Понятие и формы взаимодействия следователя с органами дознания, оперативно-розыскными органами
Вне зависимости от специфики работы, выполняемой той или иной группой людей, важнейшей проблемой, прямо влияющей на эффективность этой деятельности, является обеспечение координации и взаимодействия между членами такой группы.
В связи с этим, правильно организованная совместная деятельность, оптимальное распределение обязанностей между должностными лицами, целью которых является достижение общего результата, т.е. своевременного раскрытия и расследования совершенного преступления, позволяет достичь его быстрее и с меньшими затратами.
В ходе проведения предварительного следствия по уголовным делам взаимодействуют и координируют свои действия должностные лица, осуществляющие предварительное расследование, и соответствующие органы дознания, при этом их рабочие взаимоотношения можно рассматривать как координацию действий и как взаимодействие при достижении одной общей цели.
Координация действий - это согласованная по времени, месту и конкретным действиям работа различных правоохранительных органов (их структурных подразделений и отдельных должностных лиц) по выполнению задач борьбы с преступностью.
Взаимодействие - это профессиональные отношения следователей и органов дознания (оперативно-розыскных подразделений), возникающие в ходе раскрытия преступления или расследования уголовного дела, регулируемые уголовно-процессуальным или другим законодательством, а также ведомственными нормативными актами.
HI Общие вопросы взаимодействия следователя с органами
дознания
Ведомственные нормативные акты МВД определяют взаимодействие органов предварительного следствия и дознания как:
координацию процесса управления подчиненными подраз
делениями и службами;
обеспечение оперативного реагирования на заявления и со
общения о преступлениях и происшествиях, непрерывного конт
роля за их своевременным и законным разрешением;
организацию раскрытия и расследования преступлений, от
несенных законом к компетенции органов предварительного след
ствия МВД;
совершенствование профессиональной подготовки личного
состава;
координацию кадровой политики;
поддержание служебно-боевой готовности;
координацию мер собственной безопасности.
По мнению Л.Н. Калинковича, взаимодействием - как юридической категорией - обозначают согласованную по целям, месту, времени и тактике деятельность различных государственных органов, имеющих самостоятельный правовой статус1.
Взаимодействие следователя с органами дознания предполагает взаимную информацию о ходе и результатах проводимых ими мероприятий, взаимную помощь на всем протяжении предварительного следствия по конкретному делу.
Двусторонний характер помощи при взаимодействии состоит в том, что рабочий контакт следователя и оперативных работников органа дознания, обмен информацией, полученной при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивают эффективность тех и других. Однако, как показывает практика, только этого далеко не достаточно.
Важнейшим условием успеха является согласованность действий следователя и органа дознания при взаимодействии, которая заключается в одновременном или последовательном проведении оперативно-розыскных и следственных действий, относящихся к различным сторонам одного факта или к обстоятельствам, связанным между собой или же вытекающим друг из друга.
1 Калинкович Л.Н. Взаимодействие правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений — организационная основа успеха // Право Беларуси. - 2002. - №13. - С.73.
Понятие, значение и формы взаимодействия следователя
с органами дознания
Отношения взаимодействующих сторон характеризуются тем, что организующая роль в них принадлежит следователю, поскольку, согласно закону, он лично отвечает за порученное ему расследование противоправного деяния, ему, как правило, в большей мере известны обстоятельства конкретного, расследуемого им дела. У него концентрируются все сведения о расследуемом событии. Как показывает практика, во взаимодействии следователя и органа дознания можно выделить три важных периода, в течение которых к организации взаимодействия предъявляются особо жесткие требования.
Эти периоды соотносятся с такими ответственными задачами предварительного следствия, как задача раскрытия преступления, задача изобличения подозреваемого или обвиняемого и задача предупреждения, т. е. разработки и осуществления мероприятий первичной профилактики. Задача раскрытия расследуемого преступления фактически является решающей: от нее в значительной степени зависит разрешение двух остальных задач.
