Зарубежные и отечественные исследования вопроса взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Специальность: 37.05.02 Психология служебной деятельности
Специализация: Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности
Выпускающая кафедра: акмеологии и психологии профессиональной деятельности
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:«Взаимосвязь личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу»
Автор работы:
студент 5 курса
очной формы обучения
________________________
Подпись ______________________
Руководитель работы:
________________________
Подпись _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой:
Доктор психологических наук, профессор
Деркач Анатолий Алексеевич
Подпись ____________________
Москва 2016 г.
Содержание
Введение. 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу. 6
1.1. Сущностная характеристика понятий «личностные особенности», «мотивационная направленность» и «профессиональные предпочтения». 6
1.2. Отечественные и зарубежные подходы к изучению взаимосвязи между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями 20
1.3. Специфика профессионального психологического отбора военнослужащих…………………………………………….…………..……….24
Выводы главы 1……………………………………….……….……………….28
ГЛАВА II. Исследование взаимосвязи между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями кандидатов на военную службу.. 29
2.1. Разработка программы эмпирического исследования. 29
2.2. Эмпирический анализ взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу..………………………….……………………39
2.3 Психолого – акмеологическое сопровождение повышения эффективности профессионального психологического отбора военнослужащих……………48
Выводы главы 2….………………………………….……………….……..…..50
Заключение…... 51
Список использованной литературы.. 53
Приложение 1. 58
Приложение 2. 60
Введение
В настоящее время в силовых структурах нашей страны особенно остро стоят проблемы кадрового обеспечения деятельности подразделений. К этим проблемам можно отнести: существенный отток квалифицированных кадров, ухудшение социально-психологических и медицинских характеристик лиц, которые являются потенциальной базой отбора кандидатов на военную службу и др. От своевременного и полного решения данных проблем во многом зависит эффективность и надежность профессиональной деятельности.
Профессиональный психологический отбор занимает важное место среди средств, направленных на решение проблем кадрового обеспечения, на закрепление и поддержание на должном уровне кадрового потенциала воинских частей. В современных условиях существует необходимость целостного изучения личности кандидатов на военную службу в рамках проведения профессионального психологического отбора с целью повышения эффективности деятельности, а также более успешного прогнозирования дальнейшей деятельности военнослужащих.
В системе военной службы проблема повышения эффективности отбора кадров остается открытой, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант профессиональной успешности в должной мере нерешенным. Все это обуславливает актуальность нашего исследования в рамках акмеологического подхода.
Цель исследования – изучение взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений личности.
Объект исследования – кандидаты на военную службу.
Предмет исследования – взаимосвязь личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями у кандидатов на военную службу.
2. Имеются гендерные различия по степени выраженности исследуемых показателей.
Задачи исследования:
1. Дать сущностную характеристику личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений.
2. Рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению взаимосвязи между личностными особенностями, мотивационной направленностью и профессиональными предпочтениями.
3. Изучить специфику профессионального психологического отбора военнослужащих.
4. Разработать программу эмпирического исследования.
5. Описать полученные результаты изучения взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу.
6. Составить рекомендации для повышения эффективности профессионального психологического отбора военнослужащих.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные работы, раскрывающие вопросы психологии личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др.), мотивации (А.Маслоу, Е.П. Ильин и др.), интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, В.В.Белоус и др.), психологии труда (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников), а также работы по психодиагностике личности (М.Ю.Колосницына, А.В.Батаршев) и др.
Методы исследования: обзор научной литературы по изучаемой проблеме, теоретический анализ и синтез, психологическое тестирование, математические методы обработки полученных результатов, интерпретационные методы.
