Общая характеристика характера

Характер – это совокупность индивидуально-психологических и типологических свойств человека, обусловливающих устойчивые способы реагирования человека на обстоятельства жизни и систему отношений к себе, к другим людям, к деятельности и вещам.

Устойчивые формы поведения составляют черты характера. Кто-то отличается пессимизмом, а кто-то оптимист. Кто-то трудолюбив и щедр, а кто-то ленив и жаден. Кто-то бережно относится к своим вещам, а кто-то неаккуратен и безответственен. Один – внимателен и заботлив, а другой – беспечен и рассеян. Все это – различные черты характера, совокупность которых и характеризует характер как совокупность устойчивых способов поведения человека.

Само слово «характер» греческого происхождения. В переводе оно означает: «чеканка», «отпечаток», «примета». Характер – это комплекс психических свойств человека, который дает ответ на вопрос: как он делает то, что делает. Характер придает тем или иным психическим процессам и состояниям различную форму, образуя рисунок поведения человека. Воля – сильная или слабая – проявляется в решительности или нерешительности. Эмоциональные состояния, присущие человеку, закрепляются за такими чертами характера как жизнерадостность или мрачность. Уровень развития интеллекта влияет на такие черты характера как, например, великодушие или злопамятность, остроумие или обидчивость. Проявления характера являются комплексными образованиями, сочетающими в себе как природные, так и приобретенные, выученные формы поведения.

Свойства нервной системы человека и тип телосложения, определяющие темперамент, составляют физиологическую основу характера. Научно доказано, что расстройства в деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной и гормональной системах человека влияют на проявления его характера. Точно так же научно доказано, что врожденные свойства человека, такие как конституциональный тип и тип ВНД, образуют природную основу характера, т.е. набор устойчивых форм поведения, базирующихся на темпераменте человека и свойствах его нервной системы (уравновешенности – неуравновешенности, силе или слабости нервных процессов).

Таким образом, характер – это сплав природных качеств человека с выученными и закрепленными в виде временных нервных связей в коре головного мозга привычными формами поведения.

Этот синтез врожденного и приобретенного во много определяется уровнем интеллектуального развития человека и его самоотношением. Люди с высоким интеллектом, с развитыми высшими чувствами и волей способны усовершенствовать свой характер, даже вопреки, скажем, врожденной слабости нервной системы или типу телосложения. Люди с невысоким интеллектом в полном смысле этого слова могут являться продуктом окружающей среды и собственного темперамента. Так, исследования показывают, что импульсивные дети с невысоким интеллектом легко попадают в число правонарушителей и преступников, если они находятся в неблагоприятном социальном окружении. В то же время биографии многих выдающихся людей доказывают, что ребенок с высоким интеллектом способен преодолеть неблагоприятное окружение и собственную природную типологию, возвысившись до высоких образцов силы и красоты человеческого характера (см. биографию А.П.Чехова, Г.Уэллса, И.Я.Франко, Дж.Конрада, И.И.Сикорского и мн. др.).

Характер человека проявляется не только в его поступках и эмоциональных реакциях, но и в мимике, жестах, речи. Иными словами, характер выражаетсяво всем облике человека. Вот почему при наличии житейского опыта и наблюдательности можно довольно легко определить характер человека, просто понаблюдав за ним некоторое время. Известно, что люди, принадлежащие к типу профессий «человек – человек», особенно если разновидность профессии связана с непосредственным получением денежной платы за услуги отличаются повышенной, иногда даже изощренной наблюдательностью: таксисты, официанты, продавцы, гадалки.

Ведь характер накладывает отпечаток на весь внешний облик человека. Замечательно о выразительных признаках характера писал украинский педагог В.А.Сухомлинский. «Если внутренне духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят. Привычка лгать, лицемерить, пустословить постепенно создает блуждающий взгляд. Подхалимство, угодничество не только придают выражение подобострастия глазам, лицу, но откладывают отпечаток на все тело, зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не оценят», - все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты».

Характер человека не только формируется при жизни. Он и влияет на жизнь. Недаром известная русская поговорка гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Люди с глубоким, цельным, жизнерадостным и стойким характером представляют собой социальную ценность. Они отличаются ответственностью, заботливым и сердечным отношением к людям. Именно на таких людях держится семья, производство и государство.

