Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». 4 страница

Прошу прощения, но не могу удержаться от того, чтобы не привести выдержку из всем известного анекдота — это когда стоит Василий Иванович, вытирает о кимоно кровь с клинка и говорит: «Да куда ж он с голой пяткой да супротив-то шашки…» Не сочтите за неуместное ерничество, просто точнее, чем наш народный юмор, ситуацию не обрисуешь…Сразу скажем, что если допустить немножко исторической фантазии, то на Руси школа ударной техники ног должна была бы появиться еще в… девятом—десятом веке.

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». 4 страница - student2.ru

Соколик 1

Если в формировании ударного арсенала рук, мы с полным на то основанием могли утверждать, что все «ручные» удары имеют свои прототипы среди элементов казачьей рубки, то сказать такое про ноги, к сожалению, никак не можем. Поскольку в рубке рубились оружием, которое все-таки держали руки, а ноги… в лучшем случае они просто передвигали тело. А в подавляющем большинстве случаев так и вовсе свободно свисали или сжимали между собой тело лошади. Ну, а экстраполировать удары рук на ноги весьма даже проблематично, да и, по большому счету, не нужно.Можно (и нужно) сделать другое.

Например, исходя из того, что нашей основой основ является казачья рубка, представляется вполне возможным взять один из главенствующих в ней принципов и рассмотреть его пригодность не только для рук, но и для ног. Таковым, по нашему мнению, с полным правом может быть принцип заполняемости пространства.Отсюда — удары ногами, так же как и удары руками, выполняются по единой пространственной модели, состоящей из плоскостей, пересекающихся только под углами 45 и 90 градусов. Это плоскости — вертикальная, горизонтальная, фронтальная и диагональные (Принцип № 1).

Принцип № 2 — при выполнении ударов по нижнему и среднему уровню, каждый удар стремится иметь свое продолжение в виде подсечки или простого вертикального продавливания. То есть, где кончается собственно «лоу-кик» (общепринятый термин единоборств) и начинается сама подсечка, определить практически невозможно.

Понять принцип №3, очень даже просто. Условно его можно назвать — климатическим. А исходим мы из того очевидного факта, что все мы живем не в теплых южных странах, а в заснеженной России. В Стране, которая не только не южная, но и, в отличие от Европы, расположена за линией положительной изотермы января. Поэтому даже у нас на Дону, между прочим, приуроченном к самому что ни на есть российском югу, босиком ходить — как-то не принято. Да и никогда не ходили, даже в далеком прошлом (скифы, например, в отличие от своих современников греков, предпочитали носить не легкие сандалии, а добротные и теплые сапоги).Поэтому ориентировать удары ногой на ту или иную постановку босой стопы — в России нецелесообразно. Целесообразно ориентироваться на удары в обуви. И зачастую не самой легкой (например, армейские сапоги или «берцы»).

Для того чтобы рассмотреть четвертый принцип, сначала отметим следующий очевидный факт, по степени своей очевидности граничащий с банальностью. Наши ноги приспособлены только для того чтобы ими можно было ходить или бегать. Максимум прыгать, и не более того. То есть налицо факт изначальной функциональной ограниченности и вследствие этого обстоятельства, с точки зрения биомеханики, ноги, в отличие от рук, имеют гораздо меньшую степень свободы. Отсюда следует непреложный вывод, что если есть желание использовать ноги в не совсем предопределенном для них качестве, то для этого их надо специально готовить. Что с ними делать, например, для игры в футбол — мы знаем весьма приблизительно.

А вот то, что для целей боевых искусств им надо давать упражнения «на растяжку» — для нас очевидно. Тем самым стремясь ту изначальную «меньшую степень свободы» максимально возможно увеличить. А для этого наши мышцы, связки, сухожилия и т. п. приходится принудительно заставлять, в анатомическом смысле, увеличиваться. И, к великому сожалению, не какими-нибудь щадящими «биологическими» методами (например, какой-нибудь клеточной инженерии), а простым «физическим» растягиванием.

Процедура, прямо скажем, малоприятная, а порой и вовсе болезненная, но, увы, абсолютно необходимая, так как без нее об ударах ногами лучше и не думать (все равно ничего путного не получится). Ну, а поскольку она болезненна и изначально малопривлекательна, то психологически человек устроен так, что подсознательно стремится от нее… «увильнуть». Вернее даже не он сам, а его подсознание. И поэтому если вам кто-то начнет объяснять, что, занимаясь боевыми искусствами, он, дескать, не бьет ногами потому что это ему не нужно, так как оно не эффективно (не исторично, не национально, не физиологично, не гуманно, не… (выбирайте любое объяснение)), то знайте, перед вами, скорее всего, один из «увильнувших». И с большой степенью вероятности можно утверждать, что если бы в нужный момент его сознание смогло преодолеть «увиливающие» подсознательные установки, вследствие чего необходимая степень растяжки им все-таки была бы достигнута и удар ногами поставлен, то будьте уверены, бил бы он ими за милую душу. Да еще и приводил бы в защиту необходимости этого не менее веские, чем в предыдущем случае, аргументы. Мы относимся к категории последних. Но некоторые послабления, идя навстречу подсознанию, все же даем. Но отнюдь не из-за слабовольности.

Казаки вообще люди достаточно волевые, а свой подход к данной проблеме мы выводим из того общеизвестного положения, что растяжка ног в принципе своем не физиологична и противоречит природе человека. Но поскольку она все равно неизбежна, то надо пытаться это «природное противоречие» максимально минимизировать, и тем самым сделать растяжку, насколько представляется возможным, более «физиологичной». Таковым, по нашему мнению, является стратегический упор на растяжку не в поперечном, а в продольном направлении.

При этом мы исходим из того, что наличие продольной растяжки «по жизни» еще хоть как-то объяснимо. Например, она способствует перепрыгиванию через препятствия, что, в принципе, человеку в повседневной жизни может иногда пригодиться. В то же время, про поперечную растяжку, кроме исторических примеров связанных с раздиранием за ноги, как, например, князя Игоря березами, или как татары конями, на ум ничего путного не приходит. Поэтому свой принцип № 4 мы и формулируем следующим образом.

В РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА), в формировании ударного арсенала ног, упор делается на растягивающие упражнения ног, преимущественно в продольном направлении, как наиболее отвечающем физиологии человека. При этом высота некоторых ударов, бьющихся в боковой фронтальной плоскости (а таковые у нас, естественно, есть), достигается за счет оптимального выворота суставов бедра и колена. И вполне даже нормально получается.

Комплекс упражнений на растяжку мы здесь приводить не будем. Да и если усвоена основная стратегическая направленность, то все остальное, в полном смысле этого слова — «дело техники». Желающих же углубленно заняться данным вопросом, можно адресовать к очень хорошей системе, носящей жизнеутверждающее название — «Русская Здрава». Там они найдут все необходимое и даже больше того.

Мы же оставив в сторону растяжку, теперь затронем проблему, чрезвычайно актуальную не только для ударов, но и для боевых искусств вообще. А именно — проблему терминологии. Ведь действительно, если взять тех, кто занимается НЕ отечественными боевыми искусствами, то все они говорят на едином языке, и что характерно, при этом отлично друг друга понимают. Причем делают они это без существенной оглядки на стили, а, в конечном итоге, и на страны, откуда эти стили происходят, тем самым, по сути, игнорируя национальные языки этих стран. И, тем не менее, единство и полнота понимания достигнуты. Так представитель южнокитайского направления ушу произнесет японское слово «маваши» и представитель таиландского бокса его отлично поймет. Несмотря на то, что даже продолжение термина «гери», обозначающее именно удар ногой, произносить которое, строго говоря, по японским канонам необходимо, зачастую будет опущено.

Но для этого, прежде всего, нам самим нужно стать не просто чем-то экзотически привлекательным в стиле a la russe, а реальной единой силой. И первые, вселяющие оптимизм результаты уже есть. Так, не упоминая ни одного стиля и направления отечественного боевого искусства, можно отметить весьма даже отрадный факт. Мы, то есть все те, кто возрождает наши российские единоборства, тоже начинаем говорить на едином языке. Естественно — русском. Пока только начинаем, но ведь уже говорим и, что самое главное, понимаем друг друга, а это уже само по себе не мало.

