Эволюция российской психологической мысли в эпохи Нового времени и Просвещения
Петр Васильевич Постников(род 1676). После обучения в Московской славяно-греко-латинской академии, в 1692г., он по указу Петра на 5 лет отправляется в Падуанский университет в Италию, где получает степень доктора философии и медицины.
В 1697-1701гг. Постников по поручению Петра едет в Амстердам. Знакомство Петра (по рекомендации Постникова) с голландским анатомом Рьюишем послужило к развитию в России анатомо-физиологического направления в медицине (создание Кунсткамеры, коллекции препаратов Рьюиша, образование медицинских школ, подбор талантливых учеников и.т.д) Коллекция Рьюиша, собранная за 40 лет, переходит в созданную в 1725 г. Академию наук, где среди первых научных подразделений были кафедры анатомии и физиологию
Первый начальник кафедры – Даниил Бернулли(1700-1782) – был одним из представителей швейцарской семьи выдающихся математиков. Его первые лекции были посвящены применению математических начал к физиологии. Он явился автором первой физиологической работы в России «О движении мышц» (лат. -1726, русс.-1758), исследований «О гидрофобии, т.е. болезни от воды по угрызении бешенной собаки» (1729), «О годах степенных», «О симпатии и антипатии», а также по вопросам о возможности оживления «утопших птиц» под влиянием электричества и др.
Огромное значение для развития физиологии сыграло творчество М.В.Ломоносова, особенно его «Размышления о причине тепла» (1756), в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его «Риторике» (1748) посвящена глава «О возбуждении, утомлении и изображении страстей».
Яков Павлович Козельский(1728-1794). В «Философских предположениях» (1768) в теоретическую философию он включает теорию познания, логику и психологию, в практическую – политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь «через отправление им своих общественных обязанностей». Ученым разработана практически вся проблематика психологии 18 века.
Дмитрий Алексеевич Голицын(1734-1803) – ученый и дипломат, посол во Франции и Нидерландах, друг Вольтера и других энциклопедистов, почетный академик, натуралист издал книгу Гельвеция «О человеке», сыгравшую огромную роль в формировании научного мировоззрения в психологии.
Николай Иванович Новиков(1744-1818) – издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в т.ч. работы более Радищева. Теоретические основы психологии отражены в издаваемом им журнале «Утренний свет» в статьях: «О душе», «О страстях», «О воображении», «О достоинстве человека в отношении к богу и миру». Проблематика психологических изысканий Новикова очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей «Детские чтения для сердца и разума» с поучительными статьями о науке, в т.ч. по нравственно психологической проблематике.
Матвей Пеккен, будучи военным врачом, он вместе с Е.А.Мухиным организовал работу первой терапевтической клиники. Им подготовлен труд «Физиология, или наука о естестве человеческом» (1788), который интересен рассуждениями о методе. К последним он относил наблюдения над здоровыми и больными людьми (сравнительные методики), а также «повторительные опыты» над животными и по аналогии с человеком. Ученый описал все известные психические процессы.
Александр Николаевич Радищев(1749-1802) написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Радищев подчеркивал, что его мысль в ряде вопросов «разнствует от гельвециевой»: а) французский энциклопедист не показал, что «человек паче всех есть существо соучаствующее», т.е. социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: «…человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных».
В 1796г. выходит в свет первая русская книга по психологии «Наука о душе». Ее автор Иван Михайлов, имея духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма (Локк): душа то, «что познают и ощущают обстоящие нас вещи». Михайлов определяет 4 закона душевной жизни:1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не поврежденные органы чувств, то «тогда мы чувствуем, хотя б и не хотели»; 2) определяет интенсивность ощущений относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа определяется воздействиями внешнего мира; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства.