Способность социального атома к регенерации
Способность социального атома к регенерации меняется с возрастом человека, вокруг которого он выстраивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один человек, реже — несколько. Бесчисленное множество социальных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к тому, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тенденцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (90).
Социальная смерть
С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен «social death» (социальная смерть) (90). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома индивида может уменьшиться по разным причинам: из-за утраты любви, вследствие смерти, замены утраченного человека менее подходящим. Смерть человека, относящегося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается надлежащим образом. С самого детства эта смерть оказывает ощутимое влияние на структуру нашего социального атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, которые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами.
В этой связи Морено подчеркивает важность понимания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. «Смерть — это функция жизни; она же есть и социальная реальность» (90).
Психосоциальные сети
Благодаря соединению социальных атомов спонтанными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социоэмоциональной внутренней структуры группы. Их сцепление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры общества (94). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и, как мы знаем, проявляется в социометрическом тесте в спонтанных выборах.
С позиции особой межчеловеческой антропологии, лежащей в основе социометрической системы — групповой психотерапии, социометрии и психодрамы Морено, — важно иметь в виду, что «спонтанность выборов в значении любви» с точки зрения экзистенциального анализа — это «не просто выбор определенного "Ты"», а «выбор» бытия «как «Мы»-йности, как открытости сердца, как встречи» (9). А бытие как «Мы»-йность — это социальное бытие, организация которого, как это показал Морено в результате социометрического исследования социоэмоциональных структур и сетей, подчиняется собственным законам. Человеческие индивиды обусловливают и осуществляют развитие этой универсальной социальной организации, которая со своей стороны является предпосылкой развития самих индивидов и их самоактуализации.
Социодинамические законы
Основываясь на результатах многочисленных социометрических исследований, Морено сформулировал несколько законов, два из них, социодинамический и социогенетический законы, будут рассмотрены в рамках нашего издания.
Социодинамический закон
В ходе социометрических исследований многие годы наблюдался феномен, получивший название социодинамического эффекта (91). Социодинамический эффект состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это неравномерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Если во время социометрического тестирования группы, состоящей из двадцати человек, на индивида А приходится семь выборов различной интенсивности, сделанных по критерию «сотрудничество», по одному выбору приходится на Б и В и ни одного выбора у Г, то разница между 35%, 5 и 0% полученных выборов является довольно значимой. Исследователи, занимающиеся социометрией, поначалу считали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников за счет дополнительного включения в эксперимент новых людей распределение выборов окажется более равномерным. Однако вопреки этому предположению многочисленными социометрическими исследованиями доказано противоположное. Дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-таки на так называемых звезд притяжения. Такие же отношения мы обнаруживаем в природе, где к самым прекрасным цветам слетается наибольшее число насекомых, а среди животных к самым красивым особям-самцам сбегается наибольшее число самок. На спиритуалистическом уровне эта же закономерность выражается словами Библии: "...ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится..." (73). \Евангелие от Матфея, 13 : 12. — Прим. ред.\ При повторном тестировании с увеличением числа участников звезды выбираются еще чаще, как раз в силу их изначально высокого «дохода» (90)! Постоянство, с которым этот эффект проявляется по разным критериям в социометрических исследованиях и в разных по этическим установкам группах, позволило Морено сделать вывод об особых закономерностях в структурной организации человечества и послужило поводом к формулировке социодинамического закона. Он гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita2 \На человека, на душу населения (лат.). — Прим. ред.\ равномерно распределен среди членов совершенно разных по величине и устройству групп, во-вторых, при повышении вероятности быть выбранным за счет увеличения числа вариантов выбора новые выборы достаются индивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зависимости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выбора. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» (91).
Морено считает, что чрезмерная «прибыль» часто выбиравшихся членов группы объясняется цепным, или сетевым, эффектом, который обеспечивает к ним внимание не только среди знакомых, но и среди незнакомых людей (90).
