Интроспекция в научной психологии: Герман Эббингауз
Как известно, Г. Эббингауз занимает особое место среди психологов, внесших вклад в разработку психологических методов. Причем этот вклад “проходит” “по линии” эксперимента. Действительно, Г. Эббингауз в своем классическом труде “О памяти” (Ebbinghaus, 1885), кстати имеющем многозначительный подзаголовок – Untersuchungen zur experimentellen Psychologie – разработал методики, позволяющие реализовать экспериментальное исследование памяти, причем исследование, широко использующее измерение в психологии. Многие историки психологии, например М.Г. Ярошевский (Ярошевский, 1985), видят в Эббингаузе пионера собственно психологического эксперимента. Здесь мы обратимся к фундаментальному руководству Г. Эббингауза “Основы психологии” (Ebbinghaus, 1902). В этой книге есть специальный раздел “Метод психологии”. Г. Эббингауз утверждает, что методами психологии являются самонаблюдение и наблюдение других людей. Эббингауз отмечает, что “самонаблюдение и наблюдение других людей не суть два равноправных и независимых друг от друга метода исследования..., а они вполне и неразрывно меж собою связаны. Каждый в отдельности не дает психологии почти ничего, и только в связи друг с другом они получают значение” (Эббингауз, 1911, с.60).
Подробно анализируя метод самонаблюдения, Г. Эббингауз находит в нем три существенных недостатка. Во-первых, попытка самонаблюдения уничтожает до известной степени объект, на который она направлена. Во-вторых, самонаблюдение не схватывает предметов в их чистом и объективном виде, оно почти неизбежно искажает и фальсифицирует предметы и всегда грозит опасность, что самонаблюдение даст искусственные продукты. По Эббингаузу, самонаблюдение может быть источником артефактов. В-третьих, самонаблюдение всегда ограничено одним индивидом: оно, по Эббингаузу, изучает лишь содержание одной души со всеми ее случайностями и особенностями.
Преодолеть перечисленные недостатки возможно лишь в том случае, когда самонаблюдение дополнено и подтверждено другим способом и “этот способ именно и есть наблюдение других людей” (Эббингауз, 1911, с.61). Наблюдение само по себе не может обеспечить психологию фактами, потому что “все наблюдения над другими людьми – ничто, по крайней мере, ничто для психологии, без постоянного оживления и одухотворения результатами самонаблюдения” (Эббингауз, 1911, с.62).
Эббингауз делает вывод: “Итак, оба средства исследования друг без друга лишены значения. Первое (самонаблюдение – В.М.) в отдельности не дает ничего надежного и недостаточно для науки, а второе (наблюдение – В.М.) в отдельности не дает психических явлений; только взаимно дополняя и проникая друг друга, они создают науку психологии” (Эббингауз, 1911, с.62). А как же другие методы, в первую очередь эксперимент, который, как уже упоминалось, самим Эббингаузом интенсивно использовался?
Г. Эббингауз дает обширный обзор, посвященный измерению и эксперименту в психологии (Эббингауз, 1911, с.62-88), в котором подробно описывает использование экспериментальных и измерительных процедур Фехнером. Характерно, что Эббингауз считает измерение и эксперимент всего лишь “вспомогательными средствами” (Эббингауз, 1911, с.88) в психологическом исследовании. Интересен заключительный вывод Эббингауза: “Мы считали самонаблюдение и наблюдение над другими методами психологии, и говорили затем об экспериментах и о прямых и косвенных методах психических измерений. Какая связь между всем этим? Оказались ли новые методы чем-то совсем иным сравнительно с двумя давно известными и применяемыми психологическими методами и грозит ли им даже опасность полного их вытеснения новыми методами? Конечно, нет. Эксперименты и методы измерения – не новые средства познания на место старых, а те же самые давно известные методы, но лишь не в примитивной и безыскусственной форме, а в искусной и, так сказать, изощренной форме. Они суть особенно выработанные и развитые формы самонаблюдения и наблюдения над другими людьми, в которых намеренно создаются определенные условия и результаты определяются возможно точнее” (Эббингауз, 1911, с.89). Здесь кажется уместным коснуться одного момента, связанного с исследованиями Эббингауза. Как уже упоминалось, он вошел в историю психологии в первую очередь благодаря экспериментам в области памяти. Почему Эббингауз не настаивает на том, что психология должна быть экспериментальной? На наш взгляд, потому, что, продолжая традицию Фехнера, он распространяет измерение на область психологии памяти, т.е. Эббингауз занят исследованием конкретной проблемы. Эббингауз прекрасно понимает, что все пространство психической реальности не может быть охвачено экспериментальным исследованием: роль конституирующего психологию метода отводится самонаблюдению, наблюдение же необходимо для проверки данных, доставляемых самонаблюдением.