Радел 4. Педагогическая психология
Тема 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
Семинар 1.
Цель: актуализировать и систематизировать знания о педагогической психологии как области психологического знания.
1. Основные этапы становления отечественной педагогической психологии.
2. Предмет, задачи, проблемы педагогической психологии.
3. Структура педагогической психологии и ее связь с другими науками.
4. Методы исследования в педагогической психологии.
5. Анализ основных категорий педагогической психологии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Аснин В. И. Об условиях надежности психолого-педагогического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М., 1980.—С. 220—228.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. С. 37-47. Гл. 1. Педагогика и психология.
3. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М., 1980.—С. 6—8.
2. Составьте аннотации следующих работ:
- Каптерев П.Ф. Образовательный процесс – его психология // Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1982. С. 340-435.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И. Пискунова и др. – М., 1974. – Т. 1. – С. 229-547.
3. Подготовьте доклады по темам:
- К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической психологии.
- Основные положения педагогической психологии как науки в трудах П.Ф. Каптерева.
- Психолого- педагогические идеи (по выбору: Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, И. Гербарта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) и их актуальность в наше время.
Контрольные вопросы:
- Когда возникла педагогическая психология?
- Кто из отечественных ученых является автором термина «педагогическая психология»?
- Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории?
- Какие методы являются основными в педагогической психологии?
- Чем отличается естественный эксперимент от наблюдения?
- В чем отличие основных видов научения?
Литература:
- Божович Л.И. Педагогическая психология // Педагогическая энциклопедия: В 2 т.- М., 1999. Т.2 С. 124.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001. С. 7-40.
- Казанская В.Г. Педагогическая психология – Спб.,2003. С. 10-86.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.,1972.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 /Под ред. М.В. Гамезо.- М.,1982. Гл.XX.
- Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1981.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология – Ростов н/Д., 2000. С. 7-30.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 17-26.
Тема 2. Психологическая сущность и структура процесса учения.
Семинар 2.
Цель:систематизировать знания об учебной деятельности учащихся и ее психологической структуре.
1. Учебная деятельность и ее структура.
2. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.
3. Проблемы формирования мотивации учения.
4. Ученик как субъект учебной деятельности.
5. Психологический смысл учебной оценки и отметки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 78-83.
2. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятельность как предмет педагогического исследования // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981, с. 88-93.
3. Прангишвили А.С. Учение и установка //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 101-107.
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.,1989. с. 240
2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. с. 192.
3. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М., 1981. с. 96
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности.
2. Сравнительный анализ теорий овладения школьными научными понятиями в процессе учения.
3. Психолого-педагогическая характеристика усвоения знаний и формирования личности школьника.
4. Формирование у школьников ответственного отношения к учению.
Контрольные вопросы:
1. Что такое учебная деятельность?
2. В каком соотношении находятся понятия «мотив» и «мотивация»?
3. Какие виды мотивов учебной деятельности вы знаете?
4. Чем отличаются понятия «оценка» и «отметка»?
5. Перечислите возможные причины неуспеваемости.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. Ч.3, гл. 3, Ч. 4.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2000. С. 68-99.
3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 56-93.
4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981
5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – Спб, 2000.
6. Занюк С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг.- Киев, 2001.