Структура характера

Структура характера – это устойчивая и закономерная система зависимостей между его отдельными чертами: стержневыми и поверхностными, устойчивыми и ситуационными, основными и второстепенными.

Разбираться в структуре характера очень важно, поскольку внешние черты поведения человека могут маскировать основные стержневые свойства характера. Так, например, жадный и расчетливый человек, чтобы в нужной ситуации произвести впечатление щедрого, может сорить деньгами, человек трусливый может вести себя в конкретной ситуации нагло, а скромный – развязно. Чтобы не впасть в заблуждение относительно истинного характера человека, следует разобраться в том, что собой представляет его структура.

В современной психологии существуют различные подходы к определению структуры характера: менее формализованные и более формализованные. Менее формализованные – это описание черт характера на основе базисной системы отношений. При этом классификация черт характера выстраивается, во-первых, по тому, как человек относится к людям в целом: тактичен или груб, правдив или лжив, общителен или замкнут и т.п. Во-вторых, значение придается тому, как человек относится к себе: любит ли себя чрезмерно или, наоборот, презирает, эгоистичен или скромен, обладает ли чувством собственного достоинства или принижен, уверен в себе или недооценивает себя и т.п. В-третьих, для структуры характера важно то, как человек относится к делу: добросовестен и исполнителен или безответственен и ненадежен, серьезен и пунктуален или несерьезен и расхлябан и т.п. И, наконец, четвертая направляющая в характере – отношение человека к вещам: аккуратен ли и бережлив или неаккуратен и нерадив, заботлив или безалаберен и т.п.

Примером более формализованного описания структуры характера может служить 16-ти факторная модель черт характера, полученная в результате многолетних исследований американского психолога Раймонда Кэттэлла. Он выделил одиннадцать черт характера на основании обобщения многообразных оценок людьми друг друга, а пять – на основании обобщения самооценок.

Согласно Р. Кэттэллу, основныечерты характера, отражающие его структуру, включают следующие переменные:

А – сдержанность – экспансивность

В – обучаемость высокая – низкая

С – эмоциональная стабильность – нестабильность

Е – склонность подчиняться или доминировать

F – серьезность или легкомысленность

G – решительный – вдумчивый

Н – пробивной – застенчивый

I – «толстокожий» - чувствительный

L – доверчивый – подозрительный

М – практичный – мечтательный

N – искушенный – наивный

Дополнительные черты следующие:

Q – самоуверенный – боязливый

Q1 – консервативный – радикальный

Q2 – самодостаточный – конформный

Q3 – выдержанный – невыдержанный

Q4 – спокойный – напряженный

Указанные черты характера (по Р. Кэттэллу) собраны в так называемый 16-ти факторный личностный опросник Кэттэлла, в котором каждая из указанных шкал отражает степень выраженности черт характера согласно величине ее проявления. Поэтому указанные наименования антиномичны, т.е. даны в двойном предъявлении: серьезный – легкомысленный, сдержанный – экспансивный и т.д.

Структура черт характера по Р. Кэттэллу – одна из самых известных.

Кроме этой системы оценивания структуры характера, существуют и другие системы. Например, система английского психолога Ганса Айзенка, который в основу описания структуры характера положил сочетание четырех психологических свойств темперамента: интроверсия – экстраверсия и устойчивость – неустойчивость. При этом, по Г. Айзенку, структура характера имеет следующий вид:

Интроверсия
пассивный сдержанный
заботливый пессимистичный
раздумчивый ригидный
надежный спокойный Устойчивость руководящий беззаботный разговорчивый общительный экспансивный тревожный вспыльчивый Неустойчивость агрессивный обидчивый импульсивный оптимистичный активный
   
Экстраверсия

В психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда структура черт характера основывается на четырех основных стадиях психосексуального развития. Согласно психоаналитической трактовке, индивид проходит четыре основные стадии психосексуального развития, содержание которых определяется основным источником удовольствия для организма. Однако если благополучное прохождение стадии развития не произошло и индивид как бы «застрял» на ней, происходит то, что З.Фрейд назвал «фиксацией». Вот именно «фиксация» индивида на той или иной стадии психосексуального развития и формирует структуру характера в психоаналитической интерпретации. Первую стадиюпсихосексуального развития З.Фрейд назвал «оральной», отнеся ее к периоду от рождения до истечения первого года жизни, когда именно рот является источником основных взаимодействий младенца с окружающим миром. Соответственно, если индивид «застревает» на этой стадии, т.е. происходит «оральная фиксация», у него формируется «оральный характер». Такие люди, по З.Фрейду, любят есть, пить, курить, злословить. Вторая стадия – стадия приучения ребенка к самостоятельному пользованию горшком – от второго года жизни до третьего – называется «анальной». Если произошла фиксация на «анальной» стадии, у человека формируются следующие черты характера: жадность или чрезмерная щедрость, аккуратность или выраженная расхлябанность, любовь к правилам либо подчеркнутое свободолюбие.

