Выпускника вуза по разделу дисциплины
В результате изучения дисциплины «Практикум по психологическому консультированию и психотерапии» специалист должен:
Знать:
- историю возникновения, становления и дальнейшего развития бихевиорального консультирования и психотерапии;
- этапы (стадии) развития консультационного и психотерапевтического процесса, а также основные приемы и методы, используемые в индивидуальном и групповом бихевиоральном психологическом консультировании и психотерапии;
- особенности работы психолога на различных этапах (стадиях) развития консультационного и психотерапевтического процесса в индивидуальном и групповом бихевиоральном психологическом консультировании и психотерапии.
Овладеть:
- категориальным аппаратом основных теорий бихевиорального консультирования и психотерапии.
- навыками и умениями организации и ведения консультационного и психотерапевтического процесса в рамках индивидуального и группового бихевиорального психологического консультирования и психотерапии;
- навыками и умениями использования принципов динамики консультационного и психотерапевтического процесса, психотерапевтических факторов индивидуального и группового бихевиорального психологического консультирования и психотерапии, механизмов их действия и управления ими;
- основными методами, методиками и приемами оказания психологической помощи клиентам.
Уметь:
- проектировать приемы психологического воздействия и помощи личности, способствующих модификации поведения, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности;
- применять методы, методики оценки эффективности индивидуального и группового бихевиорального психологического консультирования и психотерапии и оценки (самооценки) влияния личности психолога на консультационный и психотерапевтический процесс;
- применять требования профессиональной этики к работе с клиентами;
- использовать полученные знания, навыки и умения в практической и исследовательской деятельности.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
«БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ»
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
История возникновения и развития бихевиорального консультирования и психотерапии.
Теоретико-концептуальные основы бихевиорального консультирования и психотерапии. Теория классического обусловливания И.П.Павлова. Бихевиоризм Дж.Уотсона. Теория оперантного обусловливания Б.Скинера. Реципрокное торможение Д.Вольпе. Теория инкубации Г.Айзенка. Социально-когнитивная теория А.Бандуры.
Основные принципы и понятия бихевиорального консультирования и психотерапии.Цель бихевиорального консультирования и психотерапии: модификация поведения.
Процесс бихевиорального консультирования и психотерапии, роль и функции бихевиорального консультанта (психотерапевта). Продолжительность бихевиоральной психотерапии и консультирования. Последовательность этапов бихевиорального консультирования и психотерапии по Ф.Кэнферу и Л.Гримм. Оценка и измерение как неотъемлемая часть каждого этапа бихевиорального консультирования и психотерапии.
Диагностический этап бихевиорального консультирования и психотерапии. Задачи диагностического этапа. Поведенческий анализ. Особенности поведенческой диагностики. Функциональный анализ поведения по Ф.Кенферу. Определение целевого поведения. Анализ условий поведения. Схема BASIC А.Лазаруса и ее использование в поведенческой диагностике. Планирование и контроль терапевтических вмешательств. Методы поведенческой диагностики. Модель ABA. Терапевтический контракт.
Этап терапевтических вмешательств. Терапевтические отношения и их влияние на эффективность бихевиорального консультирования и психотерапии. Поведение психотерапевта как модель. Качества психотерапевта. Стиль коммуникаций. Четыре подхода к модификации (изменению) поведения клиента: контробусловливание, основанное на принципе классического обусловливания; оперантные методы, опирающиеся на принцип подкрепления; терапия, основанная на предъявлении модели в соответствии с представлениями о социальном научении; процедуры самоконтроля.
Методы и методики, используемые в бихевиорального консультирования и психотерапии: метод систематической дисенсибилизации, методика «фединг» (затухание), техника парадоксальной интенции, имплозивная терапия, методика «иммерсии», метод негативного воздействия, метод формирования поведения, метод накопления жетонов, репетиция поведения, метод самоконтроля и др.
Заключительный этап бихевиорального консультирования и психотерапии. Стратегии предотвращения рецидивов поведения. Оценка эффективности поведенческой психотерапии. Разрыв контракта с клиентом.