Вот если взять и произнести сейчас такие национальные названия ударов ногами как «сбиток», «накидуха» или «соколик», то мы уверены, что большинство из занимающийся в области боевых искусств чем-то национальным, нас непременно поймут. А если и не поймут, то правильно домыслят. Потому что для русского человека изначально понятно, что «сбиток» (рис. 47 - 50) должен обязательно что-то сбивать. Или шапку, или, что для боевых искусств более актуально, например, защиту противника, или его же оружие в руках противника. А сбивать ногой, как известно, лучше всего круговым движением во фронтальной плоскости, по траектории изнутри — наружу. Вот вам и все описание одного из ударов.

^ Как следует из другого названия «накидуха» (рис. 55 - 57) — этот удар должен на противника непременно накидываться, причем очевидно, что именно сверху (ведь снизу какое же оно тогда «накидывание», это уже скорее «подбив»). Причем накидываться сверху, нога должна для того, чтобы в направлении сверху — вниз суметь продавить противника вашим весом. Проделать это по той же траектории, как и «сбиток» — несподручно.

Следовательно, оставляя ту же фронтальную плоскость, траекторию удара меняем на другую, на снаружи — вовнутрь. Вот вам и вся премудрость «накидухи».

Кстати, несмотря на кажущуюся неуклюжесть и незамысловатость, этот удар порой является весьма даже эффективным. Дело в том, что его начало, а именно начальный подъем ноги, внешне чем-то отдаленно похож на вынос бедра при совершении «маваши-гери». По крайней мере, многие «восточники» интерпретируют его именно так, а следовательно, в полном соответствии со своими правилами защиты… приседают пропуская, как оно и следует, «маваши» над своей головой. Их можно понять, ведь они-то не знают, что это не японская (или китайско-таиландская), всем понятная, «маваши», а идущая по круговой траектории славянская «накидуха». Вот вам и результат. Один сидит, а нога другого, да еще и усиленная всем весом тела, опускается сидящему прямо на голову… Неоднократно проверено на практике. Жаль только, что второй раз противник, уже, как правило, приседать для пропускания удара над головой не желает, а все потому как казачья наука быстро усваивается.

Никто не будет спорить, что название удара «соколик» (рис. 61 — 62) непременно ассоциируется с чем-то «взлетающим». И не просто взлетающим, а взлетающим именно «как сокол», то есть достаточно «тонко» и можно сказать, что и изящно. Ну а поскольку речь идет о ногах, то логично предположить, что такой «изящный взлет» получается при ударе ногой в вертикальной боковой плоскости, за счет вращения в коленном суставе. В результате — следует достаточно чувствительный удар ребром стопы, при подошве повернутой верх. Что-то похожее каждый из нас наверняка неоднократно совершал в своей жизни, с азартом хлопая себя в такт музыке ладонями по взлетающим сзади ногам. Конечно, это опять они — народные танцы. Причем любые, от «Камаринского» до «Цыганочки».

Вот и получается так, что специально обучать удару «соколик» и не надо, потому как любой человек, приобщенный к русской культуре, его и так уже хорошо знает. Ну а если у кого вызывает сомнения, например, область поражения «соколиком», мол, чрезмерно уж она низка, то поверьте на слово. Автору данных строк неоднократно доводилось наблюдать носы, разбитые именно «соколиком»… Все дело в сноровке, а если быть точнее, то в усердности тренировок.

Прямой удар ногой (то есть удар наносимый по восходящей траектории и без отклонений от вертикальной плоскости), в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) называется самым народным из всех народных названий. А именно — «пинок» (рис. 51 — 54). Тот самый, который вы наверняка неоднократно делали, допустим, в годы своей школьной юности. Поскольку нет в России мальчишки, даже самого примерного и прилежного, который бы хоть раз в жизни да не «пнул» кого-нибудь ногой (хотя бы просто в игре).Так что ничего сложного в «пинке» нет и вам он уже давным-давно знаком. Ничем особенным и выдающимся он не обладает. Только если в период мальчишества его бьют примерно так же как наносят удар по футбольному мячу, то в у нас его бьют уже более «грамотно». А именно — перенес вес тела на переднюю опорную ногу, поднял сначала, как оно и везде в боевых искусствах положено, бедро, и только потом бьешь за счет резкого распрямления ноги в коленном суставе. Естественно, в меру своих сил и достигнутой растяжки. Ни дать ни взять — то же самое «камае». Ну и пусть. «Камае» он, как известно, и в Африке — «камае», а в России пусть все-таки был и будет «пинок».

