Урок пятый - композиция в фотографии
·
·
·
·
·
·
Композиция
Композиция - гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.
Допустим, вы уже выбрали правильную камеру, определились с тем, что хотите снимать, выбрали нужный свет, настроили аппаратуру, теперь пора определиться с композицией. Хотя, в отношении композиции забудьте слово «правила» - настоящее искусство свободно от правил, и все же эти знания могут сделать ваши фотографии лучше.
Равновесие и пропорции
Избегайте размещения основных объектов строго в центре кадра. Композиция будет выглядеть живее, если объект чуть сдвинуть к краю.
Фотограф должен решить, что включить и кадр, а что оставить за кадром. Кроме того, искусство композиции предполагает умение эффектно расположить в кадре основные объекты.
Неопытный фотограф сочтет само собой разумеющимся поместить основной объект в самый центр кадра. Но такой снимок будет выглядеть чересчур сбалансированным, что уместно лишь в том случае, если надо подчеркнуть естественную соразмерность или симметричность этого объекта.
Куда более удачным представляется иной вариант, когда вы смещаете фокус кадра существенно в сторону от центра. Тем самым создастся более динамичное равновесие, и такой снимок оказывается куда привлекательнее для зрителя.
Уделяйте внимание расположению горизонтальных и вертикальных линий в кадре, даже если они и не являются основным элементом композиции Линию горизонта, к примеру, следует размещать таким образом, чтобы она пересекала пейзаж на высоте одной трети от общей высоты кадра.
Иногда у нас может возникнуть желание уделить в кадре больше внимания далекому небу, чем предметам на переднем плане. Для этого линия горизонта должна пересекать изображение на высоте одной трети от общей высоты кадра. В более сложных композициях у вас в кадре могут оказаться два или более объектов, к которым будет привлечено внимание зрителя. В таких случаях не размешайте их друг возле друга по горизонтали. Наоборот, создайте некую аранжировку или встаньте на возвышение - так, чтобы при съемке между основными предметами возникли воображаемые диагональные линии, Потом по этим диагоналям будет скользить взгляд зрителя, смещающийся от одного предмета к другому. Благодаря этому эффекту возникнет иллюзия трехмерного изображения.
Правило «третей»
Условно разделим снимок на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Вы получите четыре точки пересечения линий. В этих местах располагаются, как говорили греки «силовые точки» или, по-нашему, фокус. Две лучшие силовые точки – верхняя и нижняя правые, так как глаз «входит» в картину с нижнего левого угла, потом передвигается к центру, затем достигает правых силовых точек – доказано психологами всех времен и народов. Поэтому компонуйте кадр так, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль этих четырех пересекающихся линий, если же предмет находится в точках фокуса – взгляд точно будет прикован к снимку.
Если же фокальную точку вы поместите в самый центр видоискателя, то тем самым вы начисто лишите композицию движения. Старайтесь избегать такого центрирования, по крайней мере, оно должно быть идеологически оправданно.
Это правило будет правильно применить, если в кадре есть рамка – например, дыра в стене. Расположите «проем» рамки на расстоянии 1/3 от левого или правого края снимка – и вы привлечете взгляд зрителя к удаленному пейзажу.
Кадрирование
Не все, что мы фотографируем, выглядит на снимке выразительно. Либо в кадре что-то лишнее, либо, наоборот, важное оказывается «за кадром». Здесь поможет кадрирование. Его можно проводить двумя путями. Первый: сделать фотографию большого формата, а потом обрезать ее. Второй: кадрировать фотографию на стадии печати, увеличивая до нужного формата наиболее значимые участки изображения (этот способ называется выкадровкой). Стоит также помнить, что если размер снимка меньше 18х24 см, глаз охватывает его полностью, снимок выглядит резче и отчетливее, но глубины и рельефности снимку не будет хватать, поскольку глаз по изображению не бегает, кроме того, меняются и другие законы восприятия изображения. Например, поперечные полосы на снимке большого формата делают человека, одетого в такую одежду толще, а на фотографиях маленького размера – наоборот.