Особенности группового бихевиорального консультирования и психотерапии. Тренинг ассертивности.
Сильные стороны и ограничения бихевиорального консультирования и психотерапии.
Критерии оценки эффективности бихевиорального консультирования и психотерапии.
ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ
«БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ»
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Круглый стол «Поведенческий подход к психологическому консультированию и психотерапии: теоретико-методологические основания»
Цель круглого стола: углубить знания студентов об история возникновения и развития бихевиорального консультирования и психотерапии, основных его теориях, их взаиморазличиях, слабых и сильных сторонах каждого из подходов.
Вопросы для обсуждения:
1. История возникновения и развития бихевиорального консультирования и психотерапии.
2. Теоретико-концептуальные основы бихевиорального консультирования и психотерапии.
3. Основные принципы и понятия бихевиорального консультирования и психотерапии.
Цикл практических занятий
Цель: обучение студентов - будущих психологов грамотно ставить и решать практические задачи по оказанию психологической помощи клиентам в процессе организации и ведения бихевиорального консультирования и психотерапии.
1. Практическая отработка действий психолога-консультанта на различных этапах бихевиорального консультирования и психотерапии.
2. Практическая отработка приемов и техник бихевиорального консультирования и психотерапии.
3. Критерии и методы оценки эффективности бихевиорального консультирования и психотерапии.
Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия
Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменный отчет о полученных знаниях, умениях и навыках
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА
«БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ»
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Обучение студентов рекомендуется проводить в составе учебной группы. Основной формой обучения является лекции, семинарское занятие и практические занятия.
На лекциях обучение организуется путем последовательного введения студентов в общетеоретическую проблематику дисциплины, историю становления индивидуальной психологической практики и методологические основания; теоретического знакомства с основными моделями бихевиорального консультирования и психотерапии.
Лекции должны носить проблемный характер, построены по принципу введения в проблемы, и предполагать сосредоточение усилий студентов на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы.
Семинарское занятие проводятся по теоретическим аспектамс темы курса. Для повышения активности студентов на семинарском занятии целесообразно применять дискуссию (в виде круглого стола), которую следует ориентировать на формирование понимания необходимости знания теории и методологии бихевиорального консультирования и психотерапии для более эффективного освоения практического курса. Особый фокус внимания в ходе семинарского занятия - обучение будущего психолога ориентироваться в научных концепциях бихевиорального консультирования и психотерапии для грамотной постановки и решения научно-исследовательских и практических задач.
Необходимо чаще практиковать в ходе лекционных и семинарских занятий показ учебных и специально подобранных к темам занятий отрывков из художественных и документальных фильмов. При этом необходимо предусматривать комментарии преподавателя по просмотренному материалу, обсуждение увиденного со студентами.
Практическая направленность курса (практические занятия) состоит в развитии у студентов умения влиять на характер протекания консультативной беседы, опираясь на знания, существующие в современной практической психологии. Другим аспектом практической направленности курса является развитие и углубление навыков рефлексивного анализа консультативной беседы. Это должно способствовать пониманию студентами того, как различные параметры взаимодействия влияют на его результат.
Занятия должны носить характер апробирования приемов и техник осваиваемого метода психологического консультирования (психотерапии) каждым обучаемым на себе с последующей их рефлексией. Основное внимание на практических занятиях необходимо уделять обсуждению материала, связанного, прежде всего, с предстоящей деятельностью психолога в области консультационной практики и организацией и проведением им работы по психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их в центры социальной помощи и реабилитации посредством индивидуального психологического консультирования и психотерапии. Целесообразно применять дискуссии и метод анализа конкретных ситуаций для разрешения конкретных явлений и ситуаций, возникающих в ходе консультационного (психотерапевтического) процесса.