Практическая значимость исследования: основные положения и материалы данной работы могут найти применение в практике психологической диагностики военнослужащих, а также в профессиональной подготовке и переподготовке практических психологов. Разработанная надежная и валидная программа психологической диагностики кандидатов на военную службу может быть использована для повышения эффективности профессионального отбора военнослужащих и сотрудников силовых структур, а так же в целях прогнозирования успешности их профессиональной деятельности и выявления потенциальных областей развития.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В приложениях представлены материалы, используемые в эмпирической части исследования, а также данные статистической обработки, детализирующие некоторые результаты исследовательской работы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений кандидатов на военную службу
1.1. Сущностная характеристика понятий «личностные особенности», «мотивационная направленность» и «профессиональные предпочтения»
В психологии существует многообразие представлений о значении понятия личность. Несхожесть концепций разных авторов отражает многогранность личности, сложность ее содержания и структуры.
Карл Роджерс определял личность как долговременную, организованную сущность, субъективно воспринимаемую человеком и составляющую сердцевину его переживаний. По мнению Джорджа Келли личность представляет собой характерный для каждого человека способ осмысления жизненного опыта. Гордон Олпорт, описывая личность, опирался на внутреннее «нечто», которое представляет собой индивидуум и которое определяет характер взаимодействия человека с окружающим миром. Эрик Эриксон рассматривал личность как функцию результата психосоциальных кризисов, через которые проходит индивидуум в течение жизни. Альберт Бандура определял личность как сложный узор взаимовлияний индивидуума, поведения и ситуации [50].
Для анализа структуры личности персонологами были предложены структурные концепции, одна из которых – концепция черт личности. Черта представляет собой устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Изучением черт личности занимались такие ученые, как Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. Они полагали, что структура личности может быть схематически представлена в терминах гипотетических качеств, которые лежат в основе поведения [50].
Г.Ю. Айзенк в своей теории описывает иерархическую трехфакторную модель психодинамических свойств (экстраверсия/ интроверсия, нейротизм и психотизм). В иерархической структуре личности данные свойства относятся к общему уровню, черты личности располагаются на следующем уровне, за ними следует уровень типичных реакций и наблюдаемое внешне поведение.
Основополагающей идеей Г.Ю. Айзенка являются представления о наследственной обусловленности различий людей по таким генотипическим и фенотипическим показателям, как параметры реактивности автономной нервной системы, скорость и прочность условных реакций, что является основой индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии [50, 314-320].
Г.Олпортом была предложена диспозициональная теория личности. В результате проведенного синтеза существовавших на тот момент определений личности, автор сделал вывод о том, что человек представляет собой объективную реальность. По мнению Олпорта, личность – это динамическая организация психофизических систем индивидуума, определяющих присущие ему мышление и поведение. Таким образом, согласно Олпорту, личность представляет собой все то, что лежит за конкретными поступками и действиями внутри самого индивидуума. Из данных положений можно сделать вывод о том, что каждый человек представляет собой индивидуальность, так как не существует абсолютно одинаковых людей.
Г.Олпорт в своей теории разработал понятие психологической черты. Он описывает личностную черту как склонность выстраивать свое поведение подобным образом в широком диапазоне социальных ситуаций. Личностная черта, по мнению автора, представляет собой «психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций». Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение [49, c.180].
По Олпорту, личностные черты подразделяются на общие и индивидуальные. Так, общие личностные черты характерны для всех людей, но отличаются различной степенью выраженности. Индивидуальные черты, напротив, свойственны конкретному человеку. Г. Олпорт считает, что для того, чтобы адекватно охарактеризовать личность человека, необходимо описывать не только индивидуальные, но и общие черты.
Теория Рэймонда Кеттелла опирается на «теорию черт» и построение личностного профиля на их основе. Автор описывает личность как совокупность черт, которые позволяют прогнозировать поведение и действия человека. Р. Кеттелл рассматривает в качестве составляющих ядра личностной структуры шестнадцать исходных черт. По мнению Р. Кеттелла, цель психологического исследования заключается в изучении и определении законов, которыми люди руководствуются в типичных жизненных ситуациях.
Описывая структуру личности, Р. Кеттелл рассматривал исходные и поверхностные черты. Исходные черты представляют собой стабильные характеристики, которые лежат в основе поверхностных черт и являются важными для глубокой оценки поведения. Поверхностные черты являются открытыми внешними переменными, которые проявляются в ряде поведенческих актов. Изолированные черты автор рассматривал как совокупный продукт среды и наследственности с доминированием одного из факторов [47].
