A. Animal and Vegetable Kingdom 6 страница
Сначала возникла корпускулярная теория света И. Ньютона, в соответствии с которой свет рассматривался как набор частиц (XVIII век). Впоследствии многими опытами было доказано, что свет проявляет волновые свойства (XIX век.), которые с точки зрения корпускулярной теории не могут быть объяснены. В то же время у света существовал ряд свойств, легко объяснимых только корпускулярной теорией и необъяснимых с точки зрения волновых представлений. Новая научная теория — квантовая физика (XX в.: Н. Бор, В. Гайзенберг и др.) — позволила впервые непротиворечивым образом совместить эти представления и, в частности, показать, в каких случаях свет (и другие элементарные частицы) проявляют корпускулярные свойства, а в каких — волновые. Это новый уровень понимания.
Если даже элементарные частицы — основа материального мира — проявляют столь противоречивые свойства, то само наличие противоречия есть норма окружающего мира на всех его уровнях, и задача любого научного описания — совместить несовместимое.
Если перед вами стоит статуя, вы можете посмотреть на нее спереди, можете посмотреть на нее сзади, а можете подняться по лестнице и посмотреть на всю целиком сверху. И точно так же научное познание идет от более низкого уровня к более высокому, на котором находится точка нейтрализации.
А & не-А
А не-А
Не только в науке диалектический треугольник является достоянием интеллектуальной мысли: любое глубокое размышление приводит нас к пониманию наличия периферийных случаев, которые не соответствуют ни одной категорической позиции. Это диалектический компромисс (в хорошем смысле этого слова). Не нравственный компромисс, а интеллектуальный, который дает возможность совместить несовместимое.
Синтез представлен в искусстве, в жизни, в человеческих отношениях — во всем. Понимание этого, тем не менее, не является столь тривиальным — для этого необходимы развитый ум и наблюдательность, умение перемешивать черные и белые краски, светлые и темные тона, и видеть, как эти смешанные краски демонстрируют цвет окружающего мира. И как только вам захочется занять категорическую позицию по некоторому поводу, вспомните о диалектическом треугольнике: возможно, кто-то другой, умнее вас (или вы сами позднее), приблизится к возможности совместить вашу категорическую позицию с позицией противоположной — и это наверняка будет более точным знанием.
Каждая нейтрализация может рассматриваться как новая мысль (В), для которой со временем найдется антитезис (не-В), что приведет впоследствии к слиянию В & не-В и т.д. Это дерево, растущее вверх:
В словосочетании живой труп исчезает контраст между жизнью и смертью; в словосочетании красноречивое молчание происходит слияние противопоставления речи, красноречия, ораторского мастерства с полным отсутствием речи (молчанием).
D : С & не-С и т.д.
не-С C : B & не-В
В : А& не-А не-В
А не-А
Оксюморон как прием выразительности представляет собой диалектический синтез, и в этом его риторическая значимость. Оксюморон граничит с логическо-речевыми парадоксами и в речи производит сильное впечатление. Если при оценке личности человека применить оксюморон, это будет очень эффектно. Конечно, для этого требуется глубокий анализ конкретного человека. Если это человек внутренне противоречивый, можно дать оценку его личности через антитезу, показать контрастные свойства его характера, т.е. сказать: "Есть люди, с которыми этот человек благороден, добр и мягок в поведении, а есть люди, с которыми он жесток до садизма". Но можно сказать и по-другому: "Это такая странная личность, которая иначе как словосочетанием жестокое милосердие и определена быть не может". Если вдуматься, личность любого человека контрастна, потому что в нас бушуют две стихии: божественная и дьявольская, и одна на каких-то этапах побеждает другую, а потом начинает побеждать вторая. Поэтому в применении к оценке человеческой личности оксюморон очень уместен.
В заключение рассмотрим особый по своей значимости прием выразительности — фигуру умолчания. Уже говорилось, что риторика — это не только наука о том, как говорить, но и во многом наука о том, как не говорить и чего не говорить. Фигура умолчания уже самим названием задает этот принцип. Умолчание — это оборот речи, который заключается в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадаться о невысказанном. "Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства — на них можно только указать и пройти мимо..." (Л.Н. Толстой). Не сказано, какие это чувства, на них только указано и поставлено многоточие. Как уже было сказано, эмоциональная сфера человека плохо передается словами. Гораздо лучше эмоции передаются на уровне body language: через выражение лица, глаз, позу и т.д. — и передаются, конечно, энергетическим способом. Мы даем другому человеку возможность почувствовать на неречевом уровне наше эмоциональное состояние, объяснить которое не умеем. Очень сильное внутреннее волнение человека всегда передается окружающим, оно заметно и чувствуется каждым настолько, что им можно "заразиться".