Содержание каждого такого занятия должно включать соответствующие понятийно-категориальные средства психологических концепций индивидуального консультирования и психотерапии. В отличие от традиционных понятий и категорий психологии они должны выступать не как самоцель усвоения, а как критериальная основа для осуществления обучаемыми рефлексивных процедур. То есть, через понятия и категории того или иного направления психологического консультирования (психотерапии) обучаемый описывает те психические явления и состояния, которые возникают в консультационном (психотерапевтическом) процессе. Показателем овладения данным курсом будет умение студентов выстраивать и анализировать консультативную беседу с позиций научной практической психологии.
Особое внимание необходимо уделить включению в учебный процесс следующих методических средств представления содержания дисциплины: личный опыт преподавателя в роли психолога-консультанта; научные результаты, полученные преподавателем в ходе исследований процесса индивидуального психологического консультирования (психотерапии); дидактические средства наглядности и раздаточный материал, разработанный самим преподавателем для более качественного усвоения материала занятия студентами; свое ценностное отношение к рассматриваемому методу психологического консультирования (психотерапии) (при этом преподаватель ни в коем случае не должен абсолютизировать свое отношение к тем или другим методам консультирования и психотерапии, и подменять им объективный процесс преподавания учебной дисциплины). Для повышения качества проведения занятий необходимо чаще практиковать в ходе занятий показ учебных и специально подобранных к темам занятий отрывков из художественных и научных фильмов по темам. При этом необходимо предусматривать комментарии преподавателя по просмотренному материалу, обсуждение увиденного со студентами.
Надо также учитывать, что обучаемые входят в учебный процесс в качестве его активных участников и поэтому также могут создавать определенные средства включения своего содержания в учебный процесс. Таковыми в ходе изучения дисциплины могут выступать: личный опыт студентов по переживанию определенных психических явлений, возникающих во время освоения того или иного метода психологического консультирования (психотерапии), который может стать основой психологических фактов и в таком виде быть использованным в ходе учебного занятия (представляется в ходе занятия в виде вербальной рефлексии, по возможности, каждым студентом); обобщения практики осуществления студентом определенных функций, выполняемых в ходе занятия (клиента, супервизора, консультанта), актуализируемые им по заданию преподавателя; материалы проведенных студентами учебных исследований с применением определенных методических средств, рекомендованных преподавателем; отношение студентов к процессу изучения данного метода, представляемое в ходе занятия в виде вопросов и оценочных суждений. Все эти средства самостоятельно создаются студентами и с той или иной степенью вероятности вводятся в методическую ткань учебного занятия на правах полноценных участников педагогического взаимодействия.
Исходя из специфики подготовки будущего специалиста не только как психолога-исследователя или психолога-практика, а и преподавателя психологии, каждое практическое занятие необходимо проводить образцово и поучительно, чтобы в ходе его студенты могли перенимать опыт организации и проведении занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения, грамотному использованию методических средств.
Важное место в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов, которая имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе практических занятий навыков и умений, поиск и приобретение новых знаний. Самостоятельную работу студентов по дисциплине необходимо обеспечивать путем подготовки соответствующих методических рекомендаций, вопросов для самоконтроля, учебных пособий.
Преподавателю необходимо следить за публикациями в периодической печати по практике психологического консультирования (психотерапии) и рекомендовать появляющиеся статьи в печатных изданиях для изучения, осмысления и реферирования в ходе самостоятельной работы. Особое внимание необходимо обратить на такие журналы как «Московский психотерапевтический журнал», «Психотерапия», «Журнал практического психолога», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» и др.
Для определения уровня успеваемости и качества подготовки студентов целесообразно проводить текущий контроль при проведении каждого практического занятия посредством организации вербальной рефлексии предыдущего занятия и по окончании каждого занятия. Как правило, преподаватель группе задает вопросы типа: «Какой опыт был приобретен в ходе прошлого занятия?», «Что нового вам удалось осознать?», «Как опыт, полученный в ходе занятия соотносится с теоретическими основаниями осваиваемого метода консультирования?», «Как эти знания, навыки и умения могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности и для личностного роста?» и др. По окончании освоения каждого из методов студент в ходе самостоятельной работы создает письменный отчет-рефлексию (в виде «потока сознания») о полученных знаниях, умениях и навыках.