^ Выше мы уже упомянули «подбив» (рис. 59 — 60). У нас так называется прямой, быстрый, подбивающий ногу противника удар ногой. Можно сказать, что он является «младшим братом Пинка» и, поскольку из всех характеристик для него важнейшие — не столько силовые, сколько скоростные, то бьется он всегда, в отличие от «пинка», только ближней к противнику ногой.

Предназначен «подбив» для борьбы с великолепными «пеперечно-растяжными» ударами. Это когда отлично растянутый противник «взводит» для удара ногу, поднимая бедро во фронтальной плоскости, и если он бьет сразу же, то… лучше всего увернуться. А вот если он решил уподобиться Ван Дамму или еще какому-нибудь крутому герою боевиков, и для этого принял стойку «журавля», то мы это очень даже приветствуем. Потому что четко знаем одну простую вещь: любой удар требует своей дистанции. А вот когда он стоит как журавль на одной ноге, красиво поигрывая в воздухе другой, разорвать с ним дистанцию, с нашей стороны, очень даже просто.

Пусть он теперь или прыгает к нам на одной ноге (что тоже сулит для нас массу приятных возможностей, например, совершить подкат с подсечкой), или поджидает нас, а то и вовсе откажется от своей затеи.И вот в том случае, если противник все-таки начинает выжидать, мы полностью идем ему навстречу. Как в фигуральном, так и в буквальном смысле.

Мы начинаем сокращать дистанцию, только не до ожидаемого расстояния «в ногу», нужного противнику для нанесения уже «взведенного» удара, а останавливаемся на полпути, примерно на расстоянии «полутора ног». Если и после этого противник все еще продолжает вести бой в стиле «a la Van Damm», то можно с уверенностью сказать, что тактически мы его уже выиграли. Если и не весь бой, то, по крайней мере, данный боевой эпизод. Дело в том, что на дистанции «полутора ног» он нас еще не достает, и мы его, теоретически, тоже доставать еще не должны, но практически… уже достаем.

Так как здесь к нам на помощь приходит «подбив», и уж он-то, пусть только носком и только нижнюю внутреннюю часть бедра около колена, но непременно достанет. Потом дистанцию можно будет смело сокращать и при этом быть уверенным, что «подбитой» ногой, вас уже не ударят. В лучшем случае только дотронутся, сумев лишь обозначить удар (примерно так же как в учебном бою).

^ Следующий удар, который бьется «вбок», как уже наверняка догадался проницательный Читатель, в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) называется просто и без затей — «боковой» (рис. 58).Ну а поскольку мы все время касаемся вопроса физиологичности поперечной растяжки, то, учитывая то обстоятельство, что поперечное направление идет именно «вбок», то именно в «боковом» ударе это обстоятельство и должно наибольшим образом сказаться. И, естественно, сказывается. Наш «боковой», аналогом классической «йоки» может считаться с очень большой натяжкой и то только по своему функциональному назначению. Но назначение свое он все-таки с успехом выполняет. Причем не только по силе, но и по высоте удара.

Достигается же это оптимальным выворотом суставов бедра и колена. Так, если до уровня живота «боковой» бьется «просто», путем поднятия и распрямления ноги во фронтальной плоскости, то выше уже подключается работа суставов. Примерно как в «соколике», но только с одновременным поперечным распрямлением. В результате, хорошо поставленный «боковой», с уверенностью проходит даже на уровне головы, хотя его изначальная «ориентация» — это грудь, а именно область солнечного сплетения. Но для того чтобы туда попасть, нужно противника, как минимум, тактически обыграть, или хотя бы просто отвлечь его внимание. Поэтому при совершении «бокового» удара, мы сначала совершаем или отвлекающий финт рукой в голову, или громкий притоп ногой.Если рассмотренный «боковой» удар в какой-то степени является функциональным аналогам «йоки», то следующий удар под впечатляющим названием «подруб» (рис. 63 - 65) также с определенной долей условности, можно назвать аналогом. Аналогом такого знаменитого удара как — «маваши».