Под раскрытием преступления в узком смысле понимают установление события преступления и лиц, виновных в его совершении. В широком смысле преступление считается раскрытым с момента вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении лица или лиц, которому (которым) было предъявлено обвинение в ходе предварительного следствия.
Сложность раскрытия преступления в каждом случае индивидуальна и зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера (время, место и другие объективные условия совершения преступления, искусство маскировки преступника, субъективные качества следователя и т. д.). Наиболее часто самым трудоемким оказывается установление, например, орудия преступления, способа и времени совершения криминального деяния, личности преступника и сведений о нем, а в некоторых случаях и личности потерпевшего (при обнаружении трупа неизвестного лица или частей трупа).
Трудность раскрытия обусловлена тем, что основная масса оперативно-розыскных действий направлена на выявление фактов или сведений, которые лишь предположительно прольют свет на истинное положение дел или укажут пути решения промежуточной задачи.
HI Общие вопросы взаимодействия следователя с органами
дознания
Во взаимодействии инициатива принадлежит следователю. Исходя из имеющихся доказательств и других данных, он дает задания органу дознания, сообщая необходимые для выполнения исходные сведения. Поэтому именно следователь организует взаимодействие, несет за его эффективность всю полноту ответственности.
С точки зрения организации, взаимодействие в период раскрытия преступления должно быть четким, гибким и оперативным: необходимо обеспечить постановку оперативным работникам конкретных задач, быстрое переключение с одного задания на другое, мгновенную реализацию полученных при проведении следственных и оперативно-розыскных действий данных, требующих оперативной проверки или закрепления процессуальными средствами.
Немаловажное значение для организации эффективного взаимодействия между службами имеют, конечно же, и субъективные качества взаимодействующих сторон, т.е. их профессионализм, опыт, культура общения, коммуникабельность и ряд других.
Справедливо мнение по этому поводу М.С.Гурева: «Чем выше интеллектуальный уровень участников взаимодействия, чем большим опытом следственной и оперативной работы они располагают, тем глубже проводимый ими анализ информации по делу, тем более гибка и мобильна система версий и продуктивнее результаты их проверки»1.
Если по конкретным обстоятельствам дела совместная работа предполагается более или менее длительной по времени (большой объем оперативно-розыскных мероприятий), целесообразно, на наш взгляд, чтобы оперативный работник органа дознания был прикреплен к следователю на все время или же полностью освобожден от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей на время выполнения порученного задания.
Оперативно-розыскные действия могут выполняться как специально закрепленным к следователю для этой цели сотрудником органа дознания, так и другими работниками органа дознания, назначенными соответствующим руководителем, по отдельным поручениям следователя.
1 Гурев М.С. Убийства на «разборках»: Методика расследования. - СПб.: Питер, 2001. - С. 209-210.
Понятие, значение и формы взаимодействия следователя
с органами дознания
Выполнение задачи изобличения обвиняемого (подозреваемого) предъявляет к организационной стороне взаимодействия те же требования, хотя эта задача отличается большей определенностью, так как подозреваемое или обвиняемое лицо уже известно. По объему же оперативно-розыскной работы она может оказаться не менее трудоемкой, чем задача раскрытия преступления.
Взаимодействие следователя и органа дознания в выполнении задачи предупреждения преступлений не ограничивается поручением органу дознания каких-либо заданий, а находит свое выражение в координации совместных действий по разработке и осуществлению профилактических мероприятий.
Это взаимодействие обычно происходит в форме совместной подготовки плана профилактических мер, в котором предусмотрены принимаемые следователем и органом дознания меры, осуществляемые каждым из них своими средствами.
Планы профилактических мероприятий, разработанных по результатам расследования конкретного уголовного дела, могут осуществляться следователем и органом дознания отдельно, но они согласуются между собой с тем, чтобы их выполнение обеспечило достижение одной цели, ради которой они разрабатывались, - предупредить или максимально затруднить совершение аналогичного преступления, или же облегчить его раскрытие в случае совершения.