Различное в морали и праве 23 страница
Другое дело, в какой мере допустимы эти средства. В истории правоохранительной деятельности немало примеров, когда, и излечивая одну «болезнь», неумеренное употребление «лекарств» вызывало другую: желая оградить человека от преступной деятельности, ущемляли его личную свободу. Вот почему так важно верно определять меру допустимого поведения в каждой конкретной ситуации.
2. Нравственная допустимость устанавливает предел, границу, за которой начинается безнравственное. Критерием для определения этого предела являются не субъективные аргументы, а совокупность объективных условий. Поэтому, например, можно найти оправдания для следователя, в прямом и переносном смысле выколачивавшего в 1937 г. из подследственных необходимые для «дела» показания, но нельзя признать его действия нравственно допустимыми.
Разграничение оправданности и допустимости позволяет решить и проблему так называемого добродетельного обмана, к которому относится, в частности, дезинформация противника, легендирова-ние оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства правоохранительной деятельности. Нередко на уровне обыденного сознания правда отождествляется с положительной нравственной ценностью, а ложь — с отрицательной. Это имеет под собой основание, так как в подавляющем большинстве случаев положительной оказывается правда.
Признание любого обмана аморальным восходит еще к Августину Блаженному и находит своих последователей на протяжении всей истории этической мысли1. Так, И. Кант считал ложь недопустимой, даже если это ложь во спасение. Но поскольку в ряде случаев обман все-таки признается необходимым, появляются различные
1 Лебедев А. Блаженный Августин и нравственные проблемы его эпохи // Духовный мир. М., 1994. № 1. С. 51-60.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
попытки оправдать добродетельный обман, считая его тем не менее аморальным. Однако подобное «оправдание» наносит больше вреда, чем признание добродетельного обмана положительным, поскольку позволяет оправдать любой обман, так как снимает границу между нравственным и безнравственным, границу допустимости обмана. К этому следует добавить, что и правда не всегда нравственна. Раскрытие перед преступниками плана проводимой правоохранительными органами операции вряд ли может получить положительную оценку.
Точно так же оценивается и умолчание. С одной стороны, государственная, следственная, врачебная тайна — это формы умолчания, имеющие положительное нравственное содержание. С другой стороны, умолчание о совершенном преступлении из-за желания «умыть руки», остаться в стороне осуждается моралью. Не случайно Бертольд Брехт говорил, что умывающие руки, как правило, умывают их в крови. Так, о подготовке к захвату автобуса с заложниками в аэропорту Минеральных Вод, приведшему к человеческим жертвам, знали по меньшей мере пять человек, не имевших отношения к преступлению, но никто из них не постарался предупредить его.
До недавнего времени от широкой общест
венности тщательно скрывался факт использо
вания правоохранительными органами неглас
ных помощников, казалось бы, с благой це
лью — не возбуждать в народе излишней
подозрительности. Но если защита безопасно
сти личности и общества осуществляется в их
интересах, то они вправе знать, какими сред
ствами достигается эта безопасность. Если же
эти средства скрываются, то вполне естествен
но может возникнуть подозрение: либо они
Б. Брехт используются не по назначению, либо имеют-
ся иные средства, более гуманные и приемлемые для общества, но не совсем удобные для правоохранительных органов. Если в действительности ни то, ни другое не верно, то нет оснований для сокрытия от общественности тех средств обеспечения безопасности, которые применяются для защиты интересов личности, общества и государства. Ссылки на то, что тем самым мы расшифруем эти средства перед преступниками, неуместны, поскольку последние прекрасно осведомлены о них. Другое дело, если речь идет о конкретных формах и способах их применения. Здесь принцип конспирации должен действовать в полной мере. Поэтому закрепление в законе об оперативно-розыскной деятельности специальных средств и условий их применения придает им не только правовую, но и нравственную основу.
