Компетентностная характеристика выпускной квалификационной работы по направлению подготовки
031000 – Филология, специализация «Лингвистика»
Выпускник по направлению подготовки 031000 – Филология, специализация «Лингвистика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями в области научно-исследовательской деятельности:
- владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка;
- уметь использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики, теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
- уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
- уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин;
- иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия;
- владеть основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия);
- владеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями;
- уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;
- владеть основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;
- уметь использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба);
- обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования;
- уметь выдвинуть гипотезы и последовательно развить аргументацию в их защиту;
- уметь доказательно, с опорой на предшествующую научную традицию, отстаивать собственную точку зрения относительно избранного для ВКР предмета специального исследовательского рассмотрения;
- владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;
- владеть основами современной информационной и библиографической культуры.
Выпускная классификационная работа представляет собой самостоятельное научное исследование, раскрывающее определенную руководителем тему в области лингвистики, которая имеет известную традицию осмысления в современной науке о языке.
В целом, в результате подготовки выпускной квалификационной работы студент-бакалавр должен:
знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки;
уметь использовать современные методы лингвистических исследований для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности по установленным формам;
владеть приемами осмысления базовой и факультативной лингвистической информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа бакалавра определяет уровень профессиональной подготовки выпускника. Поскольку областью профессиональной деятельности для лингвиста-бакалавра является исследовательская и практическая деятельность в сфере лингвистики и гуманитарного знания, языковой, межличностной, деловой и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления, в процессе подготовки ВКР студент должен быть сориентирован на самостоятельное научное исследование как такой тип ВКР, который содержит анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, фактического языкового / литературного / текстового материала, аргументированные обобщения и выводы. В ВКР должно проявиться знание автором основных лингвистических методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля.