Методики определения характеристик личности
В бланковых методиках испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о характеристиках испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики– занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки: субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них; эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности результатов.
Рисуночные психодиагностические методики– используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики– в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными.
Объективно-манипуляционные методики– в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947. Под восприятием будем понимать процесс, посредством которого отбирается, организуется и интерпретируется информация, для того, чтобы объяснить и понять окружающий мир.
Теория атрибуции Г. Келли - Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. Пытаясь определить, какие причины (внутренние либо внешние) заставляют людей действовать таким образом, можно опираться на информацию о трех факторах:
— рассматривается степень схожести с поведением других людей (согласованность);
— анализируется частота, с которой человек демонстрирует подобное поведение (постоянство);
— рассматривается частота одинакового поведения в различных ситуациях (разнообразие).
Предубеждение самооправдания существует по следующим причинам:
— позволяет повышать собственную самооценку;
— позволяет повышать общественный статус, имидж.
Ошибки социального восприятия.
«Эффект ореола». Его суть состоит в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку его неизвестных черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны. Этот эффект приводит к тому, что информация о каком-то человеке — накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее.
«Эффект последовательности» - как «эффект первичности» состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже, информации. Он называется также «эффектом знакомства», или «первым впечатлением». Как показывают исследования, эта начальная информация крайне важна субъективно, она получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем очень трудно поддается коррекции.
«Эффект новизны», относится к восприятию уже знакомого человека. Более достоверной информацией почему-то становится последняя, новая информация. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее и которые далее повлияют на развитие отношений.
Два последних эффекта последовательности обусловлены общим психологическим механизмом — механизмом стереотипизация. Все феномены, обусловленные им, иногда выделяют в отдельную группу — группу «эффектов стереотипизации». Стереотипы - эта схема, согласно которой принадлежность какой-то группе или обладание какими-то характеристиками ассоциируется с теми или иными чертами личности. В результате существования стереотипов, члены других групп наделяются отрицательными чертами, что, скорее всего, неверно и часто приводит к отрицательным последствиям.
схожесть взглядов, которая прежде всего выражается в том, что данные люди имеют общие ценности, привычки, вкусы.
Второй тип более тесно связан с рабочими отношениями и может быть определен как схожесть восприятия. Это касается степени, в которой руководители и подчиненные имеют общую точку зрения о факторах, которые влияют на успешное выполнение рабочих задач, т.е. что значит хорошо выполнить задание.
Третий тип - схожесть по демографическим признакам - относится к характеристикам расы, пола, возраста, образовательного уровня, практического опыта и т.д.
Управление впечатлением.
Две основные категории:
— усиление собственной позиции — попытки поддержать наш собственный образ.
Специфичные типы тактики усиления собственной позиции включают действия по улучшению собственной внешности (одежд, косметика, стильная прическа, использование парфюмерии и продуманного использования невербальных сигналов).
— усиление позиции собеседника — попытки сделать так, чтобы интересующий нас человек чувствовал себя комфортно в нашем присутствии, поскольку возникающие позитивные чувства у воспринимающего часто играют важную роль в формировании привлекательности и возникновении симпатии.
Можно назвать наиболее важные из таких приемов: комплименты и лесть; выражение согласия с мнением этого человека; проявление высокого уровня заинтересованности; маленькие одолжения лично для него; просьбы о совете или ответной реакции; выражение симпатии к нему вербальным или невербальным способом.
Роль социального восприятия в организационных процессах: интервью при отборе, оценке персонала и организационных конфликтах.
Четыре разновидности интервью с кандидатами при приеме на работу.
Биографическое используется для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения.
Провокативное, или стрессовое интервью помогает выявить «скользкие» моменты. Интервьюер заметил что-то странное и задает вопрос в лоб: «Почему вы опускаете глаза?» или «А почему вы сейчас занервничали?».
Ситуационное интервью строят на «примерах из жизни». Делают вывод, владеет ли он необходимыми поведенческими шаблонами, умеет ли ставить цели, способен ли «разруливать» проблемы. Такое интервью очень эффективно при поиске кандидата на должность линейного менеджера.