7. Моральный выбор сотрудников правоохранительных органов 267
3. В содержании нравственно допустимого поведения очень важен психологический аспект. Он заключается в понимании человеком того, что в данных условиях именно такое поведение является единственно возможным, т.е. в наибольшей степени отвечающим требованиям нравственности. Это позволяет человеку обрести уверенность в правильности своих действий и в то же время не дает ему возможности переступить черту, отделяющую допустимое поведение от недопустимого. Это не значит, что человек лишается угрызений совести, принося их в жертву рационализму. При нравственно допустимом поведении человек должен испытывать такие угрызения не за отступление от нормы-идеала вообще, а только в том случае, когда, имея возможность в данных условиях выбрать наиболее удовлетворяющий нравственным требованиям вариант поведения, выбрал другой, менее нравственный, но более отвечающий тем или иным его личным интересам и потребностям.
Не может быть какого-то единого правила, рецепта, руководствуясь которым, человек безошибочно определял бы единственно верный в данных условиях вариант поведения, но жизнь выработала, хотя иногда и критикуемый, но тем не менее наиболее приемлемый в подобных ситуациях, как уже указывалось выше, критерий «наименьшего зла». Невозможность выполнения моральной нормы-идеала в полном объеме в силу объективных обстоятельств, столкновение норм при выборе варианта поведения приводят к необходимости взвешивания последствий выполнения разных норм, чтобы ущерб от невыполнения тех или иных норм был наименьший. В практическом плане это означает необходимость всесторонне взвесить все последствия и принять решение, наиболее соответствующее принципам гуманизма и справедливости.
Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что сотрудник правоохранительных органов при принятии решения, когда приходится руководствоваться нормами нравственности, должен помнить, что существуют два вида таких норм:
1) норма-идеал, на совокупности которых основывается вся классическая этика и все простые принципы нравственности, в том числе и в бытовых, общеупотребительных формах (например, уже упоминавшиеся «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй» и т.д.); нормы-идеалы являются как бы вершиной нравственных устремлений, идеальной целью нравственного воспитания, ориентирами нравственного выбора в обычных ситуациях;.
2) норма-мера, то есть норма, соизмеримая с конкретными условиями и возможностями той реальной ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает наиболее нравственный вариант поведения, возможный с учетом тех реальных обстоятельств, при которых он действует.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
В «нижней части» нормы-меры, там, где она граничит с безнравственным, и находится сфера нравственной допустимости. В этой сфере норма-мера принимает форму нравственной антинормы, сохраняя при этом нравственную сущность, ибо в ее основе лежит добро, благо.
Такая «антинорма» действует только в экстремальных, специфических условиях и обозначает при принятии поведенческого решения нижнюю границу, перейдя которую, принятое решение становится однозначно безнравственным, какой бы социальной или служебной целесообразностью оно ни оправдывалось; деяние, совершенное на базе нравственной допустимости, определяется следующими критериями:
• причиняется наименьший ущерб;
• имеет наиболее благоприятные нравственные последствия, т.е. получает всеобщее одобрение;
• осуществляется соблюдение интересов наибольшего круга людей;
• соблюдается принцип разумной достаточности используемых средств.
Поясним сказанное примером (увы, в последнее время становящимся банальным). Имеется в виду захват заложников. В тех случаях, когда исчерпаны все иные возможности, сотрудники правоохранительных органов вынуждены применять оружие на поражение, т.е., попросту говоря, расстреливают преступников. С позиций нормы-идеала, убийство человека — наиболее тяжкое безнравственное деяние. Но в данном конкретном случае оно нравственно по сути своей.
Совершенно очевидно, что, поскольку в силу специфики служебной деятельности сотруднику правоохранительных органов нередко приходится работать в условиях, близких к нижней границе нормы-меры, ему следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации для того, чтобы в каждом нетипичном случае, когда отсутствуют заданные стереотипы поведения, определить соответствие своих действий вышеуказанным критериям, для того, следовательно, чтобы они оставались в границах нравственной допустимости. Эта способность, иными словами нравственная культура, нравственная воспитанность сотрудника, должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры, не выходил за пределы гуманистических ценностей, соответствовал бы общественному нравственному идеалу, но в то же время не был бы и ущемлен в угоду абстрактно, тем более ложно понимаемым нравственным ценностям и нормам.
.
