Технология моделирования успеха в общении р. бэндлера и дж. гриндера 3 страница

Примеры:

«Я иду к..., чтобы удалиться от...»;

«Я удаляюсь от..., чтобы идти к...»;

«Я хочу новую машину, так как своя мне надоела: она все время ломается»;

«Я не хочу больше жить в этой маленькой квартире и поэтому перееду».

Метапрограмма направления очень важна, так как она помогает задействовать знаменитый принцип «кнута и пряника». В самом деле, некоторые люди работают, чтобы избежать наказания («удаляться от...»), а другие предпочитают, чтобы им пообещали награду («идти к...»).

5. Фильтр отношений: сходство и различие. Обычно в любой ситуации человек обращает внимание на два момента: либо ищет сходство предметов, явлений, либо стремится обнаружить их различия. В данном случае речь идет о перцептивном фильтре отношений. Смысл его в том, что именно для меня значимо то, что идентично, или то, что изменяется.

Те, для кого важнее сходство, запоминают вещи, которые идентичны. Им хочется, чтобы мир оставался неизменным, а все окружающие были похожи друг на друга и соответствовали тому, что он о них знает. Их характеристикой является верность.

Люди противоположного склада склонны замечать различия, то, что изменилось. Им хочется, чтобы весь мир находился в движении. Они не любят статических ситуаций и постоянно проводят реорганизацию, могут часто менять работу, место жительства, связи и внимательно прислушиваются ко всему новому.

Это и есть два крайних типа категории фильтра отношений. Данная метапрограмма отражает связь, которую люди устанавливают между двумя элементами, которая мыслится в категориях сходства или различия.

Термин «отношения» не должен, однако, вводить в замешательство, так как для людей, думающих о сходстве, значение слова «отношение» ассоциируется с понятием идентичности, в то время как те, кто предпочитает различия, не находят подобной связи. Таким образом, в зависимости от метапрограммы каждый по-своему подходит к понятию «отношение». Однако эти два крайних случая встречаются чрезвычайно редко, ибо обычно мы имеем дело с двумя смешанными типами:

сходство с различием,

различие со сходством.

Люди, ориентированные на «сходство с различием», прежде всего отмечают то, что идентично, похоже, а затем обращают внимание на различия или изменения. Это обычно те, кто думает в терминах эволюции, прогресса.

Люди, ориентированные на «различие со сходством», заметят в первую очередь то, что изменилось, и лишь затем то, что осталось постоянным. Они думают, что разнообразия просто необходимы.

Вопрос, позволяющий идентифицировать тип отношений, который человек устанавливает и на который обращает внимание, звучит следующим образом: «Каково отношение между...?» Другие вопросы: «Какое отношение существует между тем, что вы делаете сейчас, и тем, что вы делали год назад?»; «Когда вы находитесь в новой ситуации, вы замечаете, прежде всего, различия или сходства?»; «Когда вы анализируете новую ситуацию, вы обращаете прежде всего внимание на то, что хорошо, или на то, что плохо?»

В ответах наиболее часто используются следующие выражения:

сходство: «Это похоже», «Это то же самое», «Это идентично»...;

различие: «Это изменилось», «Это отличается», «Это ново»...;

сходство с различием: «Это как и раньше, но с небольшим увеличением», «Похоже, что это идентично, но одна деталь изменилась»...;

различие со сходством: «Вот это ново, а во всем остальном похоже».

Пример:

Вопрос: «Вы давно видели этого человека? Что он вам сказал в первую очередь?»

«Ты остался прежним, как во времена нашего знакомства».

«Как сильно ты изменился!»

«Ты такой же, как был раньше, только сегодня у тебя...».

«Погоди, вот в этом ты изменился, а в остальном ты прежний».

Фильтр отношения (сходство - различие) представляет собой одну из наиболее значимых метапрограмм. Именно она помогает понять собеседника или принять решение. Используя ее, мы можем устанавливать категории, находить различия.

6. Процесс отношений: согласие - несогласие; паритетность - не - паритетность. Существуют два способа взаимодействия с людьми, ответа на их вопросы или просьбы: быть согласным или несогласным.

«Согласие» здесь следует отличать от других общепринятых понятий - «соглашаться» или «не соглашаться». В данном контексте мы скорее говорим о согласованности, стремлении найти гармонию, сохранить, сберечь, поддержать традиции, обычаи, ритуалы. Главными словами, используемыми для достижения согласия, являются «верность», «привычка», «повторимость».

В противном случае отслеживается рассогласование уникальности, единичности, когда внимание акцентируется, главным образом, на противопоставлении, отрицании.

