Что такое проектирование: искусство или наука?
ность или необходимость перейти к игре в домино. Именно эта нестабильность самой задачи и придает процессу проектирования гораздо более сложный и интересный характер, чем обычно думают те, кто никогда им не занимался.
Бригада проектировщиков должна добиться, чтобы каждый из многочисленных и разнообразных показателей, интересующих заказчика ("требуемые результаты", рис.1.1), обладал двумя свойствами:
а)не выходил за пределы возможностей поставщиков, изготовителей, системы сбыта и т.д. ни на одном из этапов существования изделия; б) был увязан с тем, что ему предшествует, и с тем, что за ним следует.
Тесные связи между далеко отстоящими друг от друга этапами существования изделия заставляют разработчика широко прибегать к прослеживанию зависимостей между следствиями и их отдаленными причинами. Чтобы избежать неувязок между отдельными этапами, проектировщик, используя свой главный козырь - воображение, - заменяет свои исходные цели другими целями, которые легче увязываются друг с другом, оставаясь столь же приемлемыми с точки зрения поставленной задачи. Такая сильная зависимость целей проектирования от конкретных частных решений очень затрудняет, если не вовсе делает невозможным, решение задач проектирования чисто логическими способами; однако она не препятствует человеческому мозгу с его колоссальной адаптивностью справиться с такими проблемами. Цель этой книги - исследовать первые опыты, в которых к пониманию и преодолению трудностей проектирования удается привлечь не один человеческий ум, а несколько умов.
1.3. Что такое проектирование: искусство или наука?
Скажем сразу, что проектирование не следует путать ни с искусством, ни с естественными науками, ни с матема-
тикой. Это сложный вид деятельности, в котором успех зависит от правильного сочетания всех этих трех средств познания; очень мала вероятность добиться успеха путем отождествления проектирования с одним из них. Основное различие связано с временными отношениями. Деятели искусства и науки имеют дело с физическим миром (реальным или символическим) в том виде, в каком он существует в настоящее время, а математики оперируют с абстрактными отношениями, не зависящими от календарного времени. Проектировщики же всегда вынуждены считать реальным то, что существует лишь в воображаемом будущем, и искать пути претворения в жизнь предвидимых объектов.
Интересно сопоставить подходы, методы и критерии, используемые в естественных науках, в искусстве и в математике. Цель ученого — точно описать и объяснить наблюдаемые явления. Для его подхода характерны профессиональный скептицизм и сомнения. Его главная методика — тщательно поставленный эксперимент, призванный опровергнуть гипотезу, доказав истинность обратного утверждения. Художник — скажем, живописец или скульптор — тоже не связан в своей деятельности с будущим, его больше всего интересует настоящее. Его цель состоит в обработке (с испытываемым при этом удовлетворением) материала, существующего одновременно с его деятельностью. Конечно, есть художники, которые пользуются эскизами, моделями, наборами мелодий и т.д., планируя тем самым свою работу, но при этом они прибегают к методу сознательного предвидения, типичному для проектировщика, отходя от свойственной художнику импульсивности и непосредственности. Художник культивирует в себе уверенность, готовность действовать при полном или почти полном отсутствии внешних свидетельств, на которые могло бы опереться его воображение. Он действует в "реальном времени", в полной мере используя высокоразвитую способность своей нервной системы остро реагировать на интуитивно схваченную картину реального мира.