Различное в морали и праве 23 страница

Другое дело, в какой мере допустимы эти средства. В истории правоохранительной деятельности немало примеров, когда, и изле­чивая одну «болезнь», неумеренное употребление «лекарств» вызы­вало другую: желая оградить человека от преступной деятельности, ущемляли его личную свободу. Вот почему так важно верно опреде­лять меру допустимого поведения в каждой конкретной ситуации.

2. Нравственная допустимость устанавливает предел, границу, за которой начинается безнравственное. Критерием для определения этого предела являются не субъективные аргументы, а совокупность объективных условий. Поэтому, например, можно найти оправдания для следователя, в прямом и переносном смысле выколачивавшего в 1937 г. из подследственных необходимые для «дела» показания, но нельзя признать его действия нравственно допустимыми.

Разграничение оправданности и допустимости позволяет решить и проблему так называемого добродетельного обмана, к которому относится, в частности, дезинформация противника, легендирова-ние оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие сред­ства правоохранительной деятельности. Нередко на уровне обыден­ного сознания правда отождествляется с положительной нравствен­ной ценностью, а ложь — с отрицательной. Это имеет под собой основание, так как в подавляющем большинстве случаев положи­тельной оказывается правда.

Признание любого обмана аморальным восходит еще к Авгу­стину Блаженному и находит своих последователей на протяжении всей истории этической мысли1. Так, И. Кант считал ложь недопус­тимой, даже если это ложь во спасение. Но поскольку в ряде случа­ев обман все-таки признается необходимым, появляются различные

1 Лебедев А. Блаженный Августин и нравственные проблемы его эпохи // Духов­ный мир. М., 1994. № 1. С. 51-60.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

попытки оправдать добродетельный обман, считая его тем не менее аморальным. Однако подобное «оправдание» наносит больше вреда, чем признание добродетельного обмана положительным, поскольку позволяет оправдать любой обман, так как снимает границу между нравственным и безнравственным, границу допустимости обмана. К этому следует добавить, что и правда не всегда нравственна. Рас­крытие перед преступниками плана проводимой правоохранитель­ными органами операции вряд ли может получить положительную оценку.

Точно так же оценивается и умолчание. С одной стороны, госу­дарственная, следственная, врачебная тайна — это формы умолча­ния, имеющие положительное нравственное содержание. С другой стороны, умолчание о совершенном преступлении из-за желания «умыть руки», остаться в стороне осуждается моралью. Не случайно Бертольд Брехт говорил, что умывающие руки, как правило, умыва­ют их в крови. Так, о подготовке к захвату автобуса с заложниками в аэропорту Минеральных Вод, приведшему к человеческим жертвам, знали по меньшей мере пять человек, не имевших отношения к пре­ступлению, но никто из них не постарался предупредить его.

До недавнего времени от широкой общест­
венности тщательно скрывался факт использо­
вания правоохранительными органами неглас­
ных помощников, казалось бы, с благой це­
лью — не возбуждать в народе излишней
подозрительности. Но если защита безопасно­
сти личности и общества осуществляется в их
интересах, то они вправе знать, какими сред­
ствами достигается эта безопасность. Если же
эти средства скрываются, то вполне естествен­
но может возникнуть подозрение: либо они
Б. Брехт используются не по назначению, либо имеют-

ся иные средства, более гуманные и приемле­мые для общества, но не совсем удобные для правоохранительных органов. Если в действительности ни то, ни другое не верно, то нет оснований для сокрытия от общественности тех средств обеспече­ния безопасности, которые применяются для защиты интересов личности, общества и государства. Ссылки на то, что тем самым мы расшифруем эти средства перед преступниками, неуместны, по­скольку последние прекрасно осведомлены о них. Другое дело, если речь идет о конкретных формах и способах их применения. Здесь принцип конспирации должен действовать в полной мере. Поэтому закрепление в законе об оперативно-розыскной деятельности спе­циальных средств и условий их применения придает им не только правовую, но и нравственную основу.

