Тема 1. Становление этики деловых отношений как научно-прикладной отрасли знания. Предмет, основные задачи и категории этики деловых отношений
Дальневосточный федеральный университет
Институт международного туризма и гостеприимства
__________________________________________________________________
В.П. Миргеева
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Учебно-методическое пособие
Владивосток
Издательство Дальневосточного федерального университета
УДК 174.4 Обсуждено и утверждено
учебно-методической комиссией ИМТГ
ББК 87.7
М 63
Р е ц е н з е н т ы:
О.В. Заяц, доцент кафедры "Социальной работы"
ФГОУ ВПО ДВФУ, кандидат социологических наук
С.Б. Бурханов, доцент кафедры "Менеджмент и маркетинг"
ФГОУ ВПО "Дальрыбвтуз", кандидат экономических наук
Миргеева, В.П.
М63 Этика деловых отношений: учебно-методическое пособие. / В.П. Миргеева – Владивосток :Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 31 с.
Учебно-методическое пособие содержит систематизированный обзор сведений по курсу "Этика деловых отношений", глоссарий, список вопросов для подготовки к экзамену, вопросы к семинарским занятиям со списком основной и дополнительной литературы.
Для студентов очной и заочной формы обучения, преподавателей, специалистов в сфере управления.
УДК 174.4
ББК 87.7
Миргеева В.П., 2011
ИМТГ ДВФУ, 2011
Введение
Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые позволяют добиться и личностно значимых результатов, удовлетворение индивидуальных интересов.
Цель курса – способствовать формированию у студентов соответствующих нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.
Задачи курса:
- раскрыть сущностные характеристики, основные понятия и отразить базовые принципы этики деловых отношений с учетом накопленного мирового опыта;
- способствовать освоению основных норм и правил современного этикета, регламентирующих поведение человека в общей структуре экономических отношений, без соблюдения которых, невозможно добиваться успеха и поддерживать репутацию бизнесмена;
- содействовать развитию и улучшению навыков делового общения, этических
и других духовных принципов межличностных отношений, необходимых в сфере профессиональной деятельности будущих специалистов в области управления.
Преподавание дисциплины базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как "Психология делового общения", "Социология и психология управления", "Философия", "Эстетика", "История".
Завершая обучение по дисциплине, студент должен:
- овладеть системой знаний, на основе которых обеспечивается решение таких практических проблем, как саморазвитие личности (самоменеджмент), поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций;
- овладеть культурой поведения и правилами делового этикета в современном деловом мире;
- уметь применить полученные знания для анализа и решения этических проблем деловой жизни в российских условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Становление этики деловых отношений как научно-прикладной отрасли знания. Предмет, основные задачи и категории этики деловых отношений
Этика как философская наука. Генезис и историческая эволюция понятий «этика», «нравственность», «мораль». Этика как «практическая философия», теория нравственности. Этика как наука о морали и компонент духовной культуры. Основные этапы и направления развития этики. Зарождение этических представлений в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Роль мифов и легенд, преданий и сказаний в формировании нравственных представлений у человека.
Этические размышления стран Древнего Востока. Этические учения Древней Индии и Древнего Китая - брахманизм, буддизм, конфуцианство. Рассмотрение моральных феноменов как свойств мироздания. Отличительные особенности этических взглядов Древнего Востока от европейской философии.
Античная этика. Нравственно-этические размышления в "предфилософии" – мифологии, эпосе, драматургии, поэзии, в учениях Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита и др. Софистика как широкое просветительское движение и философско-этическое учение. Высказывание софистов: "Человек есть мера всех вещей" утверждало, что человек сам является критерием добра и зла. Рационализм Сократа и его единая система нравственных ценностей.
Платон – создатель первой развитой объективно-идеалистической философской системы. Суть этического идеализма Платона. Этика Аристотеля: учение о высшем благе, учение о природе добродетели и учение о конкретных добродетелях.
Средневековое христианское учение о нравственности. Религиозная этика. Учения христианских теологов и философов о нравственности (Августин, Фома Аквинский, Эразм Ротердамский, Мартин Лютер и др.).
Этика Нового времени. Гуманистическая идеология эпохи Возрождения. Идеи гедонизма и эвдемонизма. Влияние Реформации на становление эмпирической этики. Основные черты этики Нового времени: эмпиризм и рационализм. Точка зрения Т.Гоббса и Дж.Локка на человеческую природу. Проблемы морали и нравственности в учениях моралистов-просветителей XVIII в. Дидро, Гельвеция, Гольбаха.
Этические рассуждения Канта, требования категорического императива.
Идея абсолютной автономии морали Гегеля: "Все действительное разумно, все разумное действительно".
Современные этические теории. Марксизм и его понимание морали как способа духовно-практического освоения действительности. Натуралистическая этика (эволюционная). Удар эволюционной теории Ч.Дарвина по религиозно-идеалистической концепции человека и его взгляд на мораль как результат природного развития.
Основоположники эволюционной этики - Спенсер и Кропоткин.
Мораль свободы и достоинства в учении Ницше; мораль, как сфера давления в учении З.Фрейда; философия экзистенциализма, учения Сартра, Хайдеггера.
Место этики в системе философского гуманитарного знания. История развития деловой этики в России. Этика старообрядцев и протестантов – основа этики деловых отношений. Деловая мораль и рыночные отношения.
Мораль, как социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Этика, как научная дисциплина, изучающая социальную мораль. Взаимосвязь морали и права, как основных регуляторов вопросов социальной жизни. Социальная сущность, назначение и функции морали. Субъективная и объективная сторона морали. Категории этики – добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл в жизни.
Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, воспитательно-гуманистическая, познавательная, прогностическая, идеологическая.
Структура морали: нравственная деятельность и отношения, моральное сознание.
Моральное сознание – структура и содержание. Моральные нормы (наставления, запреты, поучения, правила, предписания, заповеди, пожелания). Моральный кодекс - совокупность моральных норм и принципов, объединенных по единому основанию. Моральные принципы, моральные качества личности, значение нравственного идеала для формирования гармонично развитой личности. Проблемы функционирования морали как целостной системы.
Моральная оценка, ее природа и особенности (одобрение или осуждение, объективно-субъективная сторона ценностного отношения человека к действительности, самооценка человека). Оценка нравственного поступка; моральная свобода и нравственная ответственность личности.