Мини-глоссарий по теме 2
Термин | Значение термина | Автор, источник информации | |
Психоанализ | |||
Бихевиоризм | |||
Культурно-историческая концепция | |||
Когнитивная психология | |||
Поэтапное формирование умственных действий |
2. Выполните задания теста 1. 5 (см. прил.1).
3. Выполните задание, установив соответствие между направлением психологии (слева) и предметом его исследования (справа):
Бихевиоризм Бессознательное
Фрейдизм Личность
Гештальтпсихология Поведение
Гуманистическая психология Познавательные процессы
Когнитивная психология Целостные структуры
4. Проанализируйте представленные далее ситуации и определите механизмы психологической защиты, которые там описаны [11, с. 178].
4.1 Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.
4.2 Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.
4.3 Студенту, который хотел бы списать на экзамене, кажется, что на него все смотрят так, как если бы он это сделал.
4.4 Юноша, воспитанный властным отцом, становится лидером протестного движения.
4.5 Молодая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.
4.6 Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.
4.7 Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для подготовки ответа или тем, что вопросы билета чрезмерно трудны.
5.Рационализация является одним из механизмов психологической защиты, действие которой строится на оправдании себя, причем по особым правилам. Первая часть самооправдания всегда верна, вторая часть может быть истинной или нет. Человек соединяет эти части, уравнивая их верность. Существует два типа рационализации: а) «сладкий лимон»; б) «зеленый виноград». Ознакомьтесь с представленными далее примерами и выявите типы рационализации.
5.1«Удивляло Нехлюдова то, что Маслова не стыдилась своего положения – не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, – но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею» [13, с. 158].
5.2 «В 1861 году Жорж Санд выдвинули в Академию в качестве первой женщины Французской академии. Она сразу поняла, что академия ее не признает и, вместо того чтобы добиваться этой чести, публично заявила, что она не заинтересована в том, чтобы присоединиться к группе изношенных, вышедших в тираж, потерявших популярность пустышек. Ее презрительное высказывание определило отказ академиков и оказалось весьма удачным ходом. Ей не пришлось пережить провал при избрании» [13, с. 160].
6.Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, интерпретируйте фрагмент книги, представленный далее и завершите его самостоятельно. Представьте аргументы.
«…Однажды, в порыве рвения помочь первоклассникам, некие умельцы издали для них массовым тиражом специальную тетрадь по арифметике. Это было уникальное произведение – все примеры в нем были написаны и разрисованы, и ученику оставалось только вписать ответ в приготовленную клеточку. Таким образом, все его двигательные усилия были сведены к минимуму, и, соответственно, его обучение…» [24].
7. Ф.М. Достоевский, будучи признанным гением «художественного постижения» человеческой души, писателем-психологом, отрицательно относился к научному психологическому знанию. Как вы можете объяснить данный жизненный факт?