7. Моральный выбор сотрудников правоохранительных органов 267

3. В содержании нравственно допустимого поведения очень важен психологический аспект. Он заключается в понимании человеком того, что в данных условиях именно такое поведение является един­ственно возможным, т.е. в наибольшей степени отвечающим требо­ваниям нравственности. Это позволяет человеку обрести уверен­ность в правильности своих действий и в то же время не дает ему возможности переступить черту, отделяющую допустимое поведение от недопустимого. Это не значит, что человек лишается угрызений совести, принося их в жертву рационализму. При нравственно до­пустимом поведении человек должен испытывать такие угрызения не за отступление от нормы-идеала вообще, а только в том случае, когда, имея возможность в данных условиях выбрать наиболее удовлетворяющий нравственным требованиям вариант поведения, выбрал другой, менее нравственный, но более отвечающий тем или иным его личным интересам и потребностям.

Не может быть какого-то единого правила, рецепта, руково­дствуясь которым, человек безошибочно определял бы единственно верный в данных условиях вариант поведения, но жизнь выработа­ла, хотя иногда и критикуемый, но тем не менее наиболее прием­лемый в подобных ситуациях, как уже указывалось выше, критерий «наименьшего зла». Невозможность выполнения моральной нормы-идеала в полном объеме в силу объективных обстоятельств, столк­новение норм при выборе варианта поведения приводят к необхо­димости взвешивания последствий выполнения разных норм, чтобы ущерб от невыполнения тех или иных норм был наименьший. В практическом плане это означает необходимость всесторонне взве­сить все последствия и принять решение, наиболее соответствую­щее принципам гуманизма и справедливости.

Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что сотрудник правоохранительных органов при принятии решения, когда прихо­дится руководствоваться нормами нравственности, должен пом­нить, что существуют два вида таких норм:

1) норма-идеал, на совокупности которых основывается вся клас­сическая этика и все простые принципы нравственности, в том числе и в бытовых, общеупотребительных формах (например, уже упоми­навшиеся «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй» и т.д.); нор­мы-идеалы являются как бы вершиной нравственных устремлений, идеальной целью нравственного воспитания, ориентирами нравст­венного выбора в обычных ситуациях;.

2) норма-мера, то есть норма, соизмеримая с конкретными усло­виями и возможностями той реальной ситуации, в которой сотрудник выполняет служебную задачу и которая показывает наиболее нрав­ственный вариант поведения, возможный с учетом тех реальных обстоятельств, при которых он действует.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

В «нижней части» нормы-меры, там, где она граничит с безнравст­венным, и находится сфера нравственной допустимости. В этой сфере норма-мера принимает форму нравственной антинормы, сохраняя при этом нравственную сущность, ибо в ее основе лежит добро, благо.

Такая «антинорма» действует только в экстремальных, специ­фических условиях и обозначает при принятии поведенческого решения нижнюю границу, перейдя которую, принятое решение становится однозначно безнравственным, какой бы социальной или служебной целесообразностью оно ни оправдывалось; деяние, совер­шенное на базе нравственной допустимости, определяется следую­щими критериями:

• причиняется наименьший ущерб;

• имеет наиболее благоприятные нравственные последствия, т.е. получает всеобщее одобрение;

• осуществляется соблюдение интересов наибольшего круга людей;

• соблюдается принцип разумной достаточности используемых средств.

Поясним сказанное примером (увы, в последнее время стано­вящимся банальным). Имеется в виду захват заложников. В тех слу­чаях, когда исчерпаны все иные возможности, сотрудники правоох­ранительных органов вынуждены применять оружие на поражение, т.е., попросту говоря, расстреливают преступников. С позиций нор­мы-идеала, убийство человека — наиболее тяжкое безнравственное деяние. Но в данном конкретном случае оно нравственно по сути своей.

Совершенно очевидно, что, поскольку в силу специфики слу­жебной деятельности сотруднику правоохранительных органов не­редко приходится работать в условиях, близких к нижней границе нормы-меры, ему следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, нравственного анализа ситуации для то­го, чтобы в каждом нетипичном случае, когда отсутствуют заданные стереотипы поведения, определить соответствие своих действий вышеуказанным критериям, для того, следовательно, чтобы они оставались в границах нравственной допустимости. Эта способ­ность, иными словами нравственная культура, нравственная воспи­танность сотрудника, должна быть его профессиональным качеством, позволяющим ему осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы в ней профессиональный интерес не утратил нравственные ориентиры, не выходил за пределы гуманистических ценностей, соответствовал бы общественному нравственному идеалу, но в то же время не был бы и ущемлен в угоду абстрактно, тем более ложно понимаемым нравственным ценностям и нормам.



.

Глава 7

Нравственные отношения

в служебном коллективе

правоохранительных органов

8.1. Понятие служебного коллектива и его основные профессионально -нравственные характеристики

Обязательным элементом любой социальной системы является, как известно, коллектив, выполняющий специфические, только ему от­веденные в данной структуре общественно значимые функции. Не являются исключением в системе органов государственного управ­ления и коллективы правоохранительных органов, которые отлича­ются многообразием и многоаспектностью. Принято считать, что в каждой из самостоятельных подсистем совокупной правоохрани­тельной системы первоначальную основу составляет трудовой кол­лектив на конкретном управленческом уровне с присущими для его членов нравственно-этическими, психолого-педагогическими и ины­ми свойствами личности. К их числу можно отнести повышенное чувство ответственности за выполнение профессионального долга, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма и сплочен­ности. Уровень их развития позволяет при минимальных ресурсных затратах достигнуть оптимального конечного результата, так как в условиях совместных действий при положительном моральном климате результативность деятельности всех членов коллектива за­метно возрастает.

В этой связи встает закономерно вопрос, любое ли собрание людей следует считать служебным коллективом. В научной литера­туре под служебным коллективом понимается специально сформиро­ванное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совмест­ной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении. В таком служебном коллективе играют важную роль различные личностные характеристики его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности. Другими словами, помимо



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

внешней среды функционирования такого коллектива большое зна­чение придается внутренним условиям его деятельности.

В служебных коллективах правоохранительных органов особенно ярко проявляется требование сочетания интересов отдельной лич­ности, самого коллектива и всего общества. Достижение названной задачи осуществляется различными мерами, например, постоянно происходящей перестройкой организационных структур правоохра­нительного органа — изменением, дополнением или сужением его основной функции, совершенствованием правовой основы деятель­ности, переподчинением его тому или иному ведомству.

Такие коллективы имеют единые организационно-правовые осно­вания для формирования и функционирования, а потому и названы служебными. Применительно же к правоохранительным органам каждый из таких коллективов отличается еще и самостоятельной атрибутикой, основной функцией, формами и видами взаимоотно­шений между сотрудниками, которые для данного коллектива яв­ляются обязательными и отличительными от других.

Названная атрибутика позволяет определить принадлежность сотрудников правоохранительных органов к отдельным самостоя­тельным службам с характерными для них служебными полномо­чиями и специфическими нравственно-этическими и психолого-педа­гогическими характеристиками. К таким характеристикам следует отнести:

• сложившуюся общезначимую в данном обществе систему цен­ностей, формирующую нравственно-этическую, психолого-пе­дагогическую и социально-правовую целостность коллектива;

• наличие единства целей всех членов данного служебного кол­лектива;

• постоянно реализуемые в деятельности служебного коллектива специальные принципы его организации и функционирования (законность, взаимодействие, координация, взаимопомощь);

• формирование и поддержание в служебном коллективе опре­деленного морального климата через выработку коллективного мнения, позитивного настроения, поддержание и пропаган-дирование героических поступков, требований соблюдения служебного долга и чести, боевого товарищества и братства, трудовых и боевых традиций, Присяги и уставов;

• научно обоснованное ресурсное обеспечение деятельности служебного коллектива.