В своей теории Р. Кеттелл также выделяет общие и уникальные личностные черты. По мнению автора, общие черты представляют собой характеристики, присущие в разной степени всем представителям одной культуры. Так, например, общими чертами являются интеллект, интроверсия и самооценка. Уникальные черты, напротив, характерны немногим или вообще кому-то одному. Р. Кеттелл считает уникальные черты наиболее часто проявляющимися в сфере интересов и установок личности [50, c.307-314].
Среди психологов существует множество различных точек зрения не только на понятие «личность» и присущие ей черты, но и на структуру мотивации. Авторами мотивы рассматриваются как побуждающие факторы, которые детерминируют активность личности и определяют ее поведение. Мотивы имеют неопределенность структуры, сущности и признаков проявления, в результате чего возникают трудности при их экспериментальном исследовании.
Существуют определенные различия во взглядах зарубежных и отечественных психологов на сущность понятия «мотив». Все авторы сходятся на том, что в качестве мотива выступает определенный психологический феномен, однако, ученые понимают его по-разному. Так, в работах С.Л. Рубинштейна мотив рассматривается как потребность, содержащая активное стремление человека, которое направляет его удовлетворение нужды путем преобразования условий [47, с.522].
В работах А.Н. Леонтьева мотив рассматривается как цель. Однако, мотивы и цели поведения человека не всегда совпадают, так как различные мотивы могут служить движущей силой достижения одной и той же цели. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив определяет, почему он к этому стремится. По мнению А.Н. Леонтьева, несовпадение мотивов и целей является генетически исходным для человеческой деятельности. Совпадение мотивов и целей представляет собой вторичное явление, выступая либо результатом приобретения целью самостоятельной побудительной силы, либо результатом осознания мотивов, которое превращает их в мотивы-цели [34,c.201].
Мотивы актуально не осознаются субъектом, а находят свое отражение в форме эмоциональной окраски действий, придавая таким образом действию личностный смысл. К. Левин описывает мотив в его связи с намерением, основывающемся на создании действия, которое вытекает из актуального требования обстоятельств [24,c.59]. Раздвоение функций мотивов является результатом развития человеческой деятельности. Так, смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, а стимулирующие мотивы выполняют роль побудительных факторов [44].
М.Ш. Магомед – Эминов совместно с другими психологами отмечают недостаточность побуждающей и направляющей функции мотива для описания детерминации деятельности. В рамках данного подхода обозначается «пусковая» функция мотива, рассматриваемая П.А.Рудиком в качестве директивной функции, определяющей, выполнять или не выполнять то или иной действие. М. Ш. Магомед-Эминов отмечает, что отсутствует четкое понимание дальнейшей детерминации деятельности, трансформации мотивов, лежащих в ее основе. С точки зрения психологов, разделяющих данный подход, вне внимания оказывается регулятивная функция, которая является одной из важнейших в мотивационной сфере [24].
Таким образом, мотив представляет собой осознаваемую причину, которая лежит в основе выбора личностью своих действий и поступков. Также мотив рассматривается как совокупность внешних или внутренних условий, которые вызывают активность субъекта и определяют ее направленность – мотивацию. Мотив, вызывая определенные действия человека, побуждает его к деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, а также определяет выбор направленности действий на конкретный материальный или идеальный предмет, ради которого и совершается деятельность [26, c.199].
Для того, чтобы объяснить последовательность поведенческих действий, которые направлены на достижение определенной цели, изменяющейся в зависимости от различных обстоятельств, используется понятие «мотивация». Под мотивацией понимают совокупность осознаваемых и неосознаваемых побудительных сил человеческой деятельности [19, c.253].
В работах Волгоградских исследователей (Л.И.Алёшина, О.С.Гребенюк, В.С.Ильин, Ф.К.Савина, Н.К.Сергеев и др.) мотивация рассматривается как сложноорганизованное, целостное образование, как стержень личности, к которому притягиваются такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические качества [24].