Паритетность наблюдается, прежде всего, в поведении людей, в их ответах в ходе взаимодействия.

Пример: в ресторане в момент выбора блюд клиент, склонный к паритету, скажет: «Я закажу то же самое, что и вы, одинаково». А склонный к рассогласованности сделает противоположный выбор:

«Вы берете это, а я возьму другое».

На совещаниях личности, склонные к паритету, ищут согласия, у них обычно нет лишних вопросов и замечаний. А те, кто стремится к рассогласованности, часто критикуют, делают замечания, встают в оппозицию.

Первые считают вторых бунтарями. В глазах «бунтарей» соглашающиеся выглядят как «стадо овец».

Между этими крайними случаями встречаются два смешанных типа:

паритетность с непаритетностью;

непаритетность с паритетностью.

Обычно это выражается следующим образом:

«Я согласен с вами, однако заметим, что...».

«Нет, я не согласен, но по этому пункту я думаю, что мы договоримся».

Есть и другие дистинкции:

полярность: выражается фактом произнесения «нет», систематическим отказом, громкой речью, когда другие говорят тихо...

контрпример: это исключительное зацикливание на «да, но...». Такие люди замечают малейшую деталь, которая не на месте.

Мы достаточно подробно рассматриваем эту метапрограмму в силу ее исключительной ценности. Еще раз подчеркнем: нет хороших моделей поведения или плохих. Успех коммуникации во многом зависит от гибкости - умения использовать широкий спектр выборов. Поэтому в одних обстоятельствах важно занять позицию согласия, уметь настроить себя, но в другой ситуации целесообразно «выбиться из колеи». Иногда полезно проявить паритетность, а в ином случае необходимо сказать «Нет!» или найти контрпримеры.

Категории отношения (сходства/различия, паритетности/непаритетности) чрезвычайно полезны для понимания установок наших собеседников. Эта метапрограмма дает нам сведения об одном из основных фильтров, который служит для создания «карты мира» и понимания фундаментальных различий между людьми.

7. Модальные операторы: возможность - необходимость. Эта метапрограмма характеризует два основных способа поведения и его мотивации. В самом деле, наши действия часто обусловлены необходимостью. Но при этом мы учитываем еще и имеющиеся в нашем распоряжении возможности.

Однако одни люди чаще продумывают свои действия в терминах выбора, альтернатив, используя свои собственные желания, потенциалы и возможности окружения, а другие действуют в первую очередь «по необходимости», поскольку они не могут поступить иначе. Их действия обусловлены обязанностями, правилами, предписаниями.

Чтобы идентифицировать различия этой метапрограммы, можно задать вопрос: «Почему вы выбрали ...?» Ответ мы получим в терминах возможности или необходимости.

Пример.

Вопросы:

«Почему вы выбрали эту работу?»

«Почему вы выбрали именно этот автомобиль?»

Ответ в модальности возможности:

«Мне именно этого хотелось, и к тому же у меня была возможность выбора».

Ответы в модальности необходимости:

«Нужно было...»;

«Я должен был...»;

«У меня не было выбора...»;

«Это было необходимо...».

Кроме основных типов модальных операторов - возможности и необходимости существует смешанный тип, комбинирующий эти две формы, а также два типа, идущих от одного оператора в направлении другого: «Я хочу... значит, надо, чтобы...», «Надо, чтобы я... и я выберу...».

Эта метапрограмма - одна из наиболее важных. Это ведь, по сути, две концепции жизни, которые часто приходят в противоречие.

Люди, оперирующие модальностью возможности, считают, что они сами управляют своей жизнью, в которой достаточно много выборов и альтернатив. Достаточно принять решение, исходя из возможностей и желаний. Всегда можно найти какие-то варианты. Крайний случай этой модальности - человек, который не переносит мотивов обязательности, правил и любой формы необходимости. Ради своей свободы он предпочитает отказаться от чего-либо, чем подчиниться абсолютной необходимости.

Люди, оперирующие модальностью необходимости, в противоположность первым, считают, что в первую очередь надо соблюсти правила. Они убеждены, что живут в мире Долга, где все завязывается. Если они и способны произвести выбор, то только в ситуации необходимости и вынужденности.

Некоторые люди очень любят искать и отстаивать свое право выбора, но не любят следовать процедурам. Это легко устанавливается во время покупки технической новинки, к примеру магнитофона, видеокамеры или музыкального центра.

Люди, ориентированные на смысл выбора, т. е. на возможность саму по себе, будут выискивать различные кнопки, пытаться включить аппаратуру, как им взбредет в голову, не учитывая инструкций и предписаний, с риском ее выведения из строя.