Глава 7
Нравственные отношения
в служебном коллективе
правоохранительных органов
8.1. Понятие служебного коллектива и его основные профессионально -нравственные характеристики
Обязательным элементом любой социальной системы является, как известно, коллектив, выполняющий специфические, только ему отведенные в данной структуре общественно значимые функции. Не являются исключением в системе органов государственного управления и коллективы правоохранительных органов, которые отличаются многообразием и многоаспектностью. Принято считать, что в каждой из самостоятельных подсистем совокупной правоохранительной системы первоначальную основу составляет трудовой коллектив на конкретном управленческом уровне с присущими для его членов нравственно-этическими, психолого-педагогическими и иными свойствами личности. К их числу можно отнести повышенное чувство ответственности за выполнение профессионального долга, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма и сплоченности. Уровень их развития позволяет при минимальных ресурсных затратах достигнуть оптимального конечного результата, так как в условиях совместных действий при положительном моральном климате результативность деятельности всех членов коллектива заметно возрастает.
В этой связи встает закономерно вопрос, любое ли собрание людей следует считать служебным коллективом. В научной литературе под служебным коллективом понимается специально сформированное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совместной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении. В таком служебном коллективе играют важную роль различные личностные характеристики его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности. Другими словами, помимо
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
внешней среды функционирования такого коллектива большое значение придается внутренним условиям его деятельности.
В служебных коллективах правоохранительных органов особенно ярко проявляется требование сочетания интересов отдельной личности, самого коллектива и всего общества. Достижение названной задачи осуществляется различными мерами, например, постоянно происходящей перестройкой организационных структур правоохранительного органа — изменением, дополнением или сужением его основной функции, совершенствованием правовой основы деятельности, переподчинением его тому или иному ведомству.
Такие коллективы имеют единые организационно-правовые основания для формирования и функционирования, а потому и названы служебными. Применительно же к правоохранительным органам каждый из таких коллективов отличается еще и самостоятельной атрибутикой, основной функцией, формами и видами взаимоотношений между сотрудниками, которые для данного коллектива являются обязательными и отличительными от других.
Названная атрибутика позволяет определить принадлежность сотрудников правоохранительных органов к отдельным самостоятельным службам с характерными для них служебными полномочиями и специфическими нравственно-этическими и психолого-педагогическими характеристиками. К таким характеристикам следует отнести:
• сложившуюся общезначимую в данном обществе систему ценностей, формирующую нравственно-этическую, психолого-педагогическую и социально-правовую целостность коллектива;
• наличие единства целей всех членов данного служебного коллектива;
• постоянно реализуемые в деятельности служебного коллектива специальные принципы его организации и функционирования (законность, взаимодействие, координация, взаимопомощь);
• формирование и поддержание в служебном коллективе определенного морального климата через выработку коллективного мнения, позитивного настроения, поддержание и пропаган-дирование героических поступков, требований соблюдения служебного долга и чести, боевого товарищества и братства, трудовых и боевых традиций, Присяги и уставов;
• научно обоснованное ресурсное обеспечение деятельности служебного коллектива.
Каждый служебный коллектив является постоянно и динамично изменяющимся социальным организмом, проходящим различные этапы и стадии организации, становления, развития и реорганизации.
Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 271
На каждом из таких этапов достигается соответствующий уровень развития, который определяется своими нравственно-этическими, психолого-педагогическими и организационными особенностями.
Каждый из названных элементов на различных этапах развития находит свое естественное и закономерное проявление, выделяется их очередность и создается определенная система приоритетов. Таким путем служебный коллектив достигает своей оптимальной организационной структуры, а его члены морально-этического единства, т.е. создаются необходимые условия для совершенствования у членов коллектива профессиональных навыков и умений, высокой общей и профессиональной культуры.
Среди существующего многообразия иерархической организации служебных коллективов в общей системе правоохранительных органов основным звеном являются первичные коллективы — это городские либо районные органы внутренних дел, уголовно-исполнительные учреждения, районные суды, органы нотариата и адвокатуры и др., которые постоянно находятся в непосредственном общении с гражданами и правонарушителями. Они выполняют большую по объему и зачастую непрестижную работу, что сказывается на их профессиональной детерминации. Естественно, что к сотрудникам таких коллективов должны предъявляться повышенные морально-этические требования в сочетании с индивидуальным подходом.
