Концептуальные основы деятельности специалиста по социальной работе

ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Практикум по социальной работе»

ВВЕДЕНИЕ

В современных социально-экономических и социально- политических условиях развития государства возрастает значимость социальной работы, к основным задачам которой следует отнести:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) создание условий, при которых человек, несмотря на физические проблемы, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны социального окружения.

Решение перечисленных выше задач могут осуществлять специалисты, владеющие общекультурными, обще-профессиональными и профессиональными компетенциями. Иными словами, следует уточнить, что социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты по психосоциальной работе должны не только знать как, но и уметь оказать качественную помощь представителям различных групп населения, что требует от них практического опыта, который можно получить в рамках «тренажера» на учебных занятиях практикума по социальной работе. Специфика специалиста по социальной работе состоит не только в разработке нормативно-законодательной базы, научно-методических материалов и документооборота в сфере социального менеджмента, но и непосредственной работе с различны­ми категориями населения. Причем в работе с каждой из них требуются специальные методики и технологии, индивидуальный подход и особые навыки применения знаний на практике.

Известно, что полученные теоретические знания без навыков применения их на практике не принесут желаемого результата и самоудовлетворения, поэтому надеемся, что данное пособие по «Практикуму по социальной работе» будет полезен в освоении учебного плана по специальности "Социальная работа".

Данное пособие содержит теоретический и методический материал, варианты различных методик и моделей для работы с детьми, семьей, пожилыми людьми, лицами с ограниченными возможностями, тесты на знание законодательной базы в области социальной защиты и социального обслуживания населения, приведены различ­ные ситуационные задачи, тренировочные упражнения и рефлексивные задания, с помощью которых будущие специалисты могут в достаточной степени овладеть необходимыми профессиональными компетенциями.

Для студентов социально-гуманитарных факультетов, вузов, преподавателей, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по данному на­правлению, а также для специалистов социальной сферы.

Данное пособие может быть интересно всем, кто хотел бы научиться помогать самому себе в преодолении сложных жизненных ситуаций, и заинтересован в овладении практическими навыками профессиональной помощи нуждающимся людям.

РАЗДЕЛ 1.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Социальная работа как профессиональная практика обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.) Прежде всего ее специфика состоит в комплексном характере использования помогающих стратегий специалистом. К основным помогающим стратегиям относятся: предоставление советов, предоставление информации, непосредственные действия, обучение, системные изменения, консультирование.

Другой отличительной чертой практики социальной работы является сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом, в нем доминируют субъект – субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент имеет преимущественное право при принятии решений. Поэтому, деятельность социального работника и специалиста по психосоциальной работы строится на основании следующих принципов:

1) психологической целесообразности;

2) веры в ресурсы клиента;

3) соответствия целей и задач процесса актуальности и содержанию проблем клиента.

Технология социальной работы с клиентами включает три этапа:

ü Первый этап заключается в оценке реальной ситуации, в помощи клиенту в выяснении реального положения дел с его проблемной ситуацией.

ü Второй этап состоит в том, чтобы определить реальную цель, к которой стремиться клиент, каких результатов ожидает от помощи специалиста.

ü Третий этап представляет собой непосредственное социальное действие помощи клиенту в достижении цели.

Содержание конкретной технологии социальной работы строится на основании описания уникального частного случая клиента. Ориентирами для описания уникального частного случая и ТЖС субъекта являются следующие характеристики:

1.Причины, определяющие ТЖС, к которым относится: инфантильные способности, сформированные в детстве, заставляющие человека предъявлять неадекватные требования к окружающему миру или выражать враждебность к нему, текущая жизненная ситуация, проявляющая чрезмерное давление, искаженное восприятие себя и окружающего мира (человек имеет стандарты восприятия в рамках понятий правильно – неправильно, не используя многообразия социальных стандартов).

2.Исследование и описание ситуации, относительно других людей внешнего мира и индивидуального здоровья субъекта, причины факторов, провоцирующих неконструктивное взаимодействие с другими людьми.

3.Конфликтогенность специфики субъекта, выявленная на основе анализа затруднений в адаптации, свойственной членам той или иной группы населения, представителем которой является данный клиент.

Профессиональная деятельность социального работника и специалиста по социальной работе общего профиля охватывает три широкие сферы: работа с клиентом, работа с семьей, работа с сообществом.

Специализированная социальная работа осуществляется в различных сферах жизнедеятельности: в сфере труда и занятости, в учреждениях образования и здравоохранения, в системе социальной политики и правозащиты, в вооруженных силах, в пенитенциарных учреждениях.

Таким образом, практика социальной работы имеет многоаспектный и противоречивый характер. Рациональность и следование социально - политическим установкам вступает в противоречие с нравственностью, моралью, как ценностной основой социальной практики. Разрешение данного противоречия осуществляется ответственным выбором и профессиональными усилиями специалиста по социальной работе, что требует от него гибкости, активности, собственной гражданской позиции, владения умениями и навыками взаимодействия с различными категориями населения, освоения рефлексивных технологий саморазвития.

По мнению К.Я. Вазиной механизм саморазвития включает наличие следующих базовых способностей: исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной и рефлексивной. В практике социальной работы специалистами реализуется комплекс перечисленных выше способностей:

1) При анализе трудной жизненной ситуации клиентов и постановке социального диагноза востребованы исследовательские способности.

2) Проектировочные способности необходимы специалисту при проектировании своих действий в работе с клиентом и при осуществлении помощи клиенту в построении перспективных жизненных планов.

3) Исполнительские способности позволяют специалисту осуществить максимальный объем спланированных мероприятий.

4) Эффективность деятельности социального работника зависит от того, на сколько доверительные отношения с клиентом ему удается выстроить, несомненно, это требует высокого уровня развития коммуникативных способностей.

Важным этапом работы специалиста является рефлексивный анализ профессиональной деятельности и ее результатов, поэтому рефлексивные способности являются необходимым условием стремления специалиста к повышению своего профессионализма.

Наши рекомендации