Речь же сама по себе эмоциональную сферу искажает, что связано с несколькими причинами. В первую очередь влияет десемантизация слов. Дело в том, что эмоций не так много и они имеют точные названия. Никаких сложных синонимических рядов тут не существует. Есть слово стыд, у него есть один неточный синоним — позор;у слова отчаяние неточные синонимы — горе, трагедия. Иными словами, каждая эмоция задается одним или несколькими, смежными по смыслу словами. А так как эмоции "посещают" человека крайне часто, то и слова, соответствующие этим эмоциям, он произносит тоже часто, что приводит к их десемантизации. Поскольку эмоции находятся в сфере бессознательного (а речь есть знаковая система сознательного), сознание плохо ориентируется в хаосе эмоций и передает информацию о них в искаженном виде. Человеку часто не дано понять, что он чувствует. Например, ему кажется, что он испытывает чувство неловкости, а на самом деле он испытывает чувство раздражения. А иногда он испытывает и раздражение, и досаду, и отчаяние, и удовольствие одновременно, и очень часто по одному и тому же поводу. Так как эмоциональная стихия, находясь в сфере бессознательного и плохо проникая в сознание, неадекватно передается речью, фигура умолчания оказывается в определенной ситуации самым точным способом передать эмоцию.
Как построен приведенный выше отрывок Л. Толстого? Указана ситуация, и читатель может себя мысленно в нее поместить и испытать определенное состояние. Неважно, имел ли Толстой в виду именно это состояние или какое-нибудь другое. Он имел в виду нестандартное, особое состояние, а каждый из нас может вспомнить такие мгновения в жизни, такие эпизоды, когда мы чувствовали то, о чем говорить трудно, но что запоминается на всю жизнь как нечто глубокое и очень важное. Если вы почувствуете что-нибудь подобное еще раз в жизни, то вспомните и первое свое впечатление, найдете отличие и сможете сравнить. Такие состояния из категории неопределяемых на языковом уровне, но хорошо распознаваемых внутренне. Что может быть в этой ситуации лучше, чем фигура умолчания? Чтобы не искажать информацию, надо указать человеку на определенную ситуацию, он сам себя психологически в эту ситуацию поставит и назовет собственные ощущения на своем внутреннем эмоциональном языке.
Фигура умолчания дает возможность сокрытия всего того, что вы не хотите сообщить своим собеседникам. У человека существует право на молчание, право не передавать информацию. И надо бороться за это свое право, не допускать того, чтобы другие люди вас превратили в источник информации. Надо каждый раз думать, в какой степени вам лично целесообразно что-то сказать или чего-то не говорить, и вы быстро почувствуете, что часто целесообразнее промолчать. Молчать разумно во всех тех ситуациях, когда вы понимаете, что справитесь с проблемой сами, — тогда речевой партнер вам не нужен. И тут фигура умолчания играет, безусловно, главную роль.
Фигура умолчания связана с ораторским приемом, который называется держать паузу. Держать паузу — означает продолжительное время молчать (но молчать так, чтобы ваше молчание не шокировало других людей и не казалось им странным), поддерживая слушающих в том эмоциональном состоянии, в которое вам как оратору удалось их ввести, и давая им возможность испытывать это состояние достаточно долго. Это требует специального умения, которому можно научиться.