Каждый служебный коллектив является постоянно и динамично изменяющимся социальным организмом, проходящим различные эта­пы и стадии организации, становления, развития и реорганизации.

Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 271

На каждом из таких этапов достигается соответствующий уровень развития, который определяется своими нравственно-этическими, психолого-педагогическими и организационными особенностями.

Каждый из названных элементов на различных этапах развития находит свое естественное и закономерное проявление, выделяется их очередность и создается определенная система приоритетов. Та­ким путем служебный коллектив достигает своей оптимальной ор­ганизационной структуры, а его члены морально-этического един­ства, т.е. создаются необходимые условия для совершенствования у членов коллектива профессиональных навыков и умений, высокой общей и профессиональной культуры.

Среди существующего многообразия иерархической организа­ции служебных коллективов в общей системе правоохранительных органов основным звеном являются первичные коллективы — это городские либо районные органы внутренних дел, уголовно-испол­нительные учреждения, районные суды, органы нотариата и адво­катуры и др., которые постоянно находятся в непосредственном общении с гражданами и правонарушителями. Они выполняют боль­шую по объему и зачастую непрестижную работу, что сказывается на их профессиональной детерминации. Естественно, что к сотрудни­кам таких коллективов должны предъявляться повышенные морально-этические требования в сочетании с индивидуальным подходом.

Служебные коллективы правоохранительных органов являются разновидностью различных государственных и общественных кол­лективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен отличаться высокой общей профессио­нальной культурой, повышенной организованностью и ответственно­стью за выполняемую работу, профессиональной компетентностью. Кроме того, особое место здесь принадлежит руководителю, который призван обеспечить выполнение профессиональных задач через реа­лизацию профессионально-нравственного потенциала коллектива.

Каждый вновь создаваемый служебный коллектив проходит в своем становлении несколько этапов и стадий, где нравственный компо­нент играет значительную роль.

1 этап — формирование коллектива. Известно, что деятельность руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. Но это происходит до того периода, ко­гда будут осознаны общезначимые цели, соотнесены мотивы и ин­тересы общества с интересами всего коллектива, т.е. когда произой­дет естественное сплачивание всех членов коллектива, признание коллективом формального и неформального лидера. Только тогда



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

каждый служебный коллектив конкретного правоохранительного органа достигает определенного уровня в своем развитии. Здесь про­являются четко выработанные устойчивые формы поведения, создают­ся традиции, осознаются и формируются определенные нравственные ценности (с годами такое положение становится устоявшимся, оно поддерживается большинством членов коллектива автоматически, без каких-либо ресурсных затрат и воспитательных воздействий). На этом этапе любое изменение, приводящее к существенным пре­образованиям в коллективе, — смена лидера, принятие на работу большого числа специалистов из других регионов с различным опы­том и стажем работы, уровнем профессионального образования и тому подобным, — может вызвать неприятие большинством его членов и привести к межличностным конфликтам.

При создании коллектива сотрудников правоохранительных ор­ганов характерны следующие особенности:

1. Повышенная общественная значимость целей и задач дея­тельности правоохранительных органов, где помимо высоких требований к профессиональной подготовке выдвигаются и повышен­ные требования к нравственным качествам личности.

2. Достаточно жесткие и детально регламентированные требова­ния к выполнению задач служебной деятельности каждым членом коллектива вне зависимости от занимаемой должности. Как правило, здесь преобладают формально закрепленные функциональные обя­занности с четко обозначенным порядком и условиями их испол­нения. Они базируются на обязательном выполнении требований всех существующих приказов и распоряжений, строгого соблюде­ния субординации и подчиненности, на детальной регламентации согласованности и взаимодействия между различными подразделе­ниями. При этом зачастую вновь принимаемые приказы бывают не в полной степени согласованы с уже существующими, что порождает определенные противоречия при их исполнении. Это, естественно, сказывается на межличностных отношениях между членами коллек­тива и приводит к конфликтным ситуациям при реализации приня­тых решений.

