Получить замечания потребителей (если это целесообразно) относительно выводов, сделанных на основании интервью
Когда читаешь газетный отчет об известных вам событиях, начинаешь понимать, что то, что кажется истинным репортеру, представляется порой иска-женным тому человеку, о высказываниях и поступках которого идет реч, в газетной статье. Поэтому полезно получить замечания потребителей на отчет о приписываемых им взглядах, знаниях и действиях К сожалению, повторная пророка мнений - Дело очень длительное, „о в Результате ее можно выявить, что было Правильно понято, уточнить тер-
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
мины и внести коррективы в варианты окончательных отчетов. Подобная процедура в полном объеме была проделана группой архитекторов Британского министерства энергетики. После проведения интервью с большим количеством работников электростанций были собраны их письменные замечания относительно выводов, сделанных на основании интервью. Затем с ними провели повторные интервью, и только после этого был подготовлен окончательный вариант отчета. На такое исчерпывающее исследование потребовалось несколько человеко-лет, но в результате архитекторы смогли выпустить справочник по архитектуре и строительству электростанций, который пользуется большим спросом и сослужил хорошую службу в ликвидации разногласий, существовавших до того между инженерами и архитекторами. Руководствуясь материалами справочника, архитекторы уменьшили размеры служебных помещений электростанций и выявили мешающие эффективной работе персонала недостатки, которые можно устранить, изменив архитектурное и планировочное решение зданий электростанций.
Эта работа была проделана сотрудниками министерства А. Мерреем и Д. Мидлтоном; примеры из справочника использованы в разд. 11.1 и 11.2.
Замечания
Большую часть существенных трудностей в получении полезной информации от по-требителейможно преодолеть, если ограничить задачи интервью выявлением данных, которые должны быть известны I потребителю по характеру его работы, но ' о существовании которых никто не подозревает. Полезно сопоставить эту информацию, получаемую только в свободном интервью, с другими данными, которые целесообразнее выявить путем свободного наблюдения за потребителем, путем структурированного наблюдения (с использованием контрольных перечней) или путем структурированных интервью (с использованием анкет). Приведенные ниже примеры можно считать типичными, хотя и не исчерпывающими ] (см. разд. 9.9).
От операторов нельзя получить информацию типа "полезные мнения о возможных альтернативных конструкциях", если они не имеют достаточно длительного опыта использования новых конструкций, чтобы суметь определить способы адаптации к ним.
Метод проведения специализированных интервью для выявления причин несчастных случаев, обстоятельств, которые могут привести к ним, и других критических ситуаций описан Фланаге-
7 7
Применение
Прежде чем приступить к перераспределению функций отдельных компонентов в системах человек - машина, представляется особенно важным проинтервьюировать потребителя. Это может оказаться полезным при работе над любым проектом с целью повлиять на отношение потребителя к новому изделию.
Обучение
Получить практически полезную информацию от потребителей очень трудно, так как интервьюирующий не знает, какая именно информация ему нужна. Один из способов преодоления этой трудности может состоять в том, чтобы попросить потребителя научить третье лицо пользоваться оборудованием или позволить самому интервьюирующему выполнить эти функции. Когда вы вынуждены отвечать на вопросы, касающиеся выполняемой вами работы (например, вождение автомобиля или печатание на пишущей машинке), человеку, который не умеет выполнять эти операции, вам легче уяснить себе, какого характера вопросы следует задавать; становится также яснее, какие ответы нужно принимать во внимание, а какими можно пренебречь в дальнейших вопросах.
Как и в случае с предварительными интервью, описанными в разд. 9.5, интервьюирующему необходимо иметь °пыт проведения социологических исследований. Не менее важно суметь почув-ствовать себя на месте оператора или
потребителя рассматриваемого оборудо-
°зния.
тервью с несколькими потребителями Недостаток этого способа заключается в том, что при этом могут быть упущены серьезные моменты, а результаты о™ жутся тривиальными и нерепрезентатив-ными.
Поэтому оправданны затраты на оплату труда, особенно квалифицированных и опытных специалистов по проведению интервью. Иногда требуется несколько недель или месяцев, прежде чем от руководства фирмы и профсоюза будет получено согласие на интервьюирование операторов того или иного промышленного оборудования.
Библиография
Мейдж [80], Фланаген [79].
9.5.Анкетный опрос Цель
Собрать полезную информацию среди большой группы населения.
План действий
1. Определить проектные решения, на ко
торые могут повлиять ответы на вопросы
анкеты.
2. Охарактеризовать виды информации,
имеющие важное значение для принятия
проектных решений.
3. Определить категории лиц, располага
ющих необходимыми видами инфор
мации.
4. Провести предварительные исследова
ния, чтобы получить представление о зна
ниях потенциальных участников анкетно
го опроса.
5. Составить пробную анкету, отвечаю
щую как процедуре опроса, так и кон
кретной проектной ситуации.
6. Распространить пробную анкету для
проверки вопросов, вариативности отве
тов и метода их анализа.
7. Отобрать наиболее подходящий кон
тингент лиц, располагающих необходи
мой информацией.
8. Собрать ответы на анкету путем лич
ного интервьюирования или по почте.