Второе значение термина держать паузу — это тайм-аут, который вам дан в речи другим человеком, когда вы находитесь в сложной ситуации (например, вы не знаете, как ответить и стоит ли отвечать, или вам хочется скрыть первую реакцию на речь собеседника). Очень часто это бывает в ситуации, когда вам задается вопрос, ответ на который для вас неоднозначен или нежелателен (может быть, это неожиданный вопрос), и вы берете тайм-аут для того, чтобы ответить максимально для себя целесообразно. Подержав паузу, вы можете прийти к выводу, что целесообразно продлить ее до бесконечности и вообще ничего не отвечать. Но для этого тоже требуется время. Когда на экзамене к вам обращаются с каким-то вопросом, рекомендуется подержать паузу, чтобы проанализировать смысл вопроса и не допустить в ответе подмены тезиса (см. выше). Учитывая нервозность, которая бывает на экзамене, вас никто за эту паузу не осудит, только держать ее физиономически надо определенным образом: не открывать широко глаза, не высовывать язык от неожиданности и т.д. — надо молчать, всем своим видом демонстрируя работу мысли. Задуматься надо так, чтобы ваш облик показал, что вы думаете именно над тем вопросом, который вам задан.
Глава 24
BODY LANGUAGE
(ЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА)
Мы должны быть осторожны с тайной
личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!
Т. Карлейль
Естественный язык тесно соприкасается (и даже сливается иногда) с другой, ближайшей к нему семиотической системой — системой жестов (BL). "У всякого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонация и мимика; впечатление от них, хорошее или дурное, приятное или неприятное, и служит причиной того, что люди располагают нас к себе или отталкивают" (Ф. Ларошфуко). При выборе средств выражения говорящий выбирает иногда не только между чисто языковыми средствами, но и между языковыми, с одной стороны, и неязыковыми — с другой. Так, выражение Уйдите! может включаться в две различные знаковые системы, члены которых находятся в попарном соответствии между собой.
Звуковой язык | Прошу вас выйти | Удалитесь | Вон |
BL | Вежливый жест, указывающий на выход | Вежливый иронический жест, указывающий на выход | Грубый жест |
Второй ряд знаковых систем, сопровождающих речь или восполняющих (компенсирующих) ее, в случае если по каким-то причинам она оказывается недостаточно эффективной, изучается в особой отрасли лингвосемиотики, называемой кинесикой.
В кинесике исследователи жестов и поз выделяют простейшую (далее неразложимую без потери смысла) позу человеческого тела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное для исследователя — выделить такие позы, которые действительно что-то значат в данной культуре, т. е. являются знаками. Их называют изолятами. Каждая пара поз имеет структурные различительные признаки. После того как изоляты выявлены, надо описать ограничение их встречаемости, т.е. провести принцип эквивалентности. Необходимо описать ситуации (контексты), в которых они появляются.
Изучение языка человеческого тела связано с тем, как информация на невербальном (т.е. на несловесном) уровне передается от говорящего к слушающему, а реально даже не к слушающему, а к зрителям. В каком-то смысле, когда человек является объектом речи, он и зритель и слушатель одновременно, если это устная коммуникация. Система BL подстраивается под естественный язык, т.е. под речь, и воздействие как бы двойным ударом направляется на тех, кто является ее объектом. Проблема в том, что знаковая система естественного языка — это знаковая система сознательного (см. выше), она реализует в речи, как правило, то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать; а знаковая система BL — это семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Зона бессознательного в известной мере противоречит зоне сознания. Это надо очень хорошо понимать, потому что, в соответствии с одним из основных тезисов психоаналитической теории, бессознательное стремится к получению и достижению удовольствия. И поэтому все внутренние мотивы человека определяются этим стремлением к удовольствию и радости; этическая концепция гедонизма декларирует тезис о достижении удовольствия как главного стимула и цели жизни человека (см. выше). А сознательное является как бы голосом социальности и покаяния, которые ограничивают это внутреннее стремление к получению удовольствия или радости в тех случаях, когда само достижение удовольствия и радости противоречит этическим или юридическим нормам общества.