«Застревание» или «фиксация» происходит тогда, когда родительское поведение акцентирует значимость данной стадии для ребенка. Например, чрезмерное внимание к сосанию пальца или к правильному пользованию горшком может сенсибилизировать ребенка и закрепить значимость данной стадии.

Третья стадия, фаллическая, связана с первичным интересом ребенка к своим половым органам и актуализируется в возрасте с трех до шести лет. Это период, существенный для формирования психологической половой идентификации. Согласно З.Фрейду, фиксация на данной стадии приводит у мальчиков к формированию «Эдипова комплекса», а у девочек – «комплекса Электры», в основе которых лежит ревность к родителю такого же пола и разрешение этого конфликта путем отождествления с однополым родителем. «Фаллическая» фиксация формирует ярко выраженную маскулинность или феминность в структуре характера мужчин и женщин. Иными словами, подчеркнутая, гипертрофированная «мужественность», как и гипертрофированная «женственность» являются следствием фиксации на фаллической стадии психосексуального развития.

Таким образом, «структура характера» есть определенное научное понятие, содержание и объем которого зависит от соответствующей научной концепции.

Крайнее проявление тех или иных черт характера носит наименование «акцентуации характера». Наиболее известна в психологии типология акцентуации характера немецкого психиатра Карла Леонгард. К. Леонгарда выделял следующие типы акцентуации: интровертный тип, для которого свойственна замкнутость, уход в себя; экстравертный тип, которому присущи экспансивность, непостоянство, экспрессивность; неуправляемый тип – импульсивный, нетерпимый, конфликтный; демонстративный тип – эгоцентричный, хвастливый, склонный к позерству; застревающий тип – злопамятный, мелочный, придирчивый; сензитивный – пугливый, застенчивый, тревожный; маниакальный – возбужденный, увлекающийся, энтузиаст, а также шизоидный – парадоксальный, странный, причудливый. Все эти акцентуации характера определяют своеобразные рисунки поведения человека. Однако не сами по себе, а в зависимости от главного компонента в структуре характера: направленности и системы убеждений. Направленность – это ведущий компонент в структуре характера, который определяет базисные этические ценности, мотивирующие поведение человека. А убеждения представляют собой совокупность основных идей, знаний и верований, определяющих трактовку человеком происходящих в мире событий. Синтез направленности характера и системы убеждений и формируют свойства человеческого характера.

Свойства характера

В отличии от структуры характера как целостного образования выделяют и отдельные свойства характера, т.е. основные качества характера, которые являются результатом самовоспитания.

Среди них выделяются следующие.

Этическая высота характера. Проявляется в безусловном соблюдении человеком этических принципов и норм, высшим среди которых есть принцип исполнения долга.

Полнота характера. Проявляется в разносторонности человека, духовном богатстве и способности откликаться на разнообразные явления жизни.

Цельность характера. Проявляется в единстве слова и дела, в целеустремленности и последовательности человека.

Определенность характера. Выражается в устойчивости поведения, предсказуемости действий и поступков, стрессоустойчивости.

Сила характера. Проявляется в энергии, с которой человек ставит обоснованные цели и добивается их достижения, невзирая на препятствия.

Твердость характера. Проявляется в последовательности действий и стойкости в отстаивании позиций, решений и принципов.

Уравновешенность характера. Отражает оптимальное соотношение сдержанности и активности, выработанную человеком ровность поведения, которая позволяет человеку сохранять присутствие духа в самых трудных условиях жизнедеятельности.

Все эти свойства характера – не природный дар, не врожденные качества, а результат усилий человека, направленных на самовоспитание и мобилизацию внутренних психических ресурсов. Структура характера и свойства характера могут изменяться в течение жизни. Задача каждого человека – прилагать усилия, направляя их на совершенствование своего характера в соответствии с идеалами, выработанными высокими образцами человеческой культуры.

Наши рекомендации