^ Совершается подруб в двух разнонаправленных диагональных плоскостях, по нисходящей — по ногам, и по восходящей — по корпусу противника. Основное отличие от «маваши» заключается в том, что при совершении «подруба», разворота стопы опорной ноги не происходит, в то время как при совершении «маваши» он, строго говоря, обязателен. Но так как после совершения разворота стопы, а следовательно и корпуса, в работу непременно включается «поперечно-растяжительный» элемент, который по нашему мнению малофизиологичен (и не лежит в русле славянской традиции единоборств), то, совершенно естественно, что мы его по возможности стремимся избегать. Соответственно, разворота стопы опорной ноги при «подрубе» мы не совершаем.

ф Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». 4 страница - student2.ru ото 59-60 Подбив фото 61

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». 4 страница - student2.ru

фото 62 Соколик 2


Но физиологичность — физиологичностью, а так как за все надо платить, то и стремление к ней имеет свою оборотную сторону. Например, нанести удар «подруб» в голову, в принципе, возможно, но при этом несколько проблематично, и мы это «по-честному» признаем. Зато в случае удачного попадания в корпус, «подруб» вполне оправдывает свое название, и действительно, способен именно подрубить противника, а для головы в у нас существуют и другие удары. Например, тот же «пинок», а если противник достаточно высок, а нанести удар очень хочется и причем непременно в голову, то тогда можно «пнуть» и в прыжке…

Впрочем, прыжки в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) — тема отдельного разговора и сейчас мы ее касаться не будем. Мы лучше рассмотрим сложносоставные удары ногой, совершаемые в пределах двух плоскостей по разнонаправленным векторам и вследствие этого имеющие сложную траекторию. Из-за своей сложности, вернее сказать извилистости, она чем-то отдаленно напоминает — «змейку» (рис. 67 — 70), и поэтому, без всякого мудрствования, именно так и называется.

Кроме того, название «змейка» подходит не только по своей внешней схожести, но и по внутреннему содержанию. Дело в том, что змея, как известно, не бьет, а жалит. Что как нельзя лучше подходит к тому воздействию, которое в данном случае оказывает удар ногой. Поскольку суть удара «змейка» заключается в последовательном изменении вектора удара, то совершенно естественно, что это изменение неизбежно влечет за собой ослабление силы удара. Иначе никакого изменения вектора просто бы не получилось. В результате получается не столько пробивание, сколько ужаливание.

То есть образующийся импульс силы не так уж и велик, но при этом вполне даже достаточен, чтобы оказать воздействие на болевые точки противника. Все дело в том, чтобы суметь туда попасть, а тут нам на помощь приходит такое неоспоримое достоинство «змейки», как ее великолепная проводимость.

Дело в том, что ее извилистость чрезвычайно затрудняет возможность поставить «змейке» должную защиту.В качестве примера опять рассмотрим традиционную ситуацию с накачанным героем голливудского боевика. Все так же как и ранее. Он снова перед вами и вам обязательно нужно его поразить, только в данном случае уже непременно ногой. Поскольку удар в пах мы сразу же отвергаем, так как это не только не по-спортивному, но и вообще не по-мужски, то, учитывая, мягко говоря, неадекватность противника, бить нужно не просто убойно, а как можно изощренней. Например «змейкой».

И вот, перенеся вес тела на ближнюю ногу, вы начинаете удар задней ногой, причем точно так же как и при совершении тривиального «пинка», направленного в верхний уровень стоящей перед вами груды мускулов. Вполне естественно, что на ваше тривиальное действие в качестве ответа последует не менее тривиальное противодействие. А так как ваш «пинок» (пусть даже с приставкой «лже») — является «пинком» только для вас, а для накачанного героя, в полном соответствии с его голливудской идеологией, он, скорее всего, будет «камае», то, с большой долей вероятности можно предположить, что с очаровательной улыбкой терминатора наш герой сделает классический «гедан-барай», или какой другой подобный блок, способный в его исполнении размозжить вашу ногу.

