Структуры светового потока
• Если в оптическом строе[7]отсутствуют изменения или поток, воспринимающий статичен. Если изменения или поток есть, воспринимающий движется.
• Поток либо исходит из конкретной точки, либо движется по направлению к ней. Воспринимающий может определить направление движения, исходя из его центра; если поток движется по направлению к конкретной точке – значит, воспринимающий удаляется от нее; если поток исходит из какой‑то точки, воспринимающий приближается к ней.
Инвариантные структуры светового потока [8]
Каждый раз, когда мы двигаем глазами или головой или движемся в пространстве сами, в поле нашего зрения одни вещи входят, а другие из него выходят, поэтому мы крайне редко видим мир неподвижным.
• При приближении к объекту структура светового потока его поверхности становится более четкой и выпуклой, а при удалении от него она, напротив, делается смазанной и менее заметной.
• Поскольку, когда мы перемещаемся, структура светового потока всегда одинакова, ее называют инвариантной, то есть не изменяющейся при движении наблюдателя. Она обеспечивает нас информацией об окружающей среде и представляет собой чрезвычайно важную подсказку при определении глубины. Наглядные примеры инвариантных структур – это текстура и линейная перспектива.
Структура светового потока как средство передачи глубины. Пример линейной перспективы
Аффорданс
Аффорданс – это подсказка в окружающей среде, подтверждающая восприятие и наполняющая его смыслом. Гибсон не разделял мнения, что смысл воспринимаемого объекта обеспечивается долгосрочной памятью; он утверждал, что то, как будет использоваться предмет, мы воспринимаем непосредственно, напрямую. Например, стул обеспечивает возможность посидеть, а лестница – возможность переместиться выше либо ниже. К важным аффордансам относятся:
• Оптический строй – структуры светового потока из окружающей среды, достигающие гла за.
• Относительная яркость. Более четкие и яркие объекты воспринимаются как расположенные ближе.
• Относительный размер. По мере удаления объекта образ, видимый глазом, кажется меньше, а объекты с мелкими деталями кажутся более удаленными.
• Высота расположения в поле зрения. Удаленный объект находится выше в поле зрения.
• Градиент структуры поверхности. По мере удаления объекта «зерно» структуры становится более мелким.
• Наложение. Если образ одного объекта заслоняет в поле зрения образ второго – значит, первый объект находится ближе.
Ни теория Грегори, ни теория Гибсона не способны точно и полно описать, каким образом происходит сенсорное восприятие. Многие ученые разработали дополнительные теории, согласно которым нисходящая и восходящая обработка сенсорной информации взаимодействуют друг с другом с целью создания наилучшей ее интерпретации. Впрочем, каким бы ни было окончательное решение, обе описанные выше теории зрительного восприятия проложили психологам путь к лучшему пониманию этого сложнейшего процесса.
Гештальтпсихология