Гендерный конфликт и стратегии личностного развития
Актуальными, но недостаточно исследованными вопросами тематики гендерных личностных конфликтов и кризисов гендерной идентичности, являются, во-первых, вопросы, касающиеся конкретизации причин возникновения конфликтов гендерного содержания. Вторая группа актуальных тем исследования гендерных конфликтов и кризисов идентичности связана с практической деятельностью специалистов-психологов, оказывающих психологическую помощь мужчинам и женщинам, которые переживают кризисные и конфликтные состояния
Гендерный конфликт представляет собой менее сложное психологическое явление, чем кризис гендерной идентичности. Внутриличностный конфликт порождается амбивалентными стремлениями субъекта, которые ограничивают возможности нормального функционирования личности.
Рассмотрим известные теории, объясняющие причины гендерных конфликтов[1].
Ролевые теории используются для объяснения причин ролевых гендерных конфликтов. Ролевой конфликт работающей женщины - яркий пример межролевого личностного конфликта, проявляющийся как столкновение традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности.
Наибольшее распространение в плане объяснительных интерпретаций возникновения разных видов гендерных конфликтов получила теория гендерной социализации:
1) мужчины и женщины вырастают в различных социально-психологических контекстах;
2) эти контексты оказывают решающее влияние на последующее функционирование мужчин и женщин: у мужчин возникают проблемы в сфере семейной самореализации, а у женщин - в сфере профессиональной самореализации.
Воспитывая мальчиков и девочек по-разному, родители и педагоги ориентируют их на исполнение полоспецифичных ролей и не готовят детей к другим ролям, которые им, скорее всего, придется исполнять. Традиционный вариант гендерной социализации может приводить к конфликту нереализованных желаний.
Концепция андрогинии.В данной концепции обосновывается тезис о том, что человек с андрогинными характеристиками может функционировать более эффективно и в более разнообразных условиях, чем человек, обладающий более традиционными мужскими или женскими качествами. Такие люди остро переживали состояние несоответствия внешним полоспецифичным нормам, им был присущ конфликт несоответствия ожиданиям.
С.Бэм высказывает следующие критические замечания в адрес концепции андрогинии: «...концепция андрогинии одновременно настолько гендерно-нейтральна, настолько утопична и настолько лишена какой-либо реальной связи с исторической действительностью, что она даже не признает существование гендерного неравенства, не говоря уже о том, чтобы представить концептуальный или исторический анализ этого неравенства».
Наибольший вклад в объяснительные модели возникновения гендерных конфликтов личности вносит теория гендерной схемы. Применение гендерных схем способствует стандартизации и единообразию индивидуальных социально-психологических реакций, а частое их использование препятствует адекватному восприятию многообразия мира, что в свою очередь тормозит развитие адаптивных и творческих возможностей личности. В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности прибегают к схемам постоянно и поэтому воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского; неполотипизированныеличности почти не используют гендерные способы категоризации мира, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки. Каждый человек в зависимости от особенностей собственного когнитивного развития и социальной ситуации, в которой он оказался, будет в большей или меньшей степени гендерно-схематизирован.
На ранних этапах развития личности работа специалистов-психологов может быть сконцентрирована на обучении родителей и воспитателей приемам предотвращения гендерной схематизации личности ребенка. Сандра Бэм предлагает использовать при обучении две стратегии. Первая стратегия состоит из приемов, направленных на объяснение детям различий между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители тем самым тормозят процессы гендерной схематизации. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания о поле, вместо того, чтобы им обучаться. Примерные виды альтернативных схем: акцентирование индивидуальных, а не половых различий (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); культурный релятивизм (в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины); схема сексизма (раньше была дискриминация по признаку пола, а сейчас нет).
Наряду с широко известными концепциями, обладающими продуктивными объяснительными моделями анализа внутриличностных гендерных конфликтов, может быть предложена и новая теоретическая модель - концепция гендерной компетентности. Она концентрирует свое внимание на путях и способах предотвращения личностных конфликтов гендерного содержания.
1. Мужчины и женщины, как представители социальных групп, скорее похожи, чем различны. Это касается и подавляющего числа психологических характеристик мужчин и женщин и личностных особенностей.
2. Социальные статусы и позиции мужчин и женщин в публичных и приватных сферах жизнедеятельности не должны выстраиваться по принципу иерархичности.
3. Биологические особенности каждого пола не могут быть основанием и оправданием ситуаций гендерного неравенства.
Гендерно не компетентные мужчины и женщины не могут освободиться от давления гендерно-поляризованной и андроцентричной культуры, поэтому они часто переживают конфликтные состояния нереализованных личных устремлений и несоответствия ожиданиям. В основе такого поведения лежат гендерные предрассудки (предубеждения в отношении лиц другого пола).
Самая слабая форма проявления предубеждения - это невербальное выражение антипатии (пренебрежительный тон, нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы и др.), демонстрируемые в ситуациях, когда поведение мужчин или женщин не соответствует традиционным нормам полоспецифичного поведения.
Еще одна относительно слабая форма проявления гендерных предубеждения представлена вербальным выражением антипатии к представителям другого пола:сексистскиеанекдоты, высмеивающиемужские и женские качества личности и особенности поведения.
Третья форма гендерных предубеждений - это избегание группы, по отношению к которой имеются предубеждения. Эта форма предубеждения проявляется в виде различных форм жено/мужененавистничества.
Четвертая форма -конкретные действия, приводящие к дискриминации членов группы.
Самая сильная по степени деструктивности поведения форма проявления предрассудков обусловлена агрессивными предубеждениями, которые проявляются в актах насилия.
Одним из путей и способов, направленных на предупреждение конфликтов гендерного содержания, может являться такое направление работы с разными группами населения, как формирование гендерной компетентности. Гендерная компетентность понимается, как способность человека как представителя определенного пола эффективно функционировать в сфере межгруппового и межличностного взаимодействия. В состав гендерной компетентности входят:
1)знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих;
2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности;
3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик;
4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают.
По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода:
1) изменить ситуацию,
2) изменить отношение к ситуации;
3) измениться самому.
Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х. Килмен: избегание конфликт, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество
Гендерный конфликт - взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.
Гендерные конфликты зачастую коренятся в информационных моделях, складывающихся в психике участников. Мужчины и женщины по-разному прочитывают послания друг друга, и тогда ошибки восприятия и реагирования приводят к конфликтности взаимоотношений. Кроме осознания проблем, имеющих личную значимость для участников, могут иметь значение и объективные социальные причины столкновения - из-за распределения домашних обязанностей и лидерства в семье.
Ролевой конфликт- социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия. Когда женщина одновременно выполняет три свои основные роли (родительскую, профессиональную и супружескую) вероятность возникновения ролевого внутриличностного конфликта очень велика.
Вторым типом гендерного внутриличностного конфликта является конфликт боязни успеха. Феномен "страх успеха" был выявлен и описан психологом Мартиной Хорнер. Успех вызывает у женщины тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением.
Еще одним примером являетсяэкзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия. Так, полотипизированные мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию.