Уровни и составляющие культуры организации
Ядром организационной культуры являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплочённость сотрудников, формируется достижение целей организации. Специфические культурные ценности организации могут касаться следующих вопросов:
- предназначение организации и её «лицо» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства),
- старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти),
- значение различных руководящих должностей и функций (полномочия отдела кадров, важность постов различных вице-президентов, роли разных отделов),
- обращение с людьми (забота о людях и их нуждах, уважение к индивидуальным правам, обучение и возможности повышения квалификации, справедливость оплаты труда),
- роль женщин в управлении и на других должностях,
- критерии выбора на руководящие должности,
- организация работы и дисциплина,
- стиль руководства,
- процессы принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации),
- распространение и обмен информацией,
- характер контактов и социализации (предпочтение личных или письменных
контактов, возможность контактов с высшим руководством, кто с кем общается во время и после работы),
- пути решения конфликтов,
- оценка эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты),
- отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации).
Фундаментальные ценности корпоративных культур выражаются в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, героях, преданиях, девизах, церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру.
Символ – это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Символы доносят до людей важнейшие ценности организации.
Предания – это основанные на происходящих реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценности корпоративной культуры. Ценность их определяется не столько достоверностью, сколько частотой пересказа и способностью донести до людей основные принципы корпоративной культуры.
Герой – человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты организационной культуры, модель, образец, подражать которому стремится большинство сотрудников организации. Иногда речь идёт о реально существующих личностях, но чаще всего мы имеем дело с символическими персонажами. Поступки, которые совершают герои, выходят за рамки обычных, но не настолько, чтобы простые работники не могли их повторить. Они показывают людям, как надо делать хорошие дела. В организациях с сильно развитой культурой многие достижения становятся основой для появления героических персонажей и тем самым для поддержания корпоративных ценностей на должном уровне.
Девиз – это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры.
Корпоративные церемонии – особые плановые мероприятия, проводимые для всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Церемонии призваны укрепить веру работников в ценности организации, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев. Церемонии носят тщательно продуманный и сложный характер.
В организационной культуре можно выделить ряд уровней (таблица 8.1.).
Изучение культуры начинается с первого, «внешнего» уровня, включающего следующие видимые внешние атрибуты: уникальный фирменный стиль, символы,
организационные церемонии, - то есть всё то, что можно воспринимать с помощью органов чувств. Здесь вещи и явления легко выявить, но интерпретировать и расшифровывать их в терминах корпоративной культуры не всегда просто.
На следующем, «базовом», уровне происходит более углублённое изучение основных ценностей. Эти ценности составляют основу, на которой строятся нормы и формы поведения, формируется единство взглядов и действий всех сотрудников. К таким ценностям относятся миссия, кодекс, правила взаимоотношений сотрудников.
Существует ещё один уровень – «внутренний». Он скрыт от глаз постороннего человека, поскольку включает незадекларированные правила, регулирующие отношения сотрудников как между собой, так и с внешним окружением. Повлиять на создание такого неписанного кодекса поведения достаточно сложно. В то же время он, безусловно, очень важен - в силу возможного положительного или отрицательного влияния на формирование и реализацию первых двух уровней. Эти основополагающие предположения и убеждения и есть сущность корпоративной культуры, т.к. именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне.
Таблица 8.1. – Уровни корпоративной культуры.
Уровень | Характер атрибутов | Примеры атрибутов |
Внешний | Внешние, или видимые | Фирменный стиль, символы, слоганы, организационные церемонии. |
Базовый | Официальные | Миссия и кодекс организации. |
Внутренний | Латентные, или скрытые | Неписанные правила взаимоотношений сотрудников. |
Рассмотрим понятие субкультур и контркультур.
Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. При этом имеется в виду одна, преобладающая во всей организации культура и культура её частей. Часто (хотя и не всегда) структура субкультуры повторяет культуру самой организации. Так, администрация, отделы, службы, как правило, имеют свои субкультуры, которые могут сосуществовать как мирно, так и враждебно “под крышей” общей культуры компании.
Носителями субкультур являются отдельные личности, выражающие сходные интересы. Субкультуры при этом повторяют структуру самого предприятия: управления, отделы, администрация предприятия будут иметь различные субкультуры.
В организациях могут существовать контркультуры, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
* прямая оппозиция ценностям доминирующей организационной культуры;
* оппозиция структуре власти в рамках доминирующей культуры организации;
* оппозиция к образцам отношений и взаимодействия, поддерживаемых организационной культурой.
Контркультуры в организации обычно появляются тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут обеспечить им привычного или желаемого удовлетворения. В определённом смысле организационные контркультуры являются призывом к помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда существующая система поддержки разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации. Некоторые “контркультурные” группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации.