Этнические процессы xx века

Динамика численности населения на протяжении всего XX столетия отличалась еще большей интенсивностью. Население Земли выросло более чем на 3 млрд человек, или практически в 3 раза. При этом быстрее всего росло население Латинской Аме­рики (в 6,1 раза) и Африки (в 4,7 раза), медленнее всего - населе­ние Европы (в 1,7 раза) и СССР (в 2,1 раза). Причины этого дис­баланса следует искать в миграционных потоках (они значитель­но ускоряли рост населения в Северной и Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии), последствиях двух мировых войн, очень быстрых темпах естественного прироста населения в разви-

вающихся странах после Второй мировой войны. Темпы прироста населения Земли на протяжении всего XX столетия были как ни­когда ранее интенсивными. Так, численность населения мира в 1 млрд была достигнута примерно в 1820 г.; 2 млрд - в 1927 г. (через 107 лет); 3 млрд - в 1959 г. (через 32 года); 4 млрд - в 1974 г. (через 14 лет); 5 млрд - в 1987 г. (через 13 лет); 6 млрд - в 1999 г. (через 12 лет). В конце XX столетия две страны имеют население более 1 млрд человек: Китай - 1,2 млрд и Индия - 1 млрд, а семь стран имеют численность более 100 млн человек (США, Индоне­зия, Россия, Бразилия, Япония, Нигерия, Пакистан).

Всего в мире в настоящее время насчитывается 225 государств, имеющих постоянное население и являющихся суверенными. Од­нако все их население распределено очень неоднородно. В отме­ченных выше государствах проживает более 60% населения мира. В то же время в 62 крупных и средних государствах (с населением свыше 10 млн человек в каждом) сосредоточено почти 95% всего населения Земли. И наконец, в мире насчитывается 38 карликовых стран (с числом жителей менее 100 тыс. человек), в которых живет в совокупности около 1 млн человек.

Как и на всем протяжении этнической истории человечества, эт-нодемографические процессы XX столетия не отличались ритмич­ностью и устойчивостью. В первые четыре десятилетия XX века население Земли увеличилось всего на 665 млн человек, т.е. ежегод­но оно возрастало в среднем на 16,6 млн. В это время в странах Азии и Африки смертность была значительно выше, чем в других регионах, а естественный прирост - сравнительно низким. Высокая рождаемость в странах этих регионов (более 4% в год) была обу­словлена ранними браками и традициями многодетных семей. По­следнее обстоятельство было вызвано, в свою очередь, высокой детской смертностью, угрожавшей оставить родителей без потом­ства. Частые неурожайные годы, порождавшие голод и эпидемии, уносили ежегодно сотни тысяч, а иногда и миллионы жизней.

Свое влияние на этнические процессы оказали экономический кризис начала 30-х годов и политические отношения ведущих ми­ровых держав. Среднегодовой прирост населения в 30-х годах со­кратился в целом по миру до 1 %, а в некоторых развитых странах даже стали проявляться признаки депопуляции. Так, например, во Франции в 1935 г. число смертей превысило число рождений. Рез­ко упал прирост населения также в США, почти на 30% снизились темпы прироста населения в Азии. Лишь страны Латинской Аме­рики избежали влияния этого процесса - там среднегодовой при­рост населения в 30-х годах составил 1,8%.

Среди причин, значительно повлиявших на этнические процес­сы XX века, самой значительной, безусловно, стала вторая миро-

вая война. Одни только прямые людские потери от нее в итоге составили более 50 млн человек, из которых примерно половина пришлась на народы Советского Союза. Что же касается косвен­ных потерь, связанных со снижением рождаемости и увеличением смертности (во многих странах рождаемость в военные годы была ниже смертности), то они, по приблизительным подсчетам, были в 2,5 раза больше прямых потерь (человечество «недосчиталось» по крайней мере 175 млн человек). Довоенный уровень численно­сти населения в странах Европы был достигнут в 1947 г., а в Со­ветском Союзе - в 1955 г.

В военные годы лишь в странах Америки и Австралии числен­ность населения росла ускоряющимися темпами. Особенно это проявилось в Латинской Америке, где среднегодовой прирост достиг 2,5% за счет иммигрантов, переезжавших туда в первые послевоенные годы из разоренных стран Западной Европы.

Этнические процессы середины XX столетия коренным обра­зом отличались от процессов предшествующих десятилетий. Главным фактором, влияющим на этническую ситуацию в мире, стал глобальный демографический взрыв 50-х годов, который ка­чественно и количественно отличался от всех предыдущих. Дело в том, что в послевоенное время произошло резкое падение показа­телей смертности населения, в короткие сроки затронувшее боль­шинство стран мира. Рождаемость при этом не превышала сред­них показателей. В результате снижения смертности среднегодо­вой прирост населения увеличился практически во всех странах планеты и достиг к середине 60-х годов в среднем по миру 2%, а в некоторых странах Южной Америки, Африки и Азии превысил 3%. В итоге численность населения многих стран с 1950 по 1983 г. более чем удвоилась. В то же время в большинстве стран Европы за этот же период население возросло менее чем на 25%.

Демографический взрыв 50-60-х годов сменился в 70-е годы быстрым снижением рождаемости и темпов естественного при­роста в странах Европы. Снижение этих темпов было настолько значительно, что даже среднегодовой абсолютный прирост насе­ления в начале 80-х годов был на 1 млн человек ниже, чем десяти­летием ранее. В большинстве стран Северной и Западной Европы происходило простое воспроизводство населения. Эта тенденция и сегодня является определяющей в этнических процессах боль­шинства стран Европы. Так, если считать 15 рождений на каждую 1000 человек границей низкой рождаемости, то ее уже перешли почти 2/3 стран Европы.

В последние два десятилетия также снижаются темпы прироста населения и в Азии, хотя этот процесс происходит довольно мед­ленно (с 2,2% в год в 60-е годы до 1,8% в начале 80-х годов). Лишь



в арабских странах, Пакистане, Малайзии и на Филиппинах тем­пы прироста населения продолжают традиционно оставаться вы­сокими, а регион в целом дает по-прежнему более 60% всего при, роста населения мира.

В странах Латинской Америки довольно резкое снижение уровня смертности населения произошло сразу после Второй ми­ровой войны, что при неизменном уровне рождаемости выдвину­ло регион на первое место в мире по темпам роста населения. Од­нако с середины 60-х годов рождаемость и здесь начинает доволь­но резко падать, что привело к тому, что за последние 20 лет при­рост населения остался примерно на том же уровне (немногим более 8 млн человек в год).

Иначе развиваются этнические процессы в Африке, где в тече­ние всего послевоенного времени наблюдаются самые высокие уровни рождаемости и смертности. Снижение смертности там стало происходить с начала 60-х годов при неизменном уровне рождаемости, что обеспечило непрерывный естественный при­рост населения вплоть до настоящего времени. С конца 60-х годов Африка по темпам роста населения обогнала Латинскую Амери­ку. Ежегодный прирост населения африканского континента со­ставляет за последнее десятилетие более 15 млн человек.

Таким образом, этническая картина мира на протяжении всей истории человечества отличалась пестротой и разнообразием. Чтобы лучше осознать многоплановые этнические процессы, идущие в мире, нужно использовать научную классификацию на­родов мира. Однако сложность, многовариантность, историче­ская изменчивость этнической картины мира обусловливают раз­личные виды классификаций, которые, взятые по отдельности, не дают исчерпывающей этнологической характеристики отдельного народа. Рассмотренные же в своем единстве, различные приемы классификации позволяют систематизировать этносы по широ­кому кругу признаков.

В современной этнологии принципы научной классификации этносов отличаются разнообразием; они разработаны на основе собственно этнологических методов и методов смежных наук и базируются на критериях, отличающих одни этносы или этниче­ские группы от других. При этом подобных критериев может быть довольно много, в зависимости от конкретных задач того или иного исследования. Одни критерии классификации основа­ны в первую очередь на исследовании этнической принадлежно­сти народов, их происхождения и путей формирования, для чего первостепенное значение имеют данные сравнительно-истори­ческого языкознания, антропологии, систематизированные сведе­ния о материальной и духовной культуре. Другие критерии исхо-

дят из анализа явлений, свойственных разным народам и их груп­пам, независимо от этнической принадлежности, наличия или от­сутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хо­зяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большей мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Это каса­ется группировки народов по уровню развития социальных от­ношений, а также по религиозной принадлежности.

Исходя из критериев совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства, можно разделить все народы по следующим основаниям: географическому, антропо­логическому, языковому и хозяйственно-культурному.

Наши рекомендации