Таким образом, человеческий интеллект — постоянно действующее поле битвы между сознательным и бессознательным, а поэтому удовлетворения психологического, внутреннего человек, как правило, не достигает: он по своей природе противоречивая структура. Именно исходя из этого положения, психоаналитическая концепция декларирует человеческое бытие на этой Земле как бытие, исполненное страдания, поскольку, повторяем, возникает сильное внутреннее противоречие между потребностью в удовольствии и внутренними человеческими личными ограничениями в достижении этого удовольствия. Эти внутренние ограничения много важнее, чем ограничения социальные. Они более значимы для человеческой личности. Отсюда делается естественный вывод, что две зоны, которые реализуют сознательное и бессознательное, входят в противоречие друг с другом и на уровне реализации. И поэтому знаковая система BL противоречит очень часто реальной речи. Человек на словесном уровне пытается своим слушателям что-то доказать, а система знаков BL противоречит его тезису, выступая так называемым неконгруэнтным способом (о конгруэнтности как о математическом термине, означающем подобие, см. выше), т.е. неподобным, неединообразным способом. И, таким образом, восприятие речевое, т.е. восприятие устной словесности тоже оказывается предельно противоречивым. Человек, с одной стороны, улавливает и осмысливает аргументацию, а с другой — по выражению лица, позе, движениям говорящего он понимает, что что-то тут не так. Целевая установка такой речи иная. И понимание происходит опять же не на сознательном, а на бессознательном уровне. Появляется некоторое беспокойство относительно прослушанной речи. Очень часто у вас возникало неудовлетворение в ситуации, когда какой-нибудь человек говорил вам теплые и нежные слова, а весь егооблик, несмотря даже на попытки скрыть это, говорил вам о том, что эти слова он произносит неискренне. И придраться не к чему, а внутреннего удовлетворения нет. Что означает отсутствие у слушателя внутреннего удовлетворения? Это означает, что речь строилась напрасно, потому что она не достигла цели. Очевидной становится необходимость подстройки знаковой системы бессознательного BL под конкретную речь, заключающейся в осознанной организации подобия, т.е. попытке выстроить на уровне корпуса, лица, рук и т. д. те знаки, которые подтверждают истинность вашей речи. Это сложно, потому что таким образом приходится ломать бессознательное. Этот тренинг (часто профессиональный, например, в резидентской деятельности) является многолетней тяжелейшей работой и никогда не заканчивается полной победой. Только частичные победы на этом пути можно завоевать, потому что BL — это предатель человеческого сознательного, т.е. предатель самого человека, это то, что его выдает. Часто бывает так, что вы очень внимательно смотрите на человека, слушаете то, что он говорит вам, но не вдумываетесь в это, а делаете один вывод: этот человек плохо ко мне относится — и больше никаких содержательных выводов из всей его речи не делаете (а он, может быть, предлагал вам что-нибудь целесообразное и даже для вас выгодное). И это все, к сожалению, потому, что бессознательное оказалось информационно более приоритетно, чем сознательное. Очень важной частью человеческого тела являются руки.
Ладонь
Ладони! (Справочник
Юнцам и девам.)
Целуют правую,
Читают в левой.
В полночный заговор
Вступивший — ведай:
Являют правою,
Скрывают левой.
Сивилла — левая:
Вдали от славы.
Быть неким Сцеволой
Довольно — правой.
А все лее в ненависти
Час разверстый
Мы миру левую
Даем — от сердца!
А все же, праведным
Объевшись гневом,
Рукою правою
Мы жилы — левой!
М. Цветаева
Жесты кистей рук.
1. Потирание ладоней символизирует ожидание победы.
Следует помнить, однако, что иногда этот знак неуместно демонстрировать (например, официанту в ожидании чаевых), так как медленное потирание ладоней настораживает другого участника коммуникации.
2. Потирание большого пальца об указательный или кончики других пальцев символизирует "деньги". Этот жест вульгарен — его можно применять далеко не всегда.
3. Сцепленные пальцы рук есть символ разочарования и желания человека скрыть свое отрицательное к вам отношение, особенно если кисти подняты вертикально. Этот жест часто сопровождается обманчивой улыбкой. Очень важно знать об одной удивительной особенности BL как знаковой системы психологического состояния человека. Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками (что очевидно). Странно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. То есть не только знак становится следствием психологического состояния, но и само психологическое состояние может быть следствием знака (закон обратимости знака). Поэтому, если человек жестами символизирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ситуация психологически для вас улучшится. На этом феномене основана, в частности, следующая рекомендация: во время переговоров надо вынудить сидящего человека расцепить кисти и вытянуть руки с открытыми ладонями, для этого можно предложить ему сигарету или протянуть книгу.
4. Шпилеобразное положение рук есть знак уверенной и "всезнающей" позиции. Это жест субординации, он часто сопровождается откинутой вверх головой, что символизирует высокомерие и самодовольство. Эти жесты могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату в зависимости от сопровождения другими жестами.
5. Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе и чувства превосходства (в стрессовых ситуациях позволяет овладеть собой и почувствовать уверенность, например, перед кабинетом зубного врача). Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открыть свои ранимые области тела: желудок, сердце, горло. Если сзади руки в замке — это просто уверенность. Если сзади одна рука держит другую за запястье — человек расстроен и пытается взять себя в руки (так появилась эта идиома). Как будто одна рука держит другую, мешая ей нанести удар. Чем выше сзади место обхвата одной руки другой, тем более очевидна нервозность.
6. Акцентирование больших пальцев. Большие пальцы в хиромантии обозначают силу характера и личности. В невербалике — тоже. Выставление больших пальцев есть символ властности, превосходства, агрессивности. Часто им пользуются хорошо одетые люди. Этот знак очень эффектен, если слова противоположны высокомерию жеста (по моему скромному мнению). Это наводит на размышления о том, что две сосуществующие знаковые системы — естественный язык и Body Language — могут усиливать впечатление друг от друга, причем, в частности, благодаря контрасту. В этой ситуации у слушателя обычно возникает недоверие. Большие пальцы, выставленные из карманов, — частая поза женской доминантности, обычно при этом женщина встает на цыпочки.
Акцентирование больших пальцев часто сопровождается скрещиванием рук на груди (негативный, оборонный сигнал) и покачиванием на каблуках.
Указание на человека большим пальцем есть насмешка, причем крайне обидная; применяется в основном мужчинами.
7. Положение рук в качестве барьера (попытка защитить сердце).
Руки на груди. В детстве мы часто скрываемся от опасности за каким-либо предметом (шкафом, большим камнем и т.п.). Это тоже барьер, чтобы защититься от опасности, отгородиться от надвигающейся угрозы и нежелательных обстоятельств. Если человек скрестил руки, он нервничает, чувствует угрозу. Это — поза обороны. В такой позе человек меньше усваивает слышимой информации. Есть данные очень интересного эксперимента, проведенного со студентами. Студентов попросили сначала послушать текст длиной N знаков, сидя со скрещенными на груди руками, а потом записать по памяти то, что они запомнили (на уровне лексических единиц, т.е. выписать слова, которые, по их мнению, были в тексте). Потом прочли тем же студентам другой текст, тоже длиной N знаков, но сидели они при этом, опустив руки вниз. Когда они записали по памяти лексические единицы второго текста, оказалось, что их на 38% больше. Поэтому рекомендуется иметь в аудиториях стулья с подлокотниками.
Даже если сидеть, скрестив руки на груди, человеку удобно (привычка), это все равно отражение его состояния. Кроме того, следует знать, что этот человек с плохой реакцией. Мы часто используем этот жест в толпе незнакомых, в очереди, в лифте — там, где чувствуем себя небезопасно. Иногда это поза несогласия (например, когда ругают уважаемого вами человека). Оратор должен добиться потепления аудитории и расцепления рук, иначе его речь обречена на провал. Надо разомкнуть скрещенные руки собеседника, и он перестанет испытывать к вам недоверие (хотя бы частично). Надо вынудить его вытянуть руки или попросить наклониться вперед, чтобы лучше рассмотреть что-либо. Можно задать ему вопрос: "А что вы об этом думаете?" Если при скрещивании рук на груди еще и пальцы сжаты в кулаки — это знак враждебности. Перед вами наступательная позиция. Если при этом вы видите стиснутые зубы или покрасневшее лицо, ждите нападения. Если при скрещивании рук человек держит их, это означает, что он пытается справиться с негативными ощущениями. Ему следует помочь.
Скрещенные внизу руки (за руки с самим собой). Жест позволяет человеку восстановить чувство эмоциональной безопасности, как в детстве, когда при любой опасности нас берут за руку родители.
Если человек держит себя за предплечье (неполный барьер), — это означает неуверенность в себе (в момент речи, получения награды и др.).
Замаскированно скрещенные руки символизируют желание скрыть нервозность; например, когда идешь через зал, где все на тебя смотрят, — поправлять часы, запонку на другой руке, держаться за цветы, сумочку или бокал обеими руками.
Одновременно с руками важную информацию передает и положение ног.
Перекрещивание ног (попытка защитить половые органы) — признак негативного или оборонного отношения человека. Крест рук более негативен, чем крест ног, который надо интерпретировать осторожно, не забывая, что "так сидят леди".
Крест рук и ног (в сидячем положении) — типовое выражение неудовольствия у женщин.
Нога на ногу с образованием четверки (по-американски) — свидетельство соперничества, бойцовского духа. В этой ситуации следует задать вопрос: "Что вы думаете по этому поводу?"
Если крест ног четверкой и руки на ногах — это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход.
Руки и ноги крестом при положении стоя в компании незнакомых людей означают самозащиту, даже если на губах улыбка. По ходу беседы защитная поза может переходить в открытую (открытые ладони); под воздействием алкоголя это происходит быстрее.
Сжатые руки + сведенные лодыжки + закусывание губы — это сдерживание негативного отношения, неприятных эмоций, страха или взволнованности (у следователя или во время собеседования о приеме на работу). Чтобы человеку помочь победить волнение и сменить позу, надо к нему подсесть. Во время переговоров эта поза означает, что партнер не хочет уступать в цене.
Фиксирование ступни одной ноги на голени другой означает усиление оборонной позиции у женщин.
Если позы этой группы вошли в привычку, помните, что, во-первых, вас неправильно интерпретируют окружающие и, во-вторых, если вы нервозны, такие позы еще больше усиливают ваше состояние.
Глаза — зеркало души.
Светильник для тела есть око.
Итак, если око твое будет чисто, то все тело
твое будет светло;
Если лее око твое будет худо, то все тело
твое будет темно.
Евангелие от Матфея 22, 23
Как много говорят человеческие глаза, какие мельчайшие оттенки мыслей, чувств и ощущений способны они передать! Значимость этого источника приема и передачи психологической информации по заслугам оценена человечеством и восславлена в живописи, скульптуре, поэзии.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Нет, у него не лживый взгляд.
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец — плут.
Р. Бернс
Глаза, словно неба осеннего гнет,
Но нет в этом небе огня.
И давит меня это небо, и гнет —
Вот так она любит меня.
Б. Окуджава
Глаза являются самыми мощными знаками BL, во-первых, потому, что они занимают центральное положение в человеческом организме, и, во-вторых, потому, что через зрительный анализатор проходит 87% всей информации, получаемой человеком (9% процентов проходит через слуховой анализатор, а на оставшиеся 4% приходится информация, поступаемая в мозг через все прочие органы чувств). Зрачки ведут себя полностью независимо, расширяясь от положительных эмоций и сужаясь при отрицательных. Если человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза, если сердит — сокращаются (в таких случаях говорят: глаза-бусинки или змеиные глаза). Зрачки влюбленных при встрече расширяются (что обычно точно интерпретируется). У детей зрачки физиологически больше, чем у взрослых, и, кроме того, они еще расширены, так как дети хотят завоевать внимание взрослых.
Поскольку зрачки расширяются от возбуждения, картежникам, в частности, следует играть в темных очках. Если в покере выпало четыре туза, зрачки обязательно расширяются, и человек себя разоблачает. Аналогичный совет можно дать всем людям, находящимся в состоянии нервного возбуждения, которое они хотят скрыть. Чтобы понять состояние человека, ему всегда следует смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на три вопроса:
1. Как он на вас смотрит?
2. Долго ли смотрит?
3. Как долго он может выдержать ваш взгляд?
Если человек нечестен с вами, скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее чем в течение одной трети части времени общения. Если же его глаза встречаются с вашими больше, чем две трети времени общения, то расшифровать это можно двумя способами: а) вы для человека очень привлекательны (тогда зрачки будут расширены); б) этот человек враждебен по отношению к вам, он бросает вам вызов (зрачки у него при этом сужены).
Если вы хотите вызвать в человеке доверие, любовь, все время смотрите ему в глаза (не менее 70% времени общения) — и вы, скорее всего, добьетесь успеха. Скованный, скромный человек с опущенными глазами редко пользуется доверием. Поэтому, в частности, на деловые переговоры нельзя надевать темные очки, так как партнеру покажется, что вы его рассматриваете в упор. Следует знать, что существуют национальные особенности продолжительности взгляда, например европейцы обычно долго смотрят в глаза, а японцы — на шею.