Радел 4. Педагогическая психология

Тема 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

Семинар 1.

Цель: актуализировать и систематизировать знания о педагогической психологии как области психологического знания.

1. Основные этапы становления отечественной педагогической психологии.

2. Предмет, задачи, проблемы педагогической психологии.

3. Структура педагогической психологии и ее связь с другими науками.

4. Методы исследования в педагогической психологии.

5. Анализ основных категорий педагогической психологии.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Аснин В. И. Об условиях надежности психолого-педагогического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М., 1980.—С. 220—228.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. С. 37-47. Гл. 1. Педагогика и психология.

3. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте Работы советских авторов периода 1918-1945 гг. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М., 1980.—С. 6—8.

2. Составьте аннотации следующих работ:

  1. Каптерев П.Ф. Образовательный процесс – его психология // Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1982. С. 340-435.
  2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И. Пискунова и др. – М., 1974. – Т. 1. – С. 229-547.

3. Подготовьте доклады по темам:

  1. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической психологии.
  2. Основные положения педагогической психологии как науки в трудах П.Ф. Каптерева.
  3. Психолого- педагогические идеи (по выбору: Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, И. Гербарта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) и их актуальность в наше время.

Контрольные вопросы:

  1. Когда возникла педагогическая психология?
  2. Кто из отечественных ученых является автором термина «педагогическая психология»?
  3. Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории?
  4. Какие методы являются основными в педагогической психологии?
  5. Чем отличается естественный эксперимент от наблюдения?
  6. В чем отличие основных видов научения?

Литература:

  1. Божович Л.И. Педагогическая психология // Педагогическая энциклопедия: В 2 т.- М., 1999. Т.2 С. 124.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001. С. 7-40.
  5. Казанская В.Г. Педагогическая психология – Спб.,2003. С. 10-86.
  6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.,1972.
  7. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 /Под ред. М.В. Гамезо.- М.,1982. Гл.XX.
  8. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1981.
  9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология – Ростов н/Д., 2000. С. 7-30.
  10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 17-26.

Тема 2. Психологическая сущность и структура процесса учения.

Семинар 2.

Цель:систематизировать знания об учебной деятельности учащихся и ее психологической структуре.

1. Учебная деятельность и ее структура.

2. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.

3. Проблемы формирования мотивации учения.

4. Ученик как субъект учебной деятельности.

5. Психологический смысл учебной оценки и отметки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 78-83.

2. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятельность как предмет педагогического исследования // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981, с. 88-93.

3. Прангишвили А.С. Учение и установка //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981. С. 101-107.

2. Составьте аннотации следующих работ:

1. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.,1989. с. 240

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. с. 192.

3. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М., 1981. с. 96

3. Подготовьте доклады по темам:

1. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности.

2. Сравнительный анализ теорий овладения школьными научными понятиями в процессе учения.

3. Психолого-педагогическая характеристика усвоения знаний и формирования личности школьника.

4. Формирование у школьников ответственного отношения к учению.

Контрольные вопросы:

1. Что такое учебная деятельность?

2. В каком соотношении находятся понятия «мотив» и «мотивация»?

3. Какие виды мотивов учебной деятельности вы знаете?

4. Чем отличаются понятия «оценка» и «отметка»?

5. Перечислите возможные причины неуспеваемости.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001. Ч.3, гл. 3, Ч. 4.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д., 2000. С. 68-99.

3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999. С. 56-93.

4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильсова, В.Я. Ляудис. – М.,1981

5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – Спб, 2000.

6. Занюк С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг.- Киев, 2001.

Наши рекомендации