В понимании соотношений между мотивом и мотивацией, а также самой сущности мотивации и ее роли в регуляции поведения нет единства взглядов. Многие авторы в своих работах используют эти два понятия как синонимы. Е.П. Ильин находит выход из создавшегося положения вещей в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка) [24, c.65].
В.Г. Асеев охарактеризовал структуру мотивации и выделил содержательную и динамическую ее стороны. По мнению автора, мотивационную сферу личности можно представить как совокупность потребности в конкретной деятельности и внешнего мотива, который «определяет конкретную целевую установку». Противоречивое единство данных структурных элементов выступает в качестве движущей силы всякой конкретной деятельности [5, c.158].
Таким образом, понятие «мотивация» включает в себя моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека, отвечая на вопрос: почему данный человек поступает так, а не иначе. Все побуждения, определяющие и направляющие деятельность человека, взаимосвязаны в мотивационной сфере личности и представляют собой систему. Данная система представляет собой мотивационную направленность, которая формируется в процессе развития личности и является индивидуальной.
Мотивационную направленность личности авторы рассматривают как систему устойчивых побуждений (интересов, желаний, стремлений), которые характеризуют человека, а также лежат в основе избирательности отношений и активности личности. Побуждения, являясь динамичными и развивающимися, оказывают взаимное влияние, при этом одни из компонентов определяют основную линию поведения и являются доминирующими, а другие выполняют второстепенную роль.
Мотивационной направленность человека основывается на намерениях удовлетворить потребности, которые представляют собой состояния, отражающие нужду в чем-либо. А. Маслоу является автором наиболее распространенной классификации потребностей. Он выделил следующие группы потребностей:
1) физиологические потребности, которые сигнализируются при нарушении гомеостаза организма;
2) потребность в безопасности и стабильности;
3) потребность в любви, проявляющаяся стремлением любить и быть любимым, а так же потребностью принадлежать к определенной группе;
4) потребность в общественном признании, уважении и компенсации;
5) потребность в самореализации;
6) потребность в познании;
7) эстетические потребности [34, c.117].
А. Маслоу в своей работе иерархического построения потребностей отразил, каким образом потребности могут оказывать влияние на мотивацию человека к деятельности. Также автор описал способы удовлетворения своих потребностей определенным образом, опираясь на знания о динамике их действия [34].
В случае, когда в качестве мотивов поведения выступают неудовлетворенные потребности, они могут быть реализованы в форме установок, влечений, желаний, стремлений, склонностей, убеждений, мировоззрений в зависимости от степени осознанности их цели и содержания.
При удовлетворении ведущей потребности другая потребность, которая является наиболее важной в биологическом или социальном значении, выступает в качестве доминирующей. Таким образом, ведущую роль в формировании мотивации играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским [26].
При рассмотрении мотивов, лежащих в основе профессиональной деятельности, следует отметить, что процесс вступления человеком в конкретную организацию сопряжен с удовлетворением тех потребностей, которые организация в состоянии удовлетворить. Среди них можно выделить следующие составляющие основных потребностей:
– стремление быть защищенным от экономических спадов; избегание риска при решении задач и в процессе постановки целей; стремление быть защищенным от физических проявлений агрессии со стороны других лиц; желание иметь безопасное рабочее место, чувствовать уверенность в стабильности и надежности работы, а также социальную защищенность в случае заболевания или снижения трудовых функций (потребность в безопасности);
– стремление ощущать себя полноправным членом организации; работать в дружелюбном и понимающем коллективе, сохраняя гармоничные взаимоотношения с его членами; участвовать в развлекательных социальных мероприятиях; пресекать возможные межличностные конфликты; желание нравиться другим людям (потребность в аффилиации);
– желание получать похвалу от сотрудников организации и чувствовать уважение со стороны коллег и руководства; стремление иметь значимый статус и авторитет как внутри организации, так и вне ее; желание получить формальное признание заслуг, а также добиться подтверждения собственной значимости и неординарности (потребность в уважении);
– стремление брать на себя ответственность за свою деятельность и деятельность своих подчиненных; ощущать независимость от строгого контроля и внешней опеки; не чувствовать жесткую финансовую и моральную зависимость; желание самому управлять своей деятельностью, организуя ее вне зависимости от жестких регламентов (потребность в независимости и самостоятельности);
– желание успешно справляться с возникающими трудностями; предпринимать действия по достижению поставленной цели; постоянно заниматься саморазвитием, повышая свой профессиональный уровень; желание быть квалифицированным специалистом в своей области и внести уникальный вклад в ее развитие (потребность достижения);
– стремление оказывать влияние на других людей, побуждать их к изменению поведения или отношения к чему-либо; занимать руководящую должность; в конфликтной ситуации решить возникшее противоречие в свою пользу; желание осуществлять контроль ресурсов, источников информации, а также сотрудников организации и их деятельности (потребность во власти)[9].
