Эмоциональные состояния. Эти состояния представлены на рис
Эти состояния представлены на рис. 5, стр. 99 как 16-й уровень-компонент второй подсистемы. В чем состоит основная функция состояний этого уровня? Они суть центрально-регуляторные состояния, санкционирующие или запрещающие активность нижележащих уровней. Интеллектуальный компонент эмоционального состояния этого уровня делает переживание осмысленным и определенным образом ориентированным. Как справедливо пишет С. Л. Рубинштейн, «переживание отношения (выделено нами — Е. Г.) человека к окружающему составляет богатую и яркую сферу человеческих чувств».
Еще более, чем процессы, эмоциональные состояния сложны и противоречивы, например «...в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью».
В. Вундт отметил характерную динамику эмоциональных состояний — смену напряженности и разрядки, возбуждения и подавленности. Эмоциональные состояния, равно как и волевые, порождаются потребностями тела и духа.
Как и регуляторные процессы 7—8-го уровней, регуляторные состояния управляют телесными и психическими функциями не непосредственно, а через механизмы внимания — непроизвольного и произвольного.
Например, депрессивное состояние через механизмы внешне и внутренне направленного внимания гасит всякую активность. Бодрое и тем более гипоманиакальное состояние, напротив, лишает сна и усталости, активизируя сразу все нервно-психические структуры и обмен веществ в организме. Больной не спит сутками.
В состоянии аффекта разрушаются многие барьеры, снижаются критика и интеллектуальный контроль. Именно поэтому так называемый физиологический аффект признается в суде обстоятельством, смягчающим вину подсудимого и дающим право на снижение строгости наказания за содеянное.
В патологии (а «физиологический» аффект только называется физиологическим, являясь на самом деле формой патологии) лишь гротескно подчеркивается то обстоятельство, что эмоциональное состояние управляет всеми формами активности и в норме. В качестве примера укажем на безудержность холерика. Это свойство темперамента обусловлено особенностями протекания эмоциональных состояний всех уровней (начиная с первого и до 16-го).
Мощным стимулом формирования эмоциональных состояний является музыка. Ни веселье, ни раздумья, ни боевое возбуждение в человеческой практике не обходятся без песни и танца, без адекватного данной задаче музыкального сопровождения. Это давно понято и использовано шаманами и колдунами. Эта же закономерность «взята на вооружение» и в цивилизованном обществе.
Как и эмоциональный процесс (и в еще большей мере), эмоциональное состояние несет совершенно определенное интеллектуальное содержание. Яркий пример последнего времени — острые политические дебаты по поводу старого-нового гимна СССР-России, музыка которого накрепко срослась со старым советским текстом. Может быть, со временем новые слова столь же органично сольются с музыкой в новое эмоционально-интеллектуальное целое, но суть дела от этого не меняется: музыка гимна не может быть нравственно и интеллектуально нейтральной.
Все психические состояния всех уровней представляют особый интерес для психологии, поскольку именно они, а не процессы и свойства личности являются непосредственным объектом экспериментально-психологического исследования. Выводы психолога-диагноста, касающиеся как процессов, так и интегральных образований, также базируются на оценке, ибо только состояния можно исследовать сиюминутно и непосредственно. Таким образом, с точки зрения психодинамики, первичны не процессы, а состояния.
Многократно и устойчиво фиксируя одни и те же параметры эмоциональных, психомоторных и мнемических состояний, можно уже логически судить о свойствах процессов, темпераменте, характере и других индивидуально-психологических качествах исследуемого.
Что касается теории эмоции, то она пока не создана. Классическая гипотеза Джемса-Ланге, пытающаяся объяснить природу эмоции как следствие физиологических процессов, в частности, вегетативных, давно и убедительно дискредитирована Кенноном и другими авторами.
Альтернативная точка зрения советских психологов, декларированная С. Л. Рубинштейном, звучит так: «Теория и классификация эмоций должна... исходить... не из ...анализа эмоционального переживания или физиологического изучения механизмов эмоционального процесса, а из тех реальных взаимоотношений, которые лежат в основе эмоций».
Вряд ли такая альтернативная постановка вопроса уместна. «Ткань» эмоционального состояния все же психофизиологической, а не социальной природы. Скачок от физиологии к социальным отношениям и игнорирование эмоций психофизиологической реальности, не сводимой ни к тонусу сосудов, ни к социальным отношениям, нельзя признать обоснованными.
Непонятно, почему теория эмоций не должна исходить из анализа переживания как феномена одновременно физиологического, телесного, так и душевного и духовного. Откуда такой запрет?
Приемлемый вариант теории эмоций, на наш взгляд, дает концепция СГП. В ее рамках эмоция — это первичный психический процесс, как бы «камбий», из которого в онтогенезе вырастает все многоэтажное здание психики, являющейся не чем иным, как значимыми переживаниями.
Это не физиологическое и не социологическое, а самостоятельное психологическое понимание природы психики вообще и эмоций в частности. Эмоция как психическое явление многослойна и многоуровнева. Чем проще эмоция, тем больше в ней удельный вес биологии и физиологии. Чем выше, сложнее, душевнее и духовнее эмоция, тем больше в ней социального бытия человека, а не его физиологии. Став социальным, человек не перестал быть существом также и биологическим. Эмоция — не отношение, как часто пишут в учебниках, а переживание отношения, в том числе и телесного, и душевного, и духовного.
В этой связи возникает вопрос — а можно ли духовность исследовать средствами психологии? Ответы даются разные. Г. Эббингауз считает, что можно и нужно. Другие психологи и особенно теологи склонны вывести проблему духовности из сферы научного психологического рассмотрения.
Принимая позицию СГП, скажем: физиологию эмоций можно и нужно изучать физиологическими методами, социологию — социологическими. Психологическое изучение эмоций не сводится ни к одному из перечисленных, а имеет свои методы и свою, психологическую (а не поведенческую) теорию эмоций как базового, фундаментального психического процесса sui generis. Переживания бывают разного уровня — от эмоционально-вегетативного до нравственно-психологического, т. е. душевного и духовного.
Трехуровневый подход, включающий физиологический, собственно психологический и социальный аспекты исследования природы эмоции, органично раскрывает все многообразие эмоциональной жизни человека. В рамках этого многообразия находят свое место такие разные свойства эмоций, как их изначальная амбивалентность, энергетическая и регуляторная функции, опять-таки разного уровня.
Что такое нравственно-психологические свойства личности? Это ее нравственное чувство. Как видим, с простейшего эмоционального состояния плода и младенца психика начинается, а заканчивается высшими чувствами, глубоко человечными переживаниями.
Как конкретно реализуются регуляторные функции эмоциональных состояний? Через механизмы непроизвольного внимания. Более подробно проблему внимания мы обсудим ниже, в п. 8.6.
Истоки эмоций лежат в телесных, а затем душевных и духовных потребностях организма и личности. Те же потребности порождают и волю как центрально-регуляторный процесс и состояние. Эту мысль С. Л. Рубинштейна позволительно уточнить. Потребность непосредственно волю (в отличие от эмоций) все же не порождает. Но эмоция по мере ее насыщения все новым интеллектуальным содержанием трансформируется в волю. Пролонгированное во времени волевое усилие становится волевым состоянием.