И именно так оно бы и было, если бы вы вместо прямого «пинка» не запустили нашу «змейку» с ее извилистой траекторией, а так… Ваша правая нога, после прямолинейного начала удара, вдруг пошла по направлению влево, изящно обогнула подставленную для блока топорообразную руку и зашла за правый, скорее всего незащищенный (а зачем?) бок противника. После чего не менее изящно стала совершать круговое возвратное движение… встретившее на своем пути печень противника.

Причем встретит она ее ребром подошвы и с непременным протягом на себя. Коллизии возникающие при «протяге», мы с вами выше уже достаточно детально рассматривали, а учитывая, что «протягиваться» он будет не по твердокаменному прессу, а по гораздо менее защищенному району печени, то… в общем, улыбка терминатора, скорее всего, погаснет и вы останетесь победителем.Но для того чтобы им стать, надо много работать, вернее тренироваться. Как видно из описания удара, биодинамическая основа «змейки» состоит не только из простого распрямления ноги в восходящее-диагональной плоскости, но еще и с приданием ей вращательного момента в горизонтальной. Соответственно, к обычной продольной растяжке бедра и голени автоматически приплюсовываются и упражнения, направленные на увеличение степеней свободы коленного сустава. То есть дополнительно «тянуть» придется еще и коленный сустав.

Обзор ударной техники ног РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА) был бы не полным, если бы в нем мы не рассмотрели такой важный раздел, как — «Вертушки» (рис. 77 - 80). Тем более, что исторически казачий бой формировался именно как круговой. Хотя бы потому, что казаков всегда было мало, а противников, по странной логике исторического развития, наоборот, всегда очень много. Например, при знаменитом «Азовском сидении» турок и татар было больше казаков аж в сорок восемь раз. Однако и тогда победили и потом всегда побеждали. Понятно, что для того чтобы уметь побеждать в меньшинстве, с точки зрения тактики, нужно, как минимум, «уметь крутиться», и не в современном «житейском смысле», а в самом прямом изначальном — в боевом. То есть, говоря языком боевых искусств, уметь вести круговой бой. И вот тут-то без вертушек никак не обойтись. Раньше казаки их делали саблями и шашками, теперь, за отсутствием таковых, руками и ногами.

Вертушек руками мы уже слегка касались в предыдущей главе. Именно слегка, потому что ничего мудреного там нет (выкинул руку на «елмань», во время разворота, крутнулся вместе с ней, усилил удар за счет вращения, вот и вся вертушка рукой). С ногами дело обстоит несколько посложнее, поэтому на них и остановимся.

В РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА), по высоте нанесения, различают три вида вертушек ногой. Это, соответственно, — нижняя, средняя и верхняя.

Верхняя, естественно, идет в голову и для своего успешного завершения требует быстроты, точности, растяжки, повышенного умения держать равновесие и т. п., в общем, всего того, что является слагаемым мастерства. А поскольку во вращении, исходя из законов физики, чем выше нога, тем неустойчивее положение, а следовательно, и больше шансов оказаться выведенным из равновесия, то применять верхнюю вертушку ногой надо весьма осмотрительно. Хотя бы, предварительно, «прощупав» тактику и возможности противника, например, его склонность к подсечкам на низком уровне или к выведениям из равновесия. И даже тогда, если за вами не стоит несколько лет занятий боевыми искусствами, то все равно, лучше… воздержаться. Или же применить вертушку более низкого уровня. Например, среднюю.

^ Средняя вертушка бьется в корпус и вследствие своей хорошей результативности, является наиболее распространенной (по отношении к верхней) является именно она. А хорошая результативность достигается только одним — строгим следованием тактическим правилам исполнения. И прежде всего правилу №1, которое мы формулируем следующим образом. При совершении вертушек ногами, вынос бьющей ноги на ударное положение происходит в начальной фазе вращения. Не в процессе и не после совершения, а именно в начале. С тем чтобы не получился широкораспространенный «киношный» вариант.