Деятельность человека направляется совокупностью различных мотивов. При этом рассматриваются внутренние и внешние мотивы деятельности. К внутренним мотивам относят потребности человека, его эмоции, интересы. В основе внешних мотивов лежат цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Внутренние и внешние мотивы в совокупности составляют мотивационную сферу личности [24].
Мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности, можно рассматривать как склонность личности к определенной деятельности. Под склонностью ученые понимают генетически и социально обусловленную, сильную, постоянную тенденцию к действию, влечение к какому-либо занятию. Интересы и склонности личности лежат в основе процесса профессионального самоопределения, проблема которого неизбежно встает перед каждым человеком в ходе его социализации, осознания своего места в жизни [19].
Интерес как форма проявления направленности личности выступает в качестве структурного элемента процесса профессионального самоопределения. Интерес рассматривается в качестве причины социальных действий, событий, свершений личности. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы классифицируют по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности.
Интересы могут быть непосредственными (определяются внешними признаками, формируя эмоциональную привлекательность объекта) и опосредованными (определяются содержанием и его значением для личности). Интерес связан с направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью. С термином «интерес» тесно связаны такие понятия как: направленность внимания, любопытство, сосредоточение, озабоченность, осведомленность, желание. Следовательно, интерес проявляется в избирательном отношении человека к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Устойчивый и действенный интерес к конкретной деятельности перерастает в склонность [16].
По мнению А. А. Крылова и С. А. Маничева, под профессиональным интересом понимают направленность личности на профессиональную социально-психологическую роль, сущностные стороны профессии (предмет и условия труда, профессиональную подготовку). Ученые обращают внимание на то, что необходимо различать устойчивый профессиональный интерес (основан на всесторонней, объективной информации) и заинтересованность (основана на существенной, но ограниченной информации) [40].
Термин «профессиональное самоопределение» не получил однозначной трактовки в психологической науке, несмотря на широкое применение психологами в научных работах и исследованиях. Так, в концепции профессионального развития А. Маслоу «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» выступают близкими к понятию «самоопределение» [35].
П. Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. А. К. Маркова отмечает, что профессиональное самоопределение – это определение человеком себя по отношению к выработанным в обществе и принятым данным человеком критериям профессионализма [33].
По мнению Е. Ф. Зеера, профессиональное самоопределение выступает в качестве эмоционально окрашенного отношения личности к своему месту в мире профессий [21]. Профессиональное самоопределение как акт выбора профессии описано Д. М. Кухарчуком и Л. Б. Ценципером [28]. Д. А. Леонтьев, изучая вопрос профессионального самоопределения, описывает его как сложный динамический процесс, в ходе которого личность формирует свои основополагающие отношения к профессионально-трудовой среде, развивает и реализует свои физические и духовные возможности, определяет соответствующие им профессиональные намерения и планы, а также формирует реалистичный образ себя как профессионала [31].
Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Д. Сьюпер под профессиональным самоопределением понимают элемент формирования внутренней позиции «взрослого» у человека в период юности [12; 16]. Л.И. Божович считает, что в связи с перестройкой всей мотивационной сферы, задача выбора профессии становится аффективным центром складывающейся новой жизненной ситуации старших школьников[12].