Критериальное интервью используют западные компании, в которых уже разработан определенный профиль требований к сотрудникам. Им нужен вполне конкретный уровень лидерства, общительности и подобных качеств, который иногда даже выражен количественно. С помощью интервью проверяют, насколько кандидат соответствует нужному профилю.
Теории социального научения - от проблемы соотношения воздействия окружающей среды и воздействия свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию - по существу составляющих личность человека, необходимы, факторы, отличные от простых связей реакции — стимула и случайных подкреплений. Важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы само регуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.
Моделирование ОП работника реально становится основой разработки и применения систем и процессов как экономического, так и социального воздействия, определяющих место и роль каждого из мотивов и стимулов, условия формирования и применения результативного механизма воздействия. Наиболее реальные и значимые результаты применение инструментария моделирования ОП показывает при анализе и решении динамических ситуаций.
Формирование — это систематическое, усиливающееся применение положительного подкрепления. Обычно, по мере того как индивид приближается к желаемому поведению, интенсивность подкрепления увеличивается. Хотя целевые образцы поведения не достигнуты, но они поощряются усиленным подкреплением поведения в желаемом направлении. Формирование особенно полезно при обучении сотрудников решению сложных задач.
Позитивное подкрепление (Positive reinforcement). Основной инструмент поощрения желаемого поведения — позитивное подкрепление, т. е. обеспечение благоприятных для индивида последствий, содействующих повторению целевых образцов поведения.
Негативное подкреплениеимеет место в тех случаях, когда определенный стереотип поведения предполагает устранение нежелательных последствий (в то время как наказание обычно ведет к отрицательным результатам). В соответствии с законом следствия во вновь возникающей аналогичной ситуации образец поведения, позволивший избавиться от негативных последствий, повторяется.
Наказание— это управление неблагоприятными последствиями, цель которого состоит в предотвращении нежелательного поведения. Подчас наказание — единственный эффективный инструмент, препятствующий нежелательному поведению, но использовать его следует весьма осторожно. Одним из основных ограничений наказания является то, что оно никак не указывает на желательное поведение индивида.
Торможение – это сдерживание положительных последствий, которые были получены в ходе регулирования поведения сотрудников. Желательное усвоенное поведение нуждается в постоянном подкреплении, что поощряет работников к его воспроизведению. В отсутствие подкрепления желаемого поведения со стороны менеджера достигнутый эффект постепенно угасает.
Управление организационным поведением: основные схемы подкрепления поведения.
Практическое использование регулирование ОП предполагает предварительный анализ менеджерами поведения работников (насколько хорошо и как часто работники достигают желаемых результатов). Исследование частотности поведения позволяет идентифицировать базовую линию, или стандарт, относительно которого определяется изменение поведения сотрудников. Затем менеджер разрабатывает график подкрепления, в котором определяется повторяемость, с которой выбранное последствие будет сопутствовать желаемому поведению.
Подкрепление может быть либо постоянным, либо частичным (см. табл. 5.2). Постоянное подкрепление предполагает, что каждый правильный образец поведения сотрудников сопровождается подкрепляющим фактором. В некоторых случаях данный уровень закрепления может быть желательным для поощрения быстрого обучения, однако в обычных рабочих ситуациях он вряд ли применим хотя бы к одному работнику.
Таблица 5.2.Различные типы графиков подкреплений
ГРАФИК ПОДКРЕПЛЕНИЯ | ПРИМЕР |
1. Постоянное:подкрепление, сопровождающее каждое правильное действие | Выплачивается ставка 10 центов за каждую принятую ОТК деталь |
2. Частичное:подкрепление, следующее после некоторых случаев правильного поведения | |
A. Временные интервалы ♦ Фиксированный интервал:подкрепление в заранее определенные периоды времени ♦ Переменный интервал:подкрепление следует в различные периоды времени B. Коэффициент | |
Чек об оплате труда выдается каждые две недели | |
Отдел охраны труда проводит проверки каждого подразделения компании четыре раза в год в случайной последовательности | |
♦ Фиксированный коэффициент:подкрепление после определенного числа правильных реакций ♦ Переменный коэффициент:подкрепление после переменного числа правильных реакций | Продавец автомобилей получает премию после каждого пятого проданного автомобиля |
Лотерея для работников, не имевших пропусков работы за время промежуточных периодов различной продолжительности |