Сходство специфического способа распределения выборов, проявляющегося в социодинамическом эффекте независимо от типа общественной системы, со специфическим способом распределения товара, выражающимся в форме «прибавочной стоимости», послужило поводом для Морено заменить в Марксовом определении прибавочной стоимости слова «прибавочная стоимость» социодинамическим эффектом, или силой притяжения, «рабочих» — индивидами, а «капитал» — населением. В результате получилась следующая формулировка: «Социодинамический эффект, производимый населением, равен силе притяжения между отдельными индивидами, умноженной на число индивидов» (в единовременной, относящейся к определенному критерию интеракции - дополнено мною) (90).
Мореновская критика Маркса относится к исключительно экономическому лечению общих социальных проблем и к недоучету марксизмом «социоэмоционального, или терапевтического», пролетариата во всех без исключения экономических классах. Пренебрежение индивидуальными различиями в продуктивности, которое Маркс позволял себе, веруя, что равенство наступит, как только в совместном труде будет занято минимальное число рабочих, Морено считает упущением, чреватым последствиями. Как показали социометрические исследования, без терапевтических мероприятий возникает не равенство, а только лишь социодинамический эффект.
Так как социодинамический эффект в отличие от «прибавочной стоимости» можно обнаружить не только в области экономики, но и во всех сферах жизни, Морено усматривает в прибавочной стоимости частную форму проявления социодинамического эффекта как всеобъемлющего феномена, а в экономическом пролетариате — соответствующий «социоэмоциональному пролетариату» класс в экономическом секторе.
Правильная оценка социодинамического эффекта важна, помимо прочего, для установления показаний к психодраме, ибо основная задача психодрамы состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим от последствий социодинамического эффекта, таких, как изоляция, безынициативность, комплексы неполноценности и т.п.
Социогенетический принцип
В результате ежегодных социометрических исследований групп детей и подростков всех возрастных ступеней были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным ступеням членов групп. Создается впечатление, что более развитые или более дифференцированные формы групповой организации проистекают из более простых. Рука об руку с этим социальным созреванием происходит развитие индивидуального теле, развитие способности к реалистичной социокреативной интеракции.
Основываясь на этих исследованиях, Морено выдвинул предположение oft янатогичнлм биогенетическомуСоциогенетическом принципе, который он также называет «социогенетическим законом» (25). В поддержку своей гипотезы, «что организация группы в ее онтогенетическом развитии во многом аналогична модификациям форм, которые претерпело общество людей в процессе своего развития» (91), он приводит следующие соображения:
«В процессе ежегодных исследований было обнаружено, что спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более сложные. Под «простыми» мы подразумеваем «социометрическую простоту» структуры, то есть большое число отвергнутых отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких, как треугольники, четырехугольники, цепи и т.д. Мы относим «социометрическую простоту» к спонтанным и не застывшим институциональным группам. Вполне возможно, что сложные, например структурные, формы мы обнаружим в примитивных культурных обществах, равно как и среди общественных животных. Однако вопрос состоит в том, какие структуры могли бы спонтанно образовать эти застывшие общества, будь они подвергнуты социометрическому исследованию.
Исследования разных групп показывают, что на следующей стадии развития всегда можно обнаружить остатки низших организаций, а зачатки более высокой организации — на предшествующей ей низшей стадии. Удалось выявить соответствия в организации спонтанных групп детей-дошкольников и детей с задержками умственного развития, сходства в тенденциях социальной организации детей и примитивных групп, аналогичные структуры у общественных животных.
Сущность социальной организации состоит в произрастании общества из интеракций его членов. Это определение можно перевернуть, и оно не утратит своей верности: сущность социальных организаций состоит в произрастании интеракций из почвы общества. Какой из способов рассмотрения будет уместен, целиком зависит от позиции наблюдателя» (91).
Поскольку психодрама имеет дело с человеческими интеракциями, важно рассмотреть их также в рамках социогенеза и его закономерностей. Знание различных социометрических стадий развития социальной организации имеет большое значение для оценки степени социальной ретардации или регрессии человека или группы, которые могут восходить к самой ранней стадии социометрического развития - стадии горизонтальной дифференциации.