Д.Сьюпер в своей концепции описывает профессиональный выбор как серию событий, имеющих несколько прогнозируемых моделей. Сам процесс выбора включается в профессиональную биографию человека и может быть растянутым на несколько лет. Д.Сьюпер, выделяя стадии «профессиональной зрелости», относит этап профессионального самоопределения к стадии исследования, которая в большинстве случаев является актуальной в период от 14 до 25 лет. В этом возрасте человек ориентируется на свои реальные профессиональные возможности, пробуя свои силы в разных ролях [14].
Н. С. Пряжников изучил проблему профессионального становления наиболее подробно, рассматривая взаимосвязь профессионального самоопределения и самореализации человека в различных сферах жизни. Автор выделяет в качестве сущности профессионального самоопределения самостоятельный и осознанный поиск смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации.
Ученый обосновал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая состоит из нескольких этапов. На первом этапе личность осознает ценность общественно-полезного труда и необходимость профессиональной подготовки. Затем происходит ориентация в профессиональном мире, выстраивается прогноз престижности выбранного вида будущей профессиональной деятельности. Впоследствии ставится профессиональная цель и намечается путь ее достижения. При этом для достижения поставленных целей человеку необходимо оценивать возможные препятствия, которые осложняют реализацию намеченных планов, а также иметь представление о своих достоинствах, которые могут способствовать продвижению к поставленным целям. В ходе завершающего этапа корректируются намеченные планы по принципу обратной связи, а также начинается практическая реализация профессиональной перспективы личности [41].
Н. С. Пряжников рассматривает потенциальные возможности самореализации личности и выделяет семь типов ее самоопределения: самоопределение на конкретном трудовом посту; в конкретной трудовой функции или операции; на уровне конкретной специальности; самоопределение в конкретной профессии; жизненное самоопределение; личностное самоопределение; самоопределение личности в культуре [41].
В каждом из представленных выше типов самоопределения ученый выделил пять уровней самореализации, критерием выделения которых является внутренний процесс принятия личностью своей деятельности и творческое отношение к ней:
1) деструктивный уровень, который выражается в виде агрессивного неприятия выполняемой деятельности;
2) уровень мирного избегания деятельности;
3) пассивный уровень, который проявляется в виде реализации стереотипных способов деятельности и выполнения ее по шаблону, образцу или инструкции;
4) уровень усовершенствования элементов деятельности, который заключается в стремлении выполнить отдельные составляющие работы по-своему;
5) творческий уровень, который проявляется в виде обогащения и усовершенствования выполняемой деятельности в целом [41].
М. В. Батырева рассматривает два основных компонента профессионального становления: профессиональную направленность и профессиональное самосознание. Сам процесс профессионального самоопределения она рассматривает как анализ субъектом выбора профессии своих внутренних ресурсов, соотнесение их с заданными требованиями профессиональной деятельности и дальнейшую его интеграцию в социально – профессиональную структуру общества [10].
Изучая каждый из вышеперечисленных компонентов, С. Н. Чистякова и И. Н. Захаров пишут о том, что профессиональное самосознание представляет собой соотнесение личностью поставленных целей со своими идеалами, возникающих ценностей – со своими возможностями. По мнению ученых, субъект, осознающий, какую профессию он хочет выбрать (есть цель, мотив), кто он есть (оценка своих личностных особенностей, психофизиологических свойств, профессионально важных качеств), каковы его возможности (склонности, способности), каковы ожидания общества по отношению к нему (его социально-профессиональный статус) представляет собой саморегулирующуюся личность [53].
Несколько иначе представляют структуру профессионального самоопределения Л. М. Карнозова, А. К. Маркова и Н. А. Цветкова. Ученые полагают, что основными компонентами являются действия по анализу актуальной профессиональной ситуации и самоанализу (рефлексивные механизмы), а также конкретные действия на основе принятых решений, ориентированные на получение профильного образования, профессиональную подготовку и дальнейший выбор места работы [33].
Одним из критериев осознания и продуктивности профессионального становления является способность ответственно принимать решения о выборе профессии. Такая жизненно важная проблема возникает перед личностью в течение всего жизненного пути, так как личность постоянно изменяется, проходит разные этапы своего развития, в ходе которых происходит переосмысление и корректировка своей социально-профессиональной роли.