3. Определенная «закрытость» многих направлений деятельности правоохранительных органов в силу выполнения ими специфиче­ских функций, порождает определенное противоречие, поскольку, с одной стороны, необходимо обеспечивать соблюдение конституци­онных прав и свобод личности при достаточной информированно­сти населения, а с другой — необходимо соблюдать государствен­ную, служебную и иную тайну.

4. Выполнение наибольшего объема служебных задач осуществ­ляется преимущественно низовыми звеньями служебного коллектива.

Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 273

Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мне­ниями между его членами, на основе сложившихся традиций и обычаев, помимо существующей нормативной базы. Естественно, в этом случае наиболее ярко проявляются требования взаимовыручки и взаимопомощи сотрудников между собой, доверительности отно­шений, чувства сотоварищества и другие нравственные требования.

II этап — стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива.

/7/ этап — нахождение оптимального сочетания служебного долга и личных интересов членов служебного коллектива.

IV этап — максимальное сочетание требований службы и лич­ных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и нормативно-правовых требований к выполнению служебных обязанностей.

По устоявшейся в научной литературе точке зрения, служебный коллектив в своем развитии на каждом этапе проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессио­нально-нравственного развития его членов.

Первая стадия — стадия формирования, на которой руководи­тель формулирует свои основные цели и требования, определяет задачи, порядок и последовательность работы, место каждого члена, формы и виды взаимодействия членов коллектива, их ресурсное обеспечение. Здесь особенно заметны различные интересы и нрав­ственные установки членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэто­му на этой стадии, как правило, преобладают жесткие требования правового регулирования, авторитарный стиль управления и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. Последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные члены коллектива начинают поддерживать руководи­теля, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную часть коллектива.

Вторая стадия — стадия разделения или дифференцирования коллектива. Здесь наиболее четко выделяются инициативные, добро­совестные, творчески настроенные на работу лица (актив) и группа, активно противодействующая им. В число последней обычно входят лица, склонные к нарушению дисциплины труда, халатно относя­щиеся к выполнению служебных обязанностей, нравственно де­формированные, имеющие пагубные пристрастия к чему-либо.



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

Третья стадия — стадия соединения и синтеза интересов подав­ляющего большинства членов коллектива. На этой стадии устанав­ливаются отношения подлинного товарищества, содружества, взаи­мопомощи и взаимовыручки, максимально активизируется роль общественных организаций и движений. К руководителю со сторо­ны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, а его негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов.

Четвертая стадия — стадия достижения целостного уровня раз­вития коллектива. Такой коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости, порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение прояв­ления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководи­телю со стороны коллектива предъявляются определенные требова­ния, и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции, обычаи, ритуалы и становятся менее жест­кими отношения, закрепленные нормативными актами. Точнее ска­зать, проявление таких отношений начинает как бы уходить в тень, и их замещают нравственно-этические нормы.

Только достигнув наивысшего уровня развития, служебный кол­лектив начинает выполнять следующие общественно-значимые функции:

• социально-политическую ~ формирование у членов коллекти­ва определенных идеологических установок, уважительного отношения к органам и атрибутике государственной власти, трудовой активности, творческого отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к профессии сотрудника право­охранительных органов;

• нравственно-педагогическую (воспитательную) — развитие оп­ределенного уровня знаний, навыков, умений, высокой об­щей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, чувства ответственности и гордости за выполняемую работу, искоренение устаревших моральных взглядов, своекорыстия, эгоизма и т.д.

