Общая характеристика деятельности. Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего
Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего мира и самого деятеля.
Достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы убедиться: окружающий нас мир – это действительность, вызванная жизнедеятельностью людей. Огромные мегаполисы и крошечные деревеньки, многоэтажные дома и роскошные особняки, летящий в небе самолет и плавно катящиеся по улице троллейбусы, ручка, которой пишутся эти строки, и компьютер, с помощью которого набирается этот текст, да и сама бумага, и книга, созданная в результате усилий многих людей – все это человеческая деятельность. Даже сам акт чтения вами, уважаемый студент, вникания в смысл этих слов, – все это тоже человеческая деятельность – деятельность, в результате которой воспроизводится человеческий тип жизни. Тип существования, в котором люди воспроизводят свою психологию, свою культуру, свой образ бытия.
Отличительными чертами человеческой деятельности являются следующие.
Во-первых, все виды человеческой деятельности социально детерминированы, т.е. вызваны к жизни потребностями людей как членов человеческого сообщества. Иными словами, деятельность есть общественный продукт. Ее результаты становятся достоянием тем большего количества людей, чем они значимы и востребованы.
Во-вторых, человеческая деятельность существует как объективная деятельность по отношению к людям. Вновь и вновь меняющиеся поколения людей, осваивая созданные до них способы бытия именно благодаря тому, что продолжают деятельность прошлых поколений.
В-третьих, человеческая деятельность как бы «отбирает» для себя людей, наиболее пригодных для той или иной ее разновидности. Так, одним людям легко даются системные построения, проектирование, аналитика, и из них получаются отличные экономисты, инженеры, конструкторы. Другим легко дается тот или иной вид искусства, и они «встраиваются» в театральную деятельность, в деятельность живописную или певческую. Это явление именуется «профессиональным тропизмом»; т.е. влечением к определенным разновидностям деятельности.
В-четвертых, человеческая деятельность обладает огромным побудительным потенциалом, т.к. формируемый в процессе деятельности образ цели (желаемый результат), сам процесс осуществления и потребность, удовлетворяя которую человек приступает к деятельности, образует настолько мощные силовое поле, что, начав деятельность, человек не может ее прекратить, пока не добьется намеченной цели. Если же в силу каких-либо причин, деятельность прервалась, человек испытывает при этом значительный дискомфорт (стресс, фрустрацию). И это настолько типично, что явления «непрерываемого действия» описывается в психологии как одно из патопсихологических переживаний.
Значение деятельности для человека в отдельности и для человечества в целом настолько велико, что все обучение новых поколений посвящено, в сущности, овладению ими требуемыми для жизни деятельностями. А человечество, именно благодаря своей деятельности, ее продуктности и продуктивности, было названо великим русским ученым В.И. Вернадским отдельной геологической силой планеты - такой же, как океан, воздушные массы и различные виды биосферы.
Таким образом, деятельность является синтезом сознательного и психического. Это – одновременно и психосоциальное явление, и научная категория, т.е. предельно широкое научное понятие, объем и содержание которого в психологии имеет четко очерченные границы. Рассмотрим психологическое содержание деятельности.
Психологическое содержание деятельности
Психологическое содержание деятельности описывается следующей последовательностью понятий: потребность, мотив, цель, орудие, инструменты, способ действия, степень самостоятельностии значимость результата.
Потребность – это нужда, переживаемая человеком как жизненная необходимость. Без удовлетворения которой не может существовать либо организм, либо социальное Я; т.е. личность. Организмические потребностями называются биологическими или витальными («био» - жизнь по-гречески, «вита» - жизнь по-латыни), а потребности личности бывают психологические, социокультурные и духовные (аксиологические). Биологические потребности – это потребность в еде, во сне, в питье, в сексе, в материнском поведении. Социокультурные потребности – это воспитанные потребности в социальной безопасности, в самоуважении и уважении других, в соблюдении социальных норм, обычаев и ритуалов. Духовные потребности (ценностные) – это потребности в переживании высоких чувств, относящихся к праксической, эстетической, этической, интеллектуальной религиозной деятельности.
Потребности сами по себе не инициируют деятельность человека. Они активизируют желания, хотения, намерения, однако непосредственным импульсом к деятельности выступает эмоциональное проявление потребности, осознаваемое как интерес.Интерес порождает такое потребностное состояние, которое вызывает импульс, побуждение к действию, как только уровень возбуждения мозговых центров, отвечающих за активацию мозга (это гипоталамус, центры удовольствия или боли и др.) достигает такого уровня, при котором активируются требуемые для данной деятельности психические процессы и состояния.
Как уже подчеркивалось, самой по себе потребности недостаточно для побуждения к деятельности и, тем более, для объяснения всего ее разнообразия, особенно если учесть, что здоровый человек активен всегда. Что же еще выступает побуждением к действию, тем более, когда деятельность носит длительный целенаправленный характер?