Анализируя представленные выше точки зрения ученых на проблему профессионального самоопределения, можно предположить, что сегодня в психологической науке не существует единого подхода к пониманию термина «профессиональное самоопределение» и к его структуре. Предложенные авторами варианты структуры профессионального самоопределения различаются по сложности и количеству включенных компонентов.
Рассматривая структуру профессионального самоопределения в совокупности ее элементов, выделяют следующие основные компоненты:
1) личность и индивидуальность субъекта профессионального самоопределения;
2) ценностные и нравственные ориентации личности, а также мотивы, определяющие профессиональную деятельность;
3) оценка участником профессионального самоопределения своих возможностей, способностей и черт личности;
4) процесс принятия решений и совокупность конкретных действий для их осуществления;
5) прогноз дальнейшей деятельности субъекта профессионального самоопределение с учетом целей, планов и отношения к значимости профессии;
6) включенность участника профессионального самоопределения в социальные структуры, которая проявляется в виде знания требований, предъявляемых обществом, умения проводить анализ социально-экономической стороны профессии и ориентироваться на рынке труда [10, 33, 41, 53].
Зарубежные и отечественные исследования вопроса взаимосвязи личностных особенностей, мотивационной направленности и профессиональных предпочтений
Значительный вклад в изучение взаимосвязи качеств личности и мотивации внес Абрахам Маслоу. Основным положением, которое выдвинул А.Маслоу в рамках гуманистической позиции, является рассмотрение каждого человека как единого, уникального, организованного целого. Автор рассматривал организм и личность не в качестве набора совокупности характеристик, а как функционирующую систему, представляющую собой единое целое [34].
По мнению А.Маслоу, в каждом человеке присутствуют возможности для самосовершенствования и позитивного роста, заложенные природой. Разрушительные же силы он рассматривал не в качестве каких-либо пороков, а как результат неудовлетворения основных потребностей, или фрустрации.
В своей теории иерархической структуры потребностей А. Маслоу опирается на понятие «мотивация», полагая, что мотивы, делающие жизнь людей осмысленной и значимой, связаны с поиском личных целей. По мнению автора, потребности, лежащие в основе мотивов и являющиеся врожденными, имеют упорядоченную структуру и могут быть представлены в виде определенной иерархии. Потребности располагаются в иерархии в соответствии со степенью духовности. Так, на высшем уровне находится потребность в самоактуализации, то есть реализации своего внутреннего потенциала. На нижних уровнях находятся витальные потребности: физиологические и потребность в безопасности.
А.Маслоу, изучая проблему мотивации, выделяет два вида мотивов, побуждающих и направляющих деятельность человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Мотивы первой группы ориентированы на изменение актуальных условий, которые являются фрустрирующими и создают напряжение. Изменения при реализации дефицитных мотивов осуществляются в соответствии с иерархией потребностей.
Мотивы роста ориентированы на отдаленные цели, которые связаны со стремлением человека реализовать имеющиеся возможности и актуализировать свой потенциал. Таким образом, дефицитные мотивы способствуют уменьшению напряжения путем уменьшения дефицитарных состояний, а мотивы роста, напротив, увеличивают напряжение, так как влекут за собой расширение кругозора.
В качестве основы мотивов роста А.Маслоу рассматривал метапотребности, имеющие инстинктивную, биологическую основу. По его мнению, именно они вызывают необходимость обогащения картины мира, получения нового, волнующего жизненного опыта. А.Маслоу выдвигает предположение о равной степени значимости метапотребностей и отсутствии иерархии при их рассмотрении, подобно дефицитным потребностям [35, c.496-501].
А.Маслоу, рассматривая процесс формирования мотивов, пишет о том, что наибольшую значимость в этом процессе имеет уровень осознанности своих потребностей самим человеком и соотнесение их с нравственными нормами, принятыми в обществе. Автор считает, что на личностные качества оказывают влияние сами потребности человека, а также те способы, которые человек выбирает для их удовлетворения. А.Маслоу определяет личностные качества как результат соотнесения человеком осознанных актуальных потребностей, важности их удовлетворения и той личностной значимости, которую он им придает [34].
В рамках направления «New Look» («Новый взгляд»), ученые (Дж. Брунер, С.Соллей, Дж. Хайг и др.) рассматривают такие составляющие мотивационной сферы, как потребности, желания и установки в качестве личностных факторов познания. Они полагают, что строить характеристику личности следует, основываясь на изучении влияния данных личностных факторов на познавательные процессы человека.
Потребности и установки человека, по мнению представителей «New Look», являются факторами, детерминирующими избирательность восприятия мира, направленность поведения человека. Список потребностей, желаний и стремлений человека разнообразен и включает в себя потребности в безопасности, в комфорте, в любви, в познании и, наконец, в самовыражении. Исследователи в ходе изучения актуальных потребностей личности, показывают тесную взаимосвязь познавательных процессов человека с его мотивационно– потребностной сферой. Однако, данный путь не приводит к ответу на вопрос, что такое личность, так как представление о ней превращается в по-разному сконструированную конфигурацию нужд человека, его стремлений и желаний [4, c.44-45].
В отечественной психологии изучение взаимосвязи качеств личности и мотивации проводилось в рамках исследований интегральной индивидуальности. Проблема изучения структуры интегральной индивидуальности, а также внешней и внутренней детерминации индивидуальных различий берет начало с работ В. С. Мерлина его учеников. В рамках теории интегральной индивидуальности исследуется взаимосвязь специфики структуры индивидуальности и различных свойств субъекта деятельности (уровня мотивации, адаптированности к социуму и др.). По мнению В.С. Мерлина, интегральная индивидуальность – это целостная характеристика индивидуальных свойств и качеств человека, которая выступает объектом междисциплинарных исследований [38].
В.С. Мерлин отмечает, что специализация и дифференциация наук привели к тому, что исследования индивидуальных свойств, относящиеся к разным наукам о природе и обществе, чрезмерно обособились. Внимание же к исследованиям индивидуальных свойств в их взаимосвязях недооценивалось и не было достаточным. Теория Мерлина восполняет образовавшийся здесь пробел на основе целостного, интегрального, междисциплинарного исследования человеческой индивидуальности [38].
На основании экспериментальных исследований, проведенных под руководством В. В. Белоуса, был сделан вывод о том, что структура интегральной индивидуальности представляет собой непрерывно развивающееся динамическое образование. Помимо этого, интегральная индивидуальность обладает специфической структурой и функциями, что создает благоприятные условия для гармонизации человека и среды [6].
В своей работе Т. В. Копань (1996) рассматривает проблему соотношения мотивации и стимуляции с позиции теории интегральной индивидуальности. Автором было проведено исследование, в котором была учтена взаимосвязь высокой или низкой мотивации и разной стимуляции (городские и сельские школьники) [6].
Изучение особенностей интегральной индивидуальности у лиц опасных профессий было описано М.Ю. Колосницыной и Е.В. Селезневой. Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что успешность профессиональной деятельности зависит от уровня развития
профессионально значимых особенностей интегральной индивидуальности: чем выше данный уровень, тем ниже количество ошибок в действиях у лиц опасных профессий [26].
Значимой проблемой в исследовании профессионального самоопределения является отсутствие четких рамок данного процесса в трудах отечественных и зарубежных ученых. В работах Е. М. Борисовой, Г. П. Логиновой, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой и В. В. Чебышевой профессиональное самоопределение рассматривается в качестве сложного, длительного, многократного процесса, который неотделим от личностного развития в целом. При этом авторами рассматривается и процесс развития личности, выступающей в качестве субъекта труда [14, 23, 41].
В работах А. Е. Климова модель развития личности профессионала опирается на концепцию интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. По мнению ученого, профессиональное развитие может быть сопоставимо с разными уровнями индивидуальности. Е. А. Климов отмечает, что профессиональное развитие является важным проявлением психического развития, формированием себя как полноценного участника сообщества профессионалов [23].