Расчет должных величин МПК
Должные величины МПК (ДМПК) отражают средние значения нормы для людей данного возраста и пола. МПК рассчитывают по формулам: • для мужчин: ДМПК = 52 - (0,25 • возраст);
• для женщин: ДМПК = 44 - (0,2 • возраст).
Оценочным показателем является отклонение ДМПК от МПК, выраженное в процентах, которое рассчитывают по формуле
ДМПК % = МПК/ДМПК -100%,
где МПК — показатель, найденный по таблице или рассчитанный по формуле Карпмана.
Оформление протокола.
1. Рассчитайте ДМПК Рассчитайте процент ДМПК.
2. Полученные данные занесите в таблицу.
Метод определения МПК | МПК, мл/(мин • кг) | ДМПК | % ДМПК |
По таблице 5 | |||
По формуле Карпмана |
3. Сделайте заключение о функциональных возможностях системы дыхания.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Пищеварение –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Собственное пищеварение–
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Симбиотное пищеварение –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аутолитическое пищеварение –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Переваривание –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всасывание –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Секреторная функция ЖКТ –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Моторная функция ЖКТ –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пристеночное пищеварение –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перистальтика –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нарисуйте схему строения системы пищеварения. Отметьте её основные элементы.
Сформулируйте роль системы пищеварения в обеспечении процессов обмена веществ. Назовите её функции
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Назовите основные процессы протекающие в этой системе, укажите отделы в которых они протекают
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Назовите отделы обеспечивающие моторную и секреторную функции ЖКТ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Охарактеризуйте роль отмеченных вами отделов в обеспечении процессов пищеварения
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Назовите отдел в котором происходят процессы пристеночного пищеварения. Назовите его отличительные особенности.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Обмен веществ –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Энергетический обмен –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основной обмен –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пластический обмен–
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Калорический коэффициент питательных веществ –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Экскреция –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Органы выделения –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Первичная моча –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Реабсорбция –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Показатель водорода –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Характеристика обмена веществ.
Согласно научным данным, изложенным в любом учебнике биологии известно, что все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества и выделяя в нее продукты этой жизнедеятельности. Одна сторона обмена заключается в том, что вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества полученные организмом из окружающей среды уподобляются органическим веществам живого организма и из них строится его тело.
Другая сторона обмена вещества проявляется в том, что сложные органические соединения распадаются в организме на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма, а в результате их распада выделяется энергия необходимая для реакций биосинтеза.
Из сказанного следует, что любой организм, в том числе и организм человека, непрерывно (а может иногда) потребляет одни вещества и выделяет совершенно другие (которые не потреблял). Так ли это?
Вспомнив что методом физиологического исследования может являться не только эксперимент, но и наблюдение, попробуйте эмпирическим путем доказать наличие (или отсутствие) обмена веществ в организме человека.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы.
I. Проанализировав свой жизненный опыт и ежедневную практику, попробуйте составить максимально полный список потребляемых вашим организмом веществ (но не продуктов) и соответственно выделяемых из вашего организма веществ:
Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.
1. ________________________________ 1. ________________________________
2. ________________________________ 2. ________________________________
3. ________________________________ 3. ________________________________
4. ________________________________ 4. ________________________________
5. ________________________________ 5. ________________________________
6. ________________________________ 6. ________________________________
7. ________________________________ 7. ________________________________
8. ________________________________ 8. ________________________________
9. ________________________________ 9. ________________________________
10. ________________________________ 10. ________________________________
Учитывая такое свойство живых систем, как единство химического состава, оставьте в списке потребляемых веществ только те, которые будут иметь отношение к обеспечению этого свойства. Эти вещества и являются физиологической основой обмена.
Не вошедшие в этот список вещества, будут являться либо компонентами внутренней среды, в которой осуществляется жизнедеятельность, либо молекулами регуляторами, обеспечивающими адекватность и направления обмена веществ в зависимости от условий внешней и внутренней среды.
Соответственно, и в списке выделяемых веществ оставьте только те, которые являются продуктами химических превращений веществ оставшихся в левой части списка, т.е. имеющих отношение к поддержанию единства химического состава. Эти вещества и будут являться продуктами обмена.
Вещества являющиеся продуктами физических процессов или продуктами жизнедеятельности из списка следует удалить.
Оформление протокола
1. Составьте окончательный список веществ, теперь уже продуктов обмена и попробуйте найти между ними соответствие (что из чего получилось или что во что превратилось), если такое соответствие на ваш взгляд имеется.
Потребляемые организмом вещества: Выделяемые из организма вещества.
1. ________________________________ 1. ________________________________
2. ________________________________ 2. ________________________________
3. ________________________________ 3. ________________________________
4. ________________________________ ________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Для каждого вещества, являющегося участником обмена, из составленного вами списка, определите каким образом (через какую систему органов) поступает оно в организм и куда конкретно доставляется. Кроме того, укажите, как оно используется в процессах пластического и энергетического обмена.
По той же схеме опишите где и в результате какого процесса, образуется выделяемое вещество и как (через какую систему органов) удаляется из организма.
Оформление протокола.
Заполните таблицы:
Потребляемые вещества | Пути поступления (системы) | Место использования в процессе обмена веществ | Процесс обмена веществ в котором используется | |||
Удаляемые вещества | Процесс обмена веществ в результате которого образуется | Место образования в процессе обмена веществ | Пути удаления | |||
Установите соответствия между:
путями поступления веществ участвующих в обмене в организм и удаления из организма продуктов обмена;
местами конечного использования веществ участвующих в обмене и местами образования веществ – продуктов обмена;
физиологическими процессами, в которых используются поступающие в организм вещества участвующие в обмене и образуются вещества – продукты обмена;
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Зная соответствия между потребляемыми и удаляемыми веществами, путями их поступления и удаления, местами использования, а самое главное, зная физиологические процессы в ходе которых и происходит обмен, попытайтесь проследить, хотя бы схематично основные пути обмена веществ в организме.
Оформление протокола.
Постройте схему основных потоков вещества в организме. По возможности подробно укажите в схеме места и процессы, в результате которых происходит превращение потребляемых веществ в выделяемые (обмен веществ).