Общая характеристика низшего уровня перцептивной
ПСИХИКИ.
1) Основная роль - ориентация ______________по отдельным свойствам предметов, предметное восприятие выполняет ещё второстепенную роль.
2) На этой стадии преобладают инстинктивные элементы поведения над индивиду-
ально - приобретёнными.
3) Положительное таксисное поведение получает мощное развитие.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШЕГО УРОВНЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ
ПСИХИКИ.
1. Представители.
2. Локомоторное развитие.
3. Манипуляционная активность.
4. Сенсорные способности.
5. Особенности восприятия.
1. Представители.
Класс хордовые:
1. Бесчерепные (ланцетник);
2. Позвоночные (круглоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млеко-
питающие).Кроме птиц и млекопитающих, все принадлежат к низшему уровню перцептивной психики. Характеризуются разными сочетаниями элементов высшего и низшего уровней перцептивной психики.
2. Локомоторное развитие.
I. Эволюция хордовых по развитию органов движения.
II. Развитие хорды и поперечно-полосатой мускулатуры (цельный тяж (у ланцет-
ника) из хрящевой ткани, проходящий по спинной части низменных хордовых,
над которым располагается нижняя часть, имеющая форму трубки).
III. Появление и развитие челюстного аппарата с постепенным расширением его
функций.
IV. Появление и развитие конечностей.
V. Дифференциация передних и задних конечностей с расширением функций пе-
редних конечностей.
VI. Полное освобождение от функции перемещения в пространстве передних ко-
нечностей.
VII. Развитие речедвигательных органов.
3. Манипуляционная активность.
Особенность данного фактора - наличие эффекторных органов.
Функции:
1. Опорно-локомоторная (перемещение с опорой на землю);
2. Манипуляционная (активное обращение с различными предметами при преимуще-
ственном участии передних, реже задних, а также других эффекторных органов:
челюстной аппарат; у слона - хобот; у обезьяны - хвост).
Манипуляционная активность - манипулирование пищевыми и несъедобными объек-
тами. Манипулирование несъедобными объектами выполняет познавательную функ-
цию для животного. Особое значение имеет манипуляция предметом передними ко-
нечностями (изучение со всех сторон). Такая активность позволяет животному ком-
плексно изучить предмет особенно при деструктивном воздействии на него, это даёт
большую информацию для развития психики. Разновидность манипулирования -
комфортное поведение - уход животного за своим телом.
Виды:
очищение тела;
отряхивание;
катание по субстрату (например, валяние в грязи, как спасение от блох);
купание.
4. Сенсорные способности.
Высокоразвитые органы чувств, приблизительны по строению к органам чувств чело-
века.
Орган слуха - появляется у рыб (внутреннее ухо); земноводные (среднее ухо (плёнка,
ямка) и внутреннее ухо); млекопитающие (внутреннее, среднее, наружное ухо).
Орган обоняния - обонятельные мешки, раковины.
Орган зрения - глазные яблоки.
Тактильно - кинестическая чувствительность - термическая (пресмыкающиеся),
вкусовая, электрическая и эхолокационная (мыши - вампиры).
Доминирующий вид чувствительности у животных этого уровня назвать сложно - это
связано с тем, что преобладание чувствительности связано с образом жизни, т. е. пси-
хическая сенсорная деятельность биологически обусловлена. Пример: у большинства
млекопитающих главная чувствительность - обоняние, у птиц и приматов - зрение
(особенно у хищных птиц).
5. Особенности восприятия у разных классов животных.
Наличие предметного восприятия, кроме круглоротых (червеобразные морские жи-
вотные). Но существуют определённые различия в восприятии у высших и низших
позвоночных.
Рыбы: умение отличать геометрические фигуры даже при изменении их величины, но
перестают их узнавать при изменении пространственного положения фигуры.
Птицы: курица не узнаёт перевёрнутую фигуру, но способна к различению фигур не-
зависимо от их цвета и целостности (закон целостности).
Млекопитающие: узнают фигуры любой величины и в любом положении.
Эти примеры показывают наличие у животных предметной обобщённости. Также ха-
рактерно наличие сложных представлений - перенесение воспринимаемого на уро-
вень объективности. Представления позволяют легче ориентироваться в изменениях
среды при временно отсутствующих жизненно важных раздражителей.
Метод отсроченных реакций.
На виду у животного прячется корм, который животное может отыскать лишь через
некоторое время. Эту приманку либо незаметно убирают, либо заменяют другим
предметом. Если животное реагирует на замену, то наличие чувственных представле-
ний у животного является доказанным. Для животных характерны зрительные пред-
ставления, которые отражают количественные и качественные показатели предмета.