Уровни профессиональных деструкции
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии.
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.
· Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др.
Возможные пути профессиональной реабилитации: повышение социально-психологической компетентности и аутомпетентности; диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; прохождение тренингов личностного и профессионального роста; рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста; профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).
18. Понятие об эмоциональном выгорании, пути преодоления.
Профессиональное "выгорание" проявляется в эмоциональном истощении — чувстве опустошенности, исчерпанности эмоциональных ресурсов, деперсонализации, связанной с возникновением равнодушного, негативного или даже циничного отношения к окружающим, профессиональном редуцировании достижений, которое проявляется в постоянном недовольстве собой, негативном восприятии себя как профессионала, чувстве некомпетентности, безразличии к работе.
Как отмечает Е. П. Ильин, быстрота "выгорания" зависит как от личностных особенностей (необщительность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, высокая эмпатия и реактивность), так и от производственных факторов, которые приводят к оценке работником своей работы как незначимой, неудовлетворенности профессиональным ростом; переживанию недостатка самостоятельности, излишнего контроля; ролевой неопределенности вследствие нечетких к нему требований; недогрузке или перегрузке трудовыми обязанностями (последнее порождает чувство собственной ненужности).
С целью предотвращения "выгорания" следует проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния, развивать положительное отношение к труду через систему соответствующего стимулирования, а также способствовать овладению работником навыками саморегуляции психической деятельности.
Среди наиболее распространенных в последнее время и получивших научное обоснование способов регуляции и управления собственным состоянием выделяют нервно-мышечную релаксацию и аутогенную тренировку.
Методика нервно-мышечной релаксации предполагает снятие эмоционального напряжения путем мышечного расслабления в различных участках тела.
Особенностью предлагаемых в данной методике упражнений является контрастное чередование сильного сокращения и полного расслабления определенной группы мышц.
19. Профессионально важные качества личности в структуре ее профессиональной деятельности.
Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности и ее новообразованием, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К ПВК относятся: Мышление, интеллект: Восприятие, пороги чувствительности: Память, объем памяти, скорость запоминания: Внимание, переключаемость, объем внимания: Свойства нервной системы: Двигательные характеристики: Коммуникативные характеристики: речь: Мотивация: Ценностно-нравственные характеристики: Волевые характеристики: Эстетическое чувство, художественный вкус: Профессиональный и жизненный опыт: Психофизиологические характеристики человека:
Различают четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:• абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном — среднем уровне;• относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);• мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; • анти-ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие.
ПВК традиционно относят широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки.
В психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова. В современной психологии способностипонимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею.
Индивидуальный стиль деятельностиможно рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способностьчеловека к профессии.
20. Динамика профессионально важных качеств личности на протяжении профессионального пути человека.
Рассматривая каждое из профессионально значимых свойств, мы должны прежде всего ответить на вопрос, насколько стабильно это свойство, насколько оно поддается развитию и компенсации в процессе обучения и профессиональной деятельности.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Основные характеристики нервных процессов (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность) накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области. Индивидуально-типологические особенности мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным свойствам.
СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СВОЙСТВАНесмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности.Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. Вторая характеристика сенсорных процессов — уровень чувствительности анализаторов. Эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной тренировки.
АТТЕНЦИОННЫЕ СВОЙСТВАВсе характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяются. При овладении новым видом деятельности или при выполнении той же деятельности в новых условиях всегда происходит перестройка системы организации внимания.
ПСИХОМОТОРНЫЕ СВОЙСТВА С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных).Сравнительный анализ макродвижений в трудовых операциях показывает, что переход от ручных действий к механизированному (штамповке) и автоматизированному производству (оперированию органами дистантного управления) сопровождается постепенным сокращением количества совершаемых макродвижений. В структуре действий человека, имеющего дело со сложным техническим устройством, большую роль играют сенсомоторные реакции (простая, дизъюнктивная, РДО). С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видовсенсомоторных реакций.
МНЕМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВАПо мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов.
ИМАЖИНИТИВНЫЕ СВОЙСТВАИндивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало.В психологии творчества изучение творческого мышления объединяется с анализом приемов творческого (продуктивного) воображения. Получены некоторые данные, свидетельствующие о возможности целенаправленного формирования этих свойств и приемов.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВАМышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б. М. Тепловым и было названо им практическим. Л. Л. Кондратьева показала возможность формирования навыков планирования в обучающем эксперименте. Возможность формирования умения разрешать проблемные ситуации показана Г. С. Альтшулером, который организовал технические курсы с целью знакомить рабочих с основами методологии изобретательства. Десятки рабочих, посещавших курсы, вскоре получили авторские свидетельства.
ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА Ведущая роль того или иного волевого свойства определяется прежде всего типичными, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности. «Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями» Исследования М. Н. Ильиной показали, что волевые свойства и их динамика зависят как от природных особенностей человека, так и от социальных факторов.
21. Кризисы профессионального становления личности.
Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека:1. Кризис "вырывания корней" (18-22 лет) характеризуется следующим. Позиция молодого человека часто выражается в девизе: "Я знаю, чего хочу!". 2. "Искания в двадцать лет" (23 года). Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что "должно". Но это "должно" сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. 3. Попытка "осознать свои тридцать" (30 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным - стремление обвинить в этом "всех и вся". 4. Кризис "середины жизни" (35-37 лет), наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит "утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса.5. Обновление или покорность ("проблема 45 лет"). Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения.
Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности. Он выделяет: 1) душевное восприятие, рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет); 3) социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития.
Э.Ф. Зеер ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов: а) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы; б) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы.
Выделяются также основные фазы кризисов профессионального развития.
Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе.Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт ("конфликт - ядро кризиса"). Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.
Психологические особенности кризисов профессионального становления:Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 до 16-17 лет) Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) Кризис профессиональных экспектаций - неудачного опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, кризис профессиональной адаптации)Кризис профессионального роста (23-25 лет)Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)