Служебные коллективы правоохранительных органов являются разновидностью различных государственных и общественных коллективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен отличаться высокой общей профессиональной культурой, повышенной организованностью и ответственностью за выполняемую работу, профессиональной компетентностью. Кроме того, особое место здесь принадлежит руководителю, который призван обеспечить выполнение профессиональных задач через реализацию профессионально-нравственного потенциала коллектива.
Каждый вновь создаваемый служебный коллектив проходит в своем становлении несколько этапов и стадий, где нравственный компонент играет значительную роль.
1 этап — формирование коллектива. Известно, что деятельность руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. Но это происходит до того периода, когда будут осознаны общезначимые цели, соотнесены мотивы и интересы общества с интересами всего коллектива, т.е. когда произойдет естественное сплачивание всех членов коллектива, признание коллективом формального и неформального лидера. Только тогда
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
каждый служебный коллектив конкретного правоохранительного органа достигает определенного уровня в своем развитии. Здесь проявляются четко выработанные устойчивые формы поведения, создаются традиции, осознаются и формируются определенные нравственные ценности (с годами такое положение становится устоявшимся, оно поддерживается большинством членов коллектива автоматически, без каких-либо ресурсных затрат и воспитательных воздействий). На этом этапе любое изменение, приводящее к существенным преобразованиям в коллективе, — смена лидера, принятие на работу большого числа специалистов из других регионов с различным опытом и стажем работы, уровнем профессионального образования и тому подобным, — может вызвать неприятие большинством его членов и привести к межличностным конфликтам.
При создании коллектива сотрудников правоохранительных органов характерны следующие особенности:
1. Повышенная общественная значимость целей и задач деятельности правоохранительных органов, где помимо высоких требований к профессиональной подготовке выдвигаются и повышенные требования к нравственным качествам личности.
2. Достаточно жесткие и детально регламентированные требования к выполнению задач служебной деятельности каждым членом коллектива вне зависимости от занимаемой должности. Как правило, здесь преобладают формально закрепленные функциональные обязанности с четко обозначенным порядком и условиями их исполнения. Они базируются на обязательном выполнении требований всех существующих приказов и распоряжений, строгого соблюдения субординации и подчиненности, на детальной регламентации согласованности и взаимодействия между различными подразделениями. При этом зачастую вновь принимаемые приказы бывают не в полной степени согласованы с уже существующими, что порождает определенные противоречия при их исполнении. Это, естественно, сказывается на межличностных отношениях между членами коллектива и приводит к конфликтным ситуациям при реализации принятых решений.
3. Определенная «закрытость» многих направлений деятельности правоохранительных органов в силу выполнения ими специфических функций, порождает определенное противоречие, поскольку, с одной стороны, необходимо обеспечивать соблюдение конституционных прав и свобод личности при достаточной информированности населения, а с другой — необходимо соблюдать государственную, служебную и иную тайну.
4. Выполнение наибольшего объема служебных задач осуществляется преимущественно низовыми звеньями служебного коллектива.
Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 273
Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мнениями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отношений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.
II этап — стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива.
/7/ этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.
IV этап — максимальное сочетание требований службы и личных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.
По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессионально-нравственного развития его членов.
Первая стадия — стадия формирования, на которой руководитель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нравственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэтому на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководителя, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.
Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добросовестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относящиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно деформированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подавляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанавливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаимопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со стороны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, а его негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.
Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня развития коллектива. Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение проявления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководителю со стороны коллектива предъявляются определенные требования, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жесткими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее сказать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.
Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный коллектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:
• социально-политическую ~ формирование у членов коллектива определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника правоохранительных органов;
• нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие определенного уровня знаний, навыков, умений, высокой общей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу, искоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия, эгоизма и т.д.