При выставлении оценки по результатам экзамена преподаватель должен учитывать посещаемость, активность и успеваемость в ходе занятий.
Экзамен должен в обязательном порядке заканчиваться подведением итогов, где качественную оценку своих знаний должен получить каждый обучаемый. Кроме того, в ходе подведения итогов студенты должны быть сориентированы на дальнейшее углубление знаний и расширение опыта, приобретенных в ходе освоения теории и практики психологического консультирования (психотерапии).
Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в ходе занятий в вузе по дисциплине, углубляются в ходе производственной, а также научно-исследовательской практиках.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ
«БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ»
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
4. История возникновения и развития поведенческой психотерапии и консультирования.
5. Теоретико-концептуальные основы поведенческого консультирования и психотерапии.
6. Основные принципы и понятия поведенческого консультирования и психотерапии.
7. Цель поведенческой психотерапии и консультирования: модификация поведения.
8. Последовательность этапов поведенческой психотерапии и консультирования по Ф.Кэнферу и Л.Гримм.
9. Оценка и измерение как неотъемлемая часть каждого этапа поведенческой психотерапии и консультирования.
10. Особенности диагностического этапа поведенческой психотерапии и консультирования.
11. Роль и функции поведенческого консультанта (психотерапевта) на диагностическом этапе поведенческого консультирования (психотерапии).
12. Особенности этапа терапевтических вмешательств.
13. Роль и функции поведенческого консультанта (психотерапевта) на этапе терапевтических вмешательств поведенческого консультирования (психотерапии).
14. Терапевтические отношения и их влияние на эффективность психотерапии.
15. Четыре подхода к модификации (изменению) поведения клиента: контробусловливание, основанное на принципе классического обусловливания; оперантные методы, опирающиеся на принцип подкрепления; терапия, основанная на предъявлении модели в соответствии с представлениями о социальном научении; процедуры самоконтроля.
16. Методы и методики, используемые в поведенческой психотерапии и консультировании.
17. Особенности заключительного этапа поведенческой психотерапии и консультирования.
18. Роль и функции поведенческого консультанта (психотерапевта) на заключительном этапе поведенческого консультирования (психотерапии).
19. Особенности группового бихевиорального консультирования и психотерапии
20. Критерии оценки эффективности поведенческого консультирования (психотерапии).
21. Сильные стороны и ограничения поведенческой психотерапии и консультирования.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТАМ
ПО РАЗДЕЛУ «БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И ПСИХОТЕРАПИЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Задание 1.Кратко охарактеризуйте основные вехи историивозникновения и развития бихевиорального консультирования и психотерапии.
Задание 2. Раскройте основные теоретико-концептуальные основы бихевиорального консультирования и психотерапии.
Задание 3.Охарактеризуйте цели, основополагающие принципы и особенности бихевиорального консультирования и психотерапии.
Задание 4.Кратко опишите этапы бихевиорального консультирования и психотерапии по Ф.Кэнферу и Л.Гримм.
.Задание 5.Охарактеризуйтеоценку и измерение как неотъемлемую часть каждого этапа бихевиорального консультирования и психотерапии.
Задание 6.Охарактеризуйтеособенности диагностического этапа бихевиорального консультирования и психотерапии.
Задание 7.Кратко охарактеризуйте роль и функции поведенческого консультанта (психотерапевта) на диагностическом этапе бихевиорального консультирования и психотерапии на примерах из личной практики или литературы.
Задание 8.Охарактеризуйтеособенности этапа терапевтических вмешательств.
Задание 9.Кратко охарактеризуйте роль и функции поведенческого консультанта (психотерапевта) на этапа терапевтических вмешательств на примерах из личной практики или литературы.
Задание 10.Охарактеризуйтеособенности заключительного этапа бихевиорального консультирования и психотерапии.
Задание 11.Кратко охарактеризуйте роль и функции поведенческого консультанта (психотерапевта) на заключительном этапе на примерах из личной практики или литературы.