…Грациозно развернулся, остановился перед противником и… проделал что-то наподобие «сбитка» (естественно, под другим названием). Выглядит очень красиво и даже эффектно. Но по нашему мнению, делать это не совсем целесообразно, поскольку эффектность — это еще не есть эффективность.А эффективно — это когда сначала идет полусогнутая нога, а полный разворот корпуса перед противником происходит уже только после совершения удара. То есть сначала удар, как результат вращения, и уж потом сам разворот (естественно, с последующим добиванием). И тогда шанс, что одну идущую на удар ногу противник пропустит (вернее сказать не заметит, или заметит слишком поздно), весьма даже велик. Во всяком случае, он значительно больший, чем в предыдущем варианте. Но только при соблюдении второго тактического правила применения.А исходить нужно из того, что, так как основа «вертушки» ногами формируется исключительно за счет вращательного момента, то ее круговая траектория должна быть такова, чтобы суметь обеспечить как набор необходимой для удара кинетической энергии, так и саму возможность формирования ударного импульса. Отсюда вытекает тактическое правило № 2. Вертушку ногой целесообразно наносить только в том случае, когда противник расположен не перпендикулярно относительно точки вращения и вашей фронтальной плоскости, а на три четверти оборота. То есть он должен находиться не в конце окружности в 360 градусов, а всего лишь на 270, что для необходимого набора кинетической энергии вполне даже достаточно.

Тогда оставшиеся 90 градусов круговой траектории можно с толком использовать непосредственно для формирования ударного импульса, и дополнительного усиления удара может и не потребоваться.Ну, а если дополнительное усиление, в виде резкого распрямления ноги все-таки необходимо (например, за время разворота противник успел незначительно изменить свое местонахождение), то делать его целесообразно только при наличии контакта. Иначе может получиться простое дрыгание ногой в воздухе, причем прямо перед руками противника, и со всеми вытекающими из данного обстоятельства последствиями…

Рассмотренные тактические правила применимы для всех видов вертушек, в том числе и нижних. Но при этом необходимо осознавать, что «нижняя вертушка нижней вертушке — рознь». Так, в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) вертушки по нижнему уровню делятся на два «подвида» — на подсечку стопы и собственно удар с разворота ногой по ноге противника.Последнее делается примерно так же как и в предыдущем случае, только с еще меньшим поднятием бьющей ноги. И поскольку вполне вероятно, что удар, допустим, по колену противника придется не прямо стопой, а касательно сзади икрой бьющей ноги, то полноценного импульса удара, при всем желании, сформировать не получится. Тогда, по нашему мнению, целесообразно выполнить простой зацеп. Зацеп — за счет простого сгибания своей ноги в колене и резкого рывка на себя.

В результате — противник вполне может упасть (или хотя бы пошатнуться, что для «ринга» уже немаловажно), и тогда с полным правом можно заявить, что вместо «ударной вертушки» вами была проделана — подсечка опорной ноги противника.Но «подкосить» противника все же лучше специально для того предназначенной «косой» (рис. 73 — 76). Название самое что ни на есть историческое и означает оно вертушку ногой по нижнему уровню проводимую с дополнительной опорой на руки и предназначенную для подсекания опорной ноги противника.

Формулировка настолько емкая, что добавить к ней практически нечего. Упал, крутнулся, подсек, встал. Получается что-то похожее на одновитковую разнонаправленную спираль, начало по нисходящей, центральная часть горизонтальна, потом по восходящей.Вот и все, что мы хотели рассказать вам про ударную технику ног. И в том случае, если, присовокупив к ней технику рук, вы пришли к мнению, что она для вас хотя бы интересна, то это значит, что мы уже старались не зря. Уверены, что наши «гасилы», «тычки» и «елмани», вместе с «подбивами» и «подрубами», просты, а следовательно, и легко понятны, причем не только казаку, но и любому славянину. Поэтому он и освоит их гораздо легче, чем нечто иное, называющееся на заморском языке и имеющее чуждые (по крайней мере, не родные) для уроженца российских просторов корни.

Так что дерзайте, возрастных и иных ограничений на то, чтобы освоить базовую технику РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), на уровне достаточном хотя бы для собственной самообороны, не существует. Ну а если своя ударная техника, например в восточном варианте, уже присутствует, то ничего страшного …

Наши рекомендации