Такой важнейшей побудительной причиной выступает мотив. Мотив – это совокупность, сочетание потребностей, соображений, влечений и намерений, приобретающих вид ценностного предпочтения, склоняющего человека к определенным действиям и активизирующим эти действия столько, сколько надо для достижения желаемого результата (цели). При этом цель обычно выступает в двух основных формах: как образ желаемого результата, который мотивирует его достижение и как способ осуществления деятельности, при котором мотивирует человека сам процесс деятельности. Так бывает, например, в игре или когда человек настолько увлекается самим осуществлением задуманного, что удовольствие от процесса выступает самостоятельным ценностным предпочтением.
В этом отношении в ощущении деятельности выделяют два состояния: целевое и парацелевое. Если вы хотите узнать, в каком состоянии находитесь в данный момент, просто задайте себе вопрос: „Хочу ли я, чтобы данная деятельность завершилась, как только цель будет достигнута?“ Если ответ „да“ – вас мотивирует представление о результате. Если ответ „нет“, вас мотивирует сам процесс, т.е. удовольствие от него.
В этом случае большое значение приобретает способ действия, т.е. стиль деятельности. Способ деятельности сам может иметь мотивообразующий характер. Например, для целевого состояния характерен серьезный мотивационный стиль: составление плана, прогнозирование результата, контроль за совпадением намеченного и достигнутого. Для парацелевого состояния характерен игривый мотивационный стиль: получение удовольствия от занятия, от спонтанности в данном процессе. Способ действия может отличатся эстетическими и этическими параметрами: быть честным или нечестным, красивым или безобразным и т.п.
Никакая деятельность невозможна без применения орудий, т.е. средств ее осуществления. Выработка орудий и овладение ими вообще есть важнейшее условие становления человеческой деятельности и человека вместе с ней. Орудие – это предмет, которым человек опосредствует свою деятельность. Простейшими орудиями в истории становления были палка, камень, с помощью которых древние люди высекали огонь, защищали себя и т.п. Как только орудие усовершенствуется настолько, что начинает нести в себе логику осуществления деятельности, оно получает статус инструмента. Инструмент – это специализированное орудие, предназначенное для выполнения определенных действий. Например, ложка, гаечный ключ, лопата, топор и т.д. Чем сложнее логика деятельности, воплощенная в инструменте, тем сложнее его устройство, но специализация инструмента нерушима. Компьютер бесконечно сложнее отвертки, но им невозможно отвернуть винт.
Мастерство осуществления деятельности предполагает прежде всего овладение способами действий и инструментарием. Пока человек не умеет пользоваться соответствующими инструментами, т.е. пока он дилетант, он может использовать даже очень сложные инструменты только как простейшие орудия. Например, рояль – как подставку для книг, компьютер – как пресс при склеивании картона и т.п.
Чрезвычайно важной психологической характеристикой деятельности является степень самостоятельности самого деятеля. Если деятель сам ставит цели деятельности, движим не внешними, а внутренними побуждениями и мастерски владеет способами действий и инструментарием, он является субъектом деятельности, т.е. ее автором. Если же человек осуществляет деятельность по замыслу и под руководством других людей, то даже при условии мастерского владения способами действий и инструментами, он выступает не как субъект деятельности, не как автор, а как исполнитель, т.е. агент. Можно считать, что в таком случае один человек выступает орудием или инструментом в деятельности других людей.
Так часто происходит в искусстве, где исполнительская деятельность попросту выделяется в качестве самостоятельного мастерства. Например, композитор написал пьесу для фортепиано, а специально подготовленные музыканты-исполнители ее исполняют.
В сложных видах деятельности, например, в творческой (созидательной, креативной) деятельности, в итоге которой человек создает продукт, имеющий безусловно важную социальную и духовную ценность – в поэзии, музыке, математике, живописи и др., у человека в процессе осуществления деятельности возникает особое психическое состояние – вдохновение. Это своеобразный экстаз творчества, необычность и интенсивность которого вызывает у деятеля чрезвычайно интересную иллюзию самовосприятия: человеку кажется, что он выступает не творцом, а лишь инструментом в руках подлинного творца, которым может быть Бог, язык (если это поэт), музыка (если это композитор) и т.д. Эти иллюзии самовосприятия творческих людей, по-видимому, выполняют важную функцию – освобождают творца от избытка субъективизма и позволяют полнее и глубже погрузиться в логику самого творчества.
Если в итоге деятельности человек-творец создает исключительные по значимости продукты (идеи, научные открытия, художественные полотна и другие произведения искусства, совершенные технические инструменты и т.п.), эти вершины человеческой деятельности становятся достоянием последующих поколений людей, выполняя роль эталонов, образцов, на которые равняются вновь появляющиеся на Земле люди. Так осуществляется культурное развитие человечества. Вместе с тем, для каждого из нас огромное значение могут иметь и наши собственные достижения: красивые любительские снимки, построенный собственными руками и прилаженный к дереву скворечник, выращенное дерево, рисунок нашего ребенка, красиво убранное жилище и т.д. Все это – результат нашего творческого самовыражения. А, значит, нашего способа постижения мира и утверждения себя в мире. Деятельность, таким образом, есть важнейшая психосоциальная функция человека, важнейшее предназначение человека в мире.