8.2. Нравственные факторы и условия

эффективной деятельности служебных коллективов

правоохранительных органов

В ведомственных приказах правоохранительных органов неоднократ­но отмечалось, что для нормального функционирования служебного коллектива надлежит уделять пристальное внимание профессио-

8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 275

нальному, правовому и нравственно-эстетическому воспитанию лич­ного состава в духе строжайшего соблюдения законности и дисцип­лины, формирования здорового морально-психологического климата, изыскания резервов по улучшению условий труда, быта и досуга личного состава как объективных предпосылок укрепления законно­сти и служебной дисциплины. Выполнение этих требований ослож­няется рядом проблем и противоречий, проявившихся в последнее время:

• произошла деидеологизация общественной жизни, радикаль­ная смена идеалов и приоритетов, резкое понижение роли воспитательных аппаратов и качества их работы;

• изменились ценностные ориентации руководителей правоох­ранительных органов и личного состава;

• стал иным культурный и нравственный облик молодежи, по­ступающей на службу в органы правоохраны;

• обострились противоречия между необходимостью подготовки высококультурных, обладающих должным уровнем нравствен­ной и правовой воспитанности сотрудников правоохранитель­ных органов и существующими традиционными, устаревшими подходами к решению этой задачи;

• наблюдается несоответствие уровня получаемых знаний со­трудниками правоохранительных органов требованиям прак­тики и т.д.

Вышеназванные проблемы и противоречия находят наиболее зримое проявление в многообразных факторах и условиях, кото­рые или благоприятно влияют на деятельность и результативность служебного коллектива, или оказывают на него неблагоприятное воздействие.

В различных главах учебника группа позитивных факторов и условий

в целом уже получила определенное освещение, однако представля­ется целесообразным изложить их в виде некоторой системы. 1.Нравственно-эстетические:

• обоснованность, объективность и справедливость кадровых решений, когда продвижение по службе, выдвижение на руко­водящую должность, представление к различного рода поощ­рениям происходит исключительно на основе морально-дело­вых качеств и реальных результатов труда сотрудника;

• создание благоприятных условий для профессионального, нрав­ственного и культурного становления личности сотрудника;

• оказание моральной и профессиональной помощи вновь при­нятым членам коллектива для их скорейшей адаптации к тре­бованиям службы;



I. Теоретические вопросы профессиональной этики

• творческий подход и необходимое ресурсное обеспечение при организации культурного досуга и отдыха сотрудников;

• эстетическое оформление служебных помещений и условий труда;

• внимательное отношение к традициям и ритуалам, повышаю­щее престиж профессии, чувство гордости за членство в слу­жебном коллективе.

2. Психолого-педагогические:

• благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

• соответствие уровня подготовки каждого сотрудника характеру его функциональных обязанностей;

• создание условий для постоянного служебно-профессиональ-ного и нравственно-культурного роста каждого сотрудника и коллектива в целом;

• установление отношений делового сотрудничества между на­чальниками и подчиненными при решении служебных задач;

• следование требованиям культуры общения в служебных и межличностных отношениях между сотрудниками;

• своевременное выявление отрицательных сторон в поведении отдельных сотрудников и корректировка их совместными усилиями руководства и членов коллектива;

• помощь коллектива в преодолении разрыва между самооцен­кой и реальными возможностями сотрудника;

• поощрение или наказание сотрудников с учетом их индиви­дуальных особенностей.

3. Социально-экономические:

• обеспечение уровня и качества жизни сотрудников и членов их семей в соответствии с занимаемой должностью;

• проявление внимания со стороны руководства и членов кол­лектива к бытовым условиям каждого сотрудника;

• своевременное оказание моральной и материальной помощи сотруднику, оказавшемуся в сложной ситуации.

4. Организационно-правовые и управленческие:

• обеспечение режима законности как по отношению к сотруд­никам, так и в процессе исполнения ими функциональных обязанностей;

• индивидуально-воспитательная работа с сотрудниками служеб­ного коллектива как руководителей, так и работников воспи­тательного аппарата;

• создание условий для творческого развития каждого сотрудника;

• оптимальное сочетание демократических и авторитарных на­чал в руководстве коллективом;

8. Нравственные отношения в коллективе правоохранительных органов 277

• научная обоснованность служебной нагрузки при выполне­
нии конкретных видов работы из расчета на одного сотруд­
ника, определяющая штатную численность службы или под­
разделения.

Негативные факторы и условия, противодействующие стабильности и нормальному функционированию коллектива правоохранитель­ных органов, можно разделить на следующие группы.

Наши рекомендации