Классическая интроспекция
В. Вундт и его исследования в Лейпцигской лаборатории.
В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов) с экспериментальным методом.
Классическая интроспекция в общ. смысле – убеждение, что описание сознания обнаруживает комплексы, образуемые системой сенсорных элементов, т.н. «атомов». (Модель химии: психологические атомы – (чистые) ощущения и возможно простые чувства и образы; психологические молекулы – представления и более сложные образования; связь между ними – ассоциации. Описание сознания на базе ощущений.)
Разделив интроспекции и внутреннего восприятия, Вундт настаивал на тренировке испытуемых (не менее 10000 интроспективн. протоколированных реакций!), иначе сведения недостоверны. За счет этого преодолевается ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения. У испытуемых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии - образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психологТитченер.
Э.Б. Титченер
Родился в Англии, уехал в Германию к Вундту, освоил в совершенстве метод эксперимента и переехал в США. Создал лабораторию и начал изучать сознание.
Предмет – сознание отдельного человека.
Задача психологии – изучение строения или структуры сознания.
Выделил 3 типа элементов сознания:
- Ощущения
- Образы
- Чувства
Образы – комплексы ощущений. Чувства – подключение эмоциональной окраски к нашим образам.
Его интересовали ощущения. Уровень ощущений – чувственная ткань сознания.
Довольно быстро разочаровался в вундтовском эксперименте, так как считал, что он не позволяет достаточно тонко изучить чувственную ткань сознания.
«Ошибка стимула» - такой интроспективный ответ человека, при котором человек указывает на стимул и ничего не говорит о своих ощущениях.
Недостаток вундтовского эксперимента – испытуемые с улицы, которые не проходили никакой спец.подготовки, они опираются на житейскую, повседневную интроспекцию, а в ней проявляются ошибки стимула.
На испытуемых с улицы изучать уровень ощущения невозможно.
Создает новый вид эксперимента – аналитическая интроспекция. Экспериментировать надо со специально обученными испытуемыми.
Формула Титченера:
Интроспекция = психологическое (ясное переживаемое -> отчет)
Т.е. интроспекция (по Титченеру) – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения Испытуемый должен отвлечься от физической структуры объекта. Пример интроспекции – иллюзия: восприятие отличается от стимула-объекта.
Титченер разделял идею, предложенную Кюльпе, который разложил ощущение («пс. атом» Вундта) на 4 неделимых, но независимо изменяющихся свойства: качество, интенсивность, протяженность и длительность. Однако он наложил самое большое ограничение на интроспекцию: нужно исключить значения из всех описаний сознания! Также чересчур большая зависимость от ретроспекции: м. потребоваться 20 мин. на то, чтобы опис. продолжавшееся 1,5 секунды состояние сознания (!), испытуемый вынужден вспоминать, основываясь лишь на предположениях. Итого: интроспекция продемонстрировала функциональную бесполезность, была скучной и недостоверной.
Вюрцбургская школа
Возникла в Германии. Была основана крупным немецким психологом О. Кюльпе.
Предмет психологии – сознание, но не уровень ощущений, а уровень мышления.
Главный метод исследования, используемый в этой школе – систематическая экспериментальная интроспекция.
Исследования проходили в 2 этапа:
1. испытуемым предъявляют для чтения и интерпретации какие-либо тексты (например, философские, сложные повествовательные тексты, пословицы, поговорки). На этом этапе испытуемый все интерпретирует и его интерпретация записывается.
2. Испытуемых просят вспомнить, как они пришли к пониманию текста (то есть они должны были ретроспективно воспроизвести, какие образы возникали, о чем испытуемый думал) и все фиксируется.
Когда этих работ было собрано большое количество, оказалось, что «вюрцбуржцы» открыли новый тип мышления – безОбразное (или – чистая мысль). Когда человек описывал образы, которые возникали при интерпретации, текст интерпретировался не верно. -> Образы мешают интерпретации текста.
Вюрцбуржцы выделили:
1. Задача или цель (необходима для безОбразного мышления).
Задача – это определенная структурированная ситуация, содержащая известные и неизвестные компоненты, причем неизвестные компоненты могут быть найдены путем преобразования известных.
2. Установка сознания – готовность к осуществлению каких-либо действий, деятельности или операции. Способствует активации конкретных структур, которые нужны для выполнения операции действия.
3. Детерминирующие тенденции.
Задача с одной стороны и установка с другой задают человеку определенную зону поиска возможных решений.
4. Антиципирующая схема.
Антиципация – предвосхищение. При решении задачи человек продуцирует антиципирующие схемы (как возможные схемы решения). Человек пытается применить схему к решению задачи. Если не подходит, берет другую.