взятый в его социальных характеристиках, причем нередко речь идет о судьбе человека. Ну­ждается ли в таком случае в доказательстве мысль, что и сам со­трудник обязательно выступает перед людьми в своих личностных,



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

нравственных свойствах? Моральная подготовленность и эрудиция, надежность, способность к волевому воплощению моральных тре­бований и многое другое являются существенным фактором, опре­деляющим успех правоохранительной деятельности. При этом роль изучения этической теории для формирования нравственных уста­новок в обеспечении работы с людьми, в выполнении многих про­фессиональных задач — несомненна.

Конечно, само по себе усвоение философско-теоретических знаний о морали не способно перевоплотить человека. Его нравст­венные качества далеко не всегда формируются образованием и ин­теллектуальным развитием. Но этика способна укреплять человека в сознании своей моральной правоты, учит строже подходить к своим нравственным установкам, критически относиться к свои мотивам и поступкам, однако при одном непременном условии — сочетании этического образования со стремлением к нравственному совер­шенствованию, к самостоятельному выстраиванию своего внутрен­него, нравственного мира. Реализовать заложенный в теории нрав­ственный воспитательный потенциал можно, только непрерывно и усиленно соотнося его с практикой — в этом суть как воспитания, так и самовоспитания личности.

5.3. Сущность и задачи нравственного воспитания личности

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания граждан, работни­ков различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профес­сии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий от­носятся и сотрудники правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Причем по мере гуманиза­ции и демократизации общества роль моральных элементов в пове­дении и деятельности этих работников государственных органов неуклонно возрастает.

Нравственное воспитание личного состава — необходимое условие и средство формирования и активизации морального фактора в деятель­ности правоохранительных органов. Планомерно, на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание не только формирует моральный облик сотрудников, но и создает ту необхо­димую морально-психологическую атмосферу, которая стимулирует

5. Духовно-нравственная культура сотрудника иравоохр. органов 199

высоконравственные поступки, регулирует поведение личного со­става. Все это, а также ряд других причин обусловливают особый интерес к вопросам нравственного воспитания, его содержанию, организации, особенностям.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что оно не знает ни пространственных, ни временных границ, т.е. осущест­вляется повсеместно и постоянно. Фактически нет такого положе­ния, когда бы человек не находился под моральным воздействием (благоприятным или неблагоприятным) окружающей среды, когда бы он сам не подвергал моральной оценке все то, что его окружает. Недооценка влияния объективных условий труда и быта на лич­ность заметно сказывается на эффективности нравственного воз­действия различных субъектов воспитания. Кроме того, специфика нравственного воспитания заключается и в том, что оно осуществ­ляется в значительной мере как бы исподволь, само по себе, без назиданий, менторства, морализирования, заучивания моральных истин, тогда как чтение нравоучений не только не способствует нравственному развитию, но зачастую вызывает обратную реакцию воспитуемых. Решающую роль в нравственном становлении сотрудни­ка правоохранительных органов играют личный пример авторитетных людей, морально-психологический климат коллектива, весь уклад его жизнедеятельности. Вместе с тем важное место в нравственном воспитании занимает и моральное принуждение, которое проявля­ется как моральное осуждение сотрудника со стороны коллектива, командира, начальника либо как самопринуждение, самоосуждение.

Можно дать такое определение: нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответ­ствующих нравственному идеалу. Стержнем нравственного воспита­ния выступает интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, лич­ные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.

Таким образом, нравственное воспитание выступает как дву­единый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирова­ние у человека необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содер­жании понятий «добро» и «зло», «честь» и «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость» и других категорий этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, нравственное воспитание заключается в создании у человека глубокой внутренней потребно-



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

сти поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усво­енными им элементами нравственного сознания.

Исходным этапом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание сотрудников. В строгом смысле слова эта операция относится к обучению, а не воспитанию. Однако, как показывает опыт, чтобы сотрудник поступал высоконравственно, он должен знать, что нравственно, а что безнравственно, что есть добро, а что — зло, что есть честь, а что — бесчестие. Не секрет, что порой человек совершает безнравственные поступки не по зло­му умыслу, а по незнанию, из-за низкой нравственной (этической) культуры.