8.2. Нравственные факторы и условия
эффективной деятельности служебных коллективов
правоохранительных органов
В ведомственных приказах правоохранительных органов неоднократно отмечалось, что для нормального функционирования служебного коллектива надлежит уделять пристальное внимание профессио-
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 275
нальному, правовому и нравственно-эстетическому воспитанию личного состава в духе строжайшего соблюдения законности и дисциплины, формирования здорового морально-психологического климата, изыскания резервов по улучшению условий труда, быта и досуга личного состава как объективных предпосылок укрепления законности и служебной дисциплины. Выполнение этих требований осложняется рядом проблем и противоречий, проявившихся в последнее время:
• произошла деидеологизация общественной жизни, радикальная смена идеалов и приоритетов, резкое понижение роли воспитательных аппаратов и качества их работы;
• изменились ценностные ориентации руководителей правоохранительных органов и личного состава;
• стал иным культурный и нравственный облик молодежи, поступающей на службу в органы правоохраны;
• обострились противоречия между необходимостью подготовки высококультурных, обладающих должным уровнем нравственной и правовой воспитанности сотрудников правоохранительных органов и существующими традиционными, устаревшими подходами к решению этой задачи;
• наблюдается несоответствие уровня получаемых знаний сотрудниками правоохранительных органов требованиям практики и т.д.
Вышеназванные проблемы и противоречия находят наиболее зримое проявление в многообразных факторах и условиях, которые или благоприятно влияют на деятельность и результативность служебного коллектива, или оказывают на него неблагоприятное воздействие.
В различных главах учебника группа позитивных факторов и условий
в целом уже получила определенное освещение, однако представляется целесообразным изложить их в виде некоторой системы. 1.Нравственно-эстетические:
• обоснованность, объективность и справедливость кадровых решений, когда продвижение по службе, выдвижение на руководящую должность, представление к различного рода поощрениям происходит исключительно на основе морально-деловых качеств и реальных результатов труда сотрудника;
• создание благоприятных условий для профессионального, нравственного и культурного становления личности сотрудника;
• оказание моральной и профессиональной помощи вновь принятым членам коллектива для их скорейшей адаптации к требованиям службы;
I. Теоретические вопросы профессиональной этики
• творческий подход и необходимое ресурсное обеспечение при организации культурного досуга и отдыха сотрудников;
• эстетическое оформление служебных помещений и условий труда;
• внимательное отношение к традициям и ритуалам, повышающее престиж профессии, чувство гордости за членство в служебном коллективе.
2. Психолого-педагогические:
• благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
• соответствие уровня подготовки каждого сотрудника характеру его функциональных обязанностей;
• создание условий для постоянного служебно-профессиональ-ного и нравственно-культурного роста каждого сотрудника и коллектива в целом;
• установление отношений делового сотрудничества между начальниками и подчиненными при решении служебных задач;
• следование требованиям культуры общения в служебных и межличностных отношениях между сотрудниками;
• своевременное выявление отрицательных сторон в поведении отдельных сотрудников и корректировка их совместными усилиями руководства и членов коллектива;
• помощь коллектива в преодолении разрыва между самооценкой и реальными возможностями сотрудника;
• поощрение или наказание сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Социально-экономические:
• обеспечение уровня и качества жизни сотрудников и членов их семей в соответствии с занимаемой должностью;
• проявление внимания со стороны руководства и членов коллектива к бытовым условиям каждого сотрудника;
• своевременное оказание моральной и материальной помощи сотруднику, оказавшемуся в сложной ситуации.
4. Организационно-правовые и управленческие:
• обеспечение режима законности как по отношению к сотрудникам, так и в процессе исполнения ими функциональных обязанностей;
• индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками служебного коллектива как руководителей, так и работников воспитательного аппарата;
• создание условий для творческого развития каждого сотрудника;
• оптимальное сочетание демократических и авторитарных начал в руководстве коллективом;
8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 277
• научная обоснованность служебной нагрузки при выполне
нии конкретных видов работы из расчета на одного сотруд
ника, определяющая штатную численность службы или под
разделения.
Негативные факторы и условия, противодействующие стабильности и нормальному функционированию коллектива правоохранительных органов, можно разделить на следующие группы.