Задание 12. Кратко опишите четыре подхода к модификации (изменению) поведения клиента: контробусловливание, основанное на принципе классического обусловливания; оперантные методы, опирающиеся на принцип подкрепления; терапия, основанная на предъявлении модели в соответствии с представлениями о социальном научении; процедуры самоконтроля.
Задание 13.Кратко опишите базовые техники бихевиорального консультирования и психотерапии, приведите примеры, иллюстрирующие их применение из личной практики или литературы.
Задание 14. Кратко охарактеризуйте особенности группового бихевиорального консультирования и психотерапии
Задание 15. Назовите критерии оценки эффективности бихевиорального консультирования и психотерапии, приведите примеры, иллюстрирующие их из личной практики или литературы.
Задание 16.Раскройтесильные стороны и ограничения бихевиорального консультирования и психотерапии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО РАЗДЕЛУ «БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И ПСИХОТЕРАПИЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Задания для студентов разрабатываются на основе учебной программы и отражают основное содержание темы.
Рекомендуется придерживаться следующему алгоритму изучения дисциплины:
1. Изучить содержание тем учебной программы и задания по дисциплине.
2. Подобрать рекомендованную литературу, изучить ее.
3. Составить краткий конспект согласно задания по дисциплине.
Конспект составляется в произвольной форме и выполняется на компьютере. Однако следует придерживаться следующей структуры: сначала в конспект впечатывается название рассматриваемой темы дисциплины, потом задание с номером, а затем составляется конспект ответа на него.
В тексте необходимо применять шрифтовые выделения (полужирный, курсив, полужирный курсив, подчеркивание и др.). Полужирным шрифтом выделяется номер и название каждой темы дисциплины, а полужирным курсивом – сами задания. Сам конспект набирается обычным шрифтом, а шрифтовые выделения используются для обозначения автором главного, нужного, того, на что следует обратить особое внимание, чтобы сплошь не было однообразно набранного текста. Выделяются, как правило, определения, сущность исследуемого явления (кратко), выводы и др. При этом слишком часто применять шрифтовые выделения нельзя, иначе рецензенту будет трудно понять, что же в работе самое важное с точки зрения студента.
При выполнении заданий, после каждой темы указывается учебная литература, при опоре на которую они выполнялось. При этом список литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТом.
Особое внимание необходимо обратить на оформление работы. В работе должен быть титульный лист, второй лист отводиться для содержания (образцы титульного листа и оформления содержания можно получить в деканате факультета).
Заметьте! Задания должны сопровождаться примерами из собственной практики участия в индивидуальной психотерапии и психологическом консультировании или взятыми из литературы. Задания должны быть выполнены и сданы преподавателю для рецензирования за 15 дней до начала экзаменационной сессии.
Итоговая оценка за выполненные задания выставляется по 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При выставлении оценки учитывается самостоятельность анализа проблем дисциплины и качество примеров, предложенных для иллюстрации заданий. Студенты, не представившие в установленный срок работу, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена по дисциплине не допускаются. В случае получения неудовлетворительной оценки работа возвращается студенту на доработку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РАЗДЕЛУ
«БИХЕВИОРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ»
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
Основной:
1. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2001.
2. Прайор К. Не рычите на собаку!: книга о дрессировке людей, животных и самого себя. – М.: Эксмо, 2010
3. Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия – СПб.: Питер, 2002.
Дополнительной:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001.
2. Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.: Психотерапевтический колледж, 2000.
3. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно ориентированная психотерапия. Интегративный подход,- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
4. Глэдинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002
5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2003.
6. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. – М.: Институт психотерапии, 2003.
7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер Ком, 2002.
8. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003.
9. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
10. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер, 2006.
11. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности. Учебное пособие. – М.: ВУ, 2001.
12. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
13. Франкл. В. Доктор и душа. – СПб.: «Ювента», 1997
14. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.
15. Хайгл-Эверс А, Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб.: «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» совместно с издательством «Речь», 2002.
16. Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2006
18. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.
19. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.