Рекомендации по развитию внимания
Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:
1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
2. Организуйте рабочее место предварительно.
3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов — предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной.
5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).
7. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.
8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
9. Если Вы обнаружили, что Вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями.
Рекомендации по эффективному запоминанию материала
1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.
2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.
3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.
4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.
5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.
6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.
7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.
8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.
Рекомендации по активизации мышления
1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научиться управлять следующими ее этапами:
· постановкой задачи;
· созданием оптимальной мотивации;
· регуляцией направленности непроизвольных ассоциаций;
· максимальным включением образных, логических и символических компонентов в процесс мышления;
· использованием преимуществ понятийного мышления;
· избеганием излишней критичности при оценке результатов деятельности.
2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок. Например, для развития мыслительной операции абстрагирования используются задачи с избыточными данными. «В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее количество носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере пару одного цвета». Или, например, для развития таких особенностей мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность, используются задачи с частично неверными данными или задачи вероятностного характера. «Имеется 20 денежных купюр: 10 десятирублевого достоинства и 10 по 50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы купюра оказалась 50-рублевого достоинства. Вопрос: Как надо разложить эти деньги, чтобы вероятность вытащить купюру в 50 рублей была максимальной?»
3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.
4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:
· сообщения очередного хода мышления;
· сообщения дополнительных данных;
· приведения аналогии.
Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).
5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности.
Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления — специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.
УВАГА. ВОЛЯ
Добрынин Н.Ф.ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ
Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологи внимания // Психологическая наука в СССР. Т. 1. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – С.207 - 217
О понятии внимания
В конце XIX и начале XX столетий понятие внимания приобрело чрезвычайно многообразный смысл. В учебниках и многочисленных отдельных работах вниманию придавалось самое различное содержание, давались самые различные определения. Всё или почти всё пытались объяснить вниманием или невнимательностью. Стоило сказать, что причиной того или, другого было внимание, и вопрос казался исчерпанным. Внимание являлось как бы универсальным объяснительным принципом. А ведь необходимо было идти дальше и объяснять, какова же причина внимательности или невнимательности. Эта причина сплошь и рядом понималась как выражение активности души, далее уже ничем необъяснимой.
Однако и в то время были попытки преодолеть такой идеалистический подход к пониманию внимания. Французский психолог Рибо ограничил внимание только умственной деятельностью и считал его рядом приспособительных рефлексов. Отнимите у зрителя, смотрящего, на сцену, писал он, все эти приспособительные движения, поворот головы и глаз, напряжение мышц, связанное со смотрением на сцену и слушанием того, что там происходит,— и от внимания ничего не останется.
Еще более решительно сводил к рефлексу акт внимания у нас В. М. Бехтерев. Он считал, что такого рода рефлекс внимания встречается у новорожденного ребенка уже в первые дни после появления на свет. Уже акт сосания, по мнению В. М. Бехтерева, есть рефлекс сосредоточения. Ни Рибо, ни В. М. Бехтерев не объяснили все же, отчего происходят эти рефлексы, почему они идут в определенном направлении, чем определяется это направление.
Наш русский психолог Н. Н. Ланге связывал внимание с теми движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Нет этих движений, нет я внимания. Эта «моторная» теория внимания, по мнению Н. Н. Ланге, должна была объяснить постоянные колебания внимания при рассматривании как едва заметных раздражений, так и при перемене восприятия двойственных изображений.
В советское время стремление подойти ко всем психическим процессам со строго материалистической точки зрения побудило так называемую реактологию отождествить внимание с установкой, понимая под последней, по примеру Рибо, все приспособительные движения. В учебнике психологии К. Н. Корнилова, изданном в 1926 г., соответствующая глава так и называлась: «Установка, или внимание». Непосредственно примыкавший к этому направлению в то время Л. С. Выготский предложил рассматривать два вида такой установки: «сенсорную», т. е. приспособление к наилучшему восприятию, и «моторную»-приспособление к наилучшему ответу, к наиболее правильным движениям. Хорошим примером является так называемая предварительная команда. Стоит произнести перед строем, скажем, «Напра-», как у стоящих в строю возникает сенсорная установка на прислушивание к концу команды «-во!» и моторная установка, связанная с приспособлением ног для поворота, как только прозвучит конец команды. Именно преобладанием сенсорной установки объяснялась замедленная реакция (при изучении времени простой реакции), так называемая «сенсорная»; а моторной установкой объяснялась ускоренная, так называемая «моторная».
Все эти теории не учитывали, однако, что хотя внимание действительно сопровождается известными приспособительными движениями, но оно никак не сводится к ним. Конечно, если зритель отвернется от сцены, закроет глаза и заткнет уши, он не сможет быть внимательным к тому, что происходит на сцене. Но для того, чтобы смотреть на сцену и слушать то, о чем там говорят, нужно отвлечься от всего другого и направить восприятие на происходящее на сцене. Можно, ведь, смотреть и не видеть, как будто слушать и не слышать. Внимание и заключается в том, чтобы видеть то, на что смотришь. Понятие внимания может включать в себя установку в таком ее понимании, но оно значительно шире этого понятия, а главное, его сущность не столько в приспособительных движениях, сколько в избирательном характере психической деятельности.
Но, может быть, эта избирательность никак не зависит от личности? Именно такую позицию занимал датский психолог Рубин, выступивший с докладом о «несуществовании внимания». Ученик смотрит в тетрадь. При этом часто говорят: «Он делает это потому, что внимателен к тому, что имеется в тетради». Но что нового это дает? — Не есть ли это просто «изысканный способ выражения?». Рубин, конечно, прав в том, что простая ссылка на внимание ничего не дает, необходимо объяснить, почему внимание направлено на то или иное. Мало того, ученик может смотреть в тетрадь, но думать о чем-нибудь постороннем, не имеющем никакого отношения к тому, что написано в тетради. Поэтому Рубин неправ, когда пытается «уничтожить» внимание,— его необходимо объяснять, а не исключать.
Причины же внимания или невнимания лежат в жизни личности. Избирательность психической деятельности объясняется всем развитием личности в определенных общественных условиях. Личность зависит от этих условий. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой н а п р а в л е н н о с т ь и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о «непроизвольном внимании». Если они связаны с сознательно поставленной целью, говорят о «произвольном» внимании. Наряду с этими двумя основными видами внимания Н. Ф. Добрынин предложил различать и третий, с его точки зрения весьма важный вид внимания, названный им «послепроизвольным» вниманием. Это те случаи, когда налицо имеется сознательное, преднамеренное выполнение деятельности, связанное с поглощением личности данной деятельностью и не требующее волевых усилий. <...>