Люди процедурного типа сначала прочтут инструкцию, а потом выполнят одно за другим все предписания.

8. Модальность вовлеченности: активный-пассивный. Обычно люди вовлечены в какое-либо действие двумя способами: активно или пассивно. В чем их различие?

Люди активного типа чаще всего сами начинают действовать, включают пусковой механизм или провоцируют включение. Они глубоко вовлечены в то, что делают, так как именно этого они и хотят. При этом чувствуют себя ответственными.

Личности пассивного типа «плывут по течению». Они не начнут действовать по собственной инициативе и даже, участвуя в деле, не чувствуют себя ответственными. Предпочитая более отстраненную позицию, они пребывают в постоянном ожидании.

В целях идентификации категории «активный-пассивный» мы зададим уже знакомые нам вопросы: «Что вы ожидаете от своей работы?», «Что вас подтолкнуло сделать это?»

Однако заметьте, мы делаем акцент на пассивной форме вопроса с тем, чтобы выслушать тип ответа.

Активный: отвечает от первого лица, используя глаголы участия, причем в позитивной формулировке, и прямые обороты («Я хочу, чтобы...»; «Когда я начал прикидывать, я понял...»).

Пассивный: избегает форму первого лица в своих ответах, использует глаголы ожидания, негативно сформулированные зависимости, непрямые обороты. («Это другие, кто...», «Мне сказали, что...», «Начальство хочет, чтобы...»).

Кроме чистых есть, безусловно, и смешанные типы. Существуют также типы, выделяющиеся, прежде всего, по уровню своей решимости участвовать и затем уж по степени вовлеченности в действие. Все вместе это дает четыре возможности. Мы их наглядно представим на примере человека, который рассуждает об обмене автомобиля.

Активный - активный: «Я хочу поменять машину, я пойду в автомагазин».

Активный - пассивный: «Я хочу поменять машину, посмотрим, что мне предложат».

Пассивный - активный: «Мне сказали, что надо поменять машину, и я пойду в автомагазин».

Пассивный - пассивный: «Мне сказали поменять машину. Мои друзья посоветовали мне пойти в автомагазин. Впрочем, они меня будут сопровождать».

Конечно, данное описание может показаться смешным и несколько искусственным. Однако для нас сейчас важно сосредоточиться на самом факте, что дистинкция между «активным - пассивным» не должна пониматься в обычном смысле деятельности и бездеятельности. Речь идет не о том, чтобы выявить активного или пассивного человека, а потом вознести одного и заклеймить другого: первый делает много, и он молодец, а второй - бездельник и плохой. Мы лишь описываем установки и поведение. Одна и та же ситуация может проживаться двумя разными способами.

Другой пример - из области участия в массовых мероприятиях. Одни люди идут на демонстрацию, чтобы выразить свое мнение, они думают, что их участие значимо, и это усиливает их решимость. Другие участвуют в манифестации, потому что их просили прийти, но у них невысокий уровень вовлеченности.

Эта метапрограмма легко группируется с другими, например с категорией «идти к... - удаляться от...» или с «возможностью - необходимостью». Анализируя группировки, мы можем представить профиль метапрограммы. Например, если кто-то говорит: «Я хочу повышения по службе, и мне надо пойти поговорить об этом с руководством», - мы уже знаем, что здесь действуют три метапрограммы: «идти к...», «необходимость» и «активность». А в другом примере: «Мне говорили о повышении по службе, однако я пока в нерешительности: я не хочу покидать свое настоящее место работы и, если бы я мог выбирать...» - мы имеем дело с «пассивностью», «удалением от...» и с «возможностью».

9. Время. Время является очень важным понятием: оно так или иначе присутствует в большинстве наших установок, мыслей, чувств. Это одна из базовых составляющих структуры личности. Время настолько вездесуще, что многие люди даже не осознают этого.

Время и пространство задают рамку представлениям о мире. При этом речь идет не о времени на часах, а, скорее, о ритме внутреннего хронометра человека. В самом деле, у каждого свой собственный ритм и свое собственное представление о времени.

Мы представим три главные категории метапрограммы времени и познакомимся с понятием «линия времени».

Прожитое время: ассоциированное и диссоциированное. Мы будем выделять понятия «прошедшее время» и «прожитое время». Последнее носит, скорее, субъективный характер.

Есть два способа воспринимать и проживать время: как продолжающееся настоящее («быть ассоциированным со временем») и как чередование разделенных мгновений («быть диссоциированным от времени»). В чем их различие?

Люди, которые ассоциированы со временем, проживают свое настоящее, как если бы не было прошлого или будущего. Когда они предаются воспоминаниям, они испытывают те же эмоции и ощущения, что и раньше.

А те, кто диссоциированы от времени, проживают его как нечто разделенное на локальные отрезки: раньше, сейчас, после. Воспоминания о прошлом их не особенно волнуют: прошлое есть прошлое.

Идентификация этой категории - достаточно сложная задача: здесь важнее само проживание времени, а не то, что люди об этом говорят. Тем не менее можно выделить несколько характеристик. Так, на просьбу вспомнить и рассказать о любимом человеке, оставившем значимый след в жизни, тот, кто ассоциирован со временем, даст весьма эмоциональный ответ, словно вновь переживая свое прошлое. А носитель диссоциированного времени будет более холоден, потому что для него воспоминания - лишь отрезок на линии времени.

Другая характеристика относится к пониманию опозданий и точности. Человек, ассоциированный со временем, не вдается в формализм, когда кто-то опаздывает на встречу. Да и сам не отличается точностью, так как настоящий момент для него более важен. Диссоциированный от времени требует пунктуальности от других.

Доступ ко времени: одновременность и последовательность. Эта дистинкция является составляющей более низкого уровня многих метапрограмм. Мы могли бы ее представить как одну из подкатегорий метапрограмм «ассоциированное - диссоциированное время», «общее - специфическое», «сходство - различие».

«Одновременность - последовательность» является мыслительной схемой. Одни люди мыслят «одновременно», а другие - «последовательно», точно так же, как кто-то склонен преимущественно к синтезу, кто-то - к анализу или как некоторые думают глобально, а иные - в категориях малых элементов, составляющих целое. Таким же образом можно относиться ко времени и вести себя во времени, т. е. иметь либо одновременный, либо последовательный доступ ко времени.

Идентификация этой схемы производится с помощью наблюдения. Люди, которые имеют одновременный доступ ко времени, могут одновременно смотреть телевизор, слушать радио, звонить по телефону и заниматься при этом еще целой кучей дел. Случается, что они назначают несколько встреч в одно и то же время. Им не нужно ежедневное расписание, они обожают неожиданности и импровизации.

Другие же - обладатели последовательной схемы - могут заниматься только одним делом и лишь после его окончания переходят к следующему. Они не любят, когда их прерывают, планируют каждый свой день, определяют этапы и последовательность действий, иногда вплоть до мелочей, начиная со звонка будильника утром и кончая отходом ко сну.

Ориентация во времени: прошлое, настоящее, будущее. Субъективно люди проживают свое время тремя различными способами: ориентируясь на прошлое, настоящее или будущее и отдавая при этом предпочтение чему-то одному. И эта ориентация является одной из мотиваций действия.

Люди, ориентированные на прошлое, главной целью считают реализацию своих прошлых решений. Они испытывают большую зависимость от своих прежних привычек и не видят смысла в изменениях. То, что они делают сегодня, уходит корнями в прошлое, и будущее во многом похоже на прошлое.

Люди, ориентированные на настоящее, действуют, исходя из ситуации «здесь и теперь». Никакой роли не играет, кончилось что-то не так в прошлом или произойдет что-то нежелательное в будущем. Все внимание и силы - на проживаемый момент.

Люди, ориентированные на будущее, действуют в надежде на грядущие результаты. Их вдохновляет мысль о том, что сегодняшние усилия принесут свои плоды позже. Они думают в терминах последовательности и спешат проникнуть в завтра. Прошлое далеко, а быть может и вовсе не существует. Настоящее малозначимо. В расчет принимается только день ожидаемый.

Конечно, каждая ориентация имеет свои сильные и слабые стороны. Речь идет не о том, чтобы осудить отдельного человека. Мы лишь представляем, каким образом люди ориентируются в своей временной рамке. Если, скажем, нам захотелось бы поиронизировать по поводу недостатков каждого типа, мы бы сказали, что привязанность к прошлому представляет из себя время разочарований и упреков: «Ах, старые добрые времена!» Любовь к сегодняшнему дню мы могли бы назвать гедонизмом: «До чего же это хорошо!» Склонность к будущему связали бы с излишним беспокойством: «О, ля-ля! Что-то с нами будет!»

Но мы учимся позитивному видению мира. А позитивный взгляд на эту метапрограмму позволяет:

признать ценность прошлого - периода, по отношению к которому можно подвести итоги;

осознать преимущества настоящего - момента действий;

с благодарностью принять будущее - время предвосхищений и проектов.

Идентификация ориентации во времени лингвистически основана и на типичных выражениях, и на времени спряжения глаголов.

Прошлое: «раньше», «в былые времена», спряжение глагола