Этические знания — не только условие и предпосылка нравствен­ного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть мораль­ные последствия их поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внуше­ния влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего зна­ния этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Применительно к системе нравственного воспитания в правоох­ранительных органах особое значение имеют такие понятия, как «служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинст­во». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или кон­кретный поступок, исходя из своего представления о профессио­нальной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия про­тиворечат представлениям человека о чести, долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, на­оборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпро­миссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья. Например, никакие материальные блага или угроза нака­зания не могли бы заставить героев Чернобыля совершить подвиг, если бы ими не двигало понимание долга и колоссальной ответст­венности за судьбы миллионов соотечественников.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убе-

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 201

хдения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, ре­лигиозными или атеистическими) существенно влияют на все сто­роны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убежде­ния, они выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравст­венные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.)- В силу этого моральные убеждения могут быть как положи­тельного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального). Есть моральные убеждения тру­женика, патриота, созидателя, защитника общественного строя и правопорядка; но не будем забывать, что и ханжи, мещане, тунеяд­цы, карьеристы, обыватели, преступники тоже имеют определенные моральные убеждения, хотя и несовместимые с подлинной мора­лью, нравственными ценностями демократического общества, пра­вового государства.

Одна из причин безнравственных, а порой, и преступных дейст­вий части граждан заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности этих людей находят оправдание в их извращен­ном представлении о нравственном и безнравственном, о справед­ливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и бесчестии, о скромности и хамстве. Как показывает практика, разрушить мораль­ные (по существу безнравственные) убеждения этих людей, создаю­щие им известный моральный комфорт там, где нравственного чело­века должна мучить совесть, необычайно трудно.

Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высоко­мерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным поло­жением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчи­ненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.

Еще одной важной задачей нравственного воспитания является при­витие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскры­вающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение обществен-

202 I. Теоретические вопросы профессиональной этики

ного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы.

1. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, политическая бдительность, граждан­ское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность, национальная гордость и др.).

2. Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу).

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко говорил, что нашим идеалом не может быть личность, которая выпячивает себя в виде прыща или пытается раствориться в придорожной пы­ли. Зрелая, высоконравственная личность — это личность, соче­тающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человеч­ность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт1.

3. Качества, связанные с отношением человека к собственности,
труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как тру­
долюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, ини­
циативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинирован­
ность, целеустремленность, трудовая активность, стремление по­
вышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.

Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в послед­нем случае они называются аморальными, или пороками). У сотруд­ников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в част­ности, относятся честолюбие и тщеславие.

Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоцио­нальная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к само-

1 Макаренко А.С. Собр. соч. М., 1987. Т. 2. С. 45.

5. Духовно-нравственная культура сотрудника иравоохр. органов 203

му себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, — писал А.С. Макаренко, — значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем»1.

Без культуры чувств не может быть нравственного поведения. Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инерт­ность, ограниченность, вялость чувств сви­детельствуют о серьезных просчетах в воспи­тании. К тому же нередко вялость чувств — продукт лености души, равнодушия челове­ка к окружающим. Человек, не способный подчинить свои эмоции, чувства, побужде­ния интересам общего дела, коллектива, а также ханжа, эгоист имеют ущербную нрав­ственную ориентацию и, как правило, рано или поздно морально деградируют. Нередко из среды подобных людей выходят антиоб­щественные субъекты, правонарушители и преступники.

Положительные нравственные чувства сотрудников правоохрани­тельных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологи­ческого климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профес­сиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива. Обращаясь к работникам ОГПУ, Ф.Э. Дзержинский говорил: «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите из этого учреждения. Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце»2.

Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основа­нием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоох­ранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Дисципли-

1 Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Соч. в 7 т. М., 1958. Т. 5.
С 410-411.

2 Дзержинская С. В годы великих боев. М, 1965. С. 306.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

нарном уставе, Кодексе профессиональной этики, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ и др.).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравст­венных привычек. По существу, это завершающий этап нравственно­го воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, по­скольку закрепленным можно считать только то, что вошло в куль­туру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и пове­дения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуа­ции. По словам А.С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение со­трудника, если он, прежде чем отдать воинское приветствие, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь, или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным посту­пок сотрудника, который прежде, чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее но­ша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке».

Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки бази­руются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо (чаще) как моральное побуждение, мотив. Поэтому формиро­вание моральных привычек является важной задачей нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование мо­ральных потребностей личности, направленных на нравственное само­совершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравст­венному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные мораль­ные потребности выступают побудителями нравственной деятель­ности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым отно­сятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.

5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохр. органов 205

Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глу­боко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по пре­образованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего наро­да, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении ко­торому он видит смысл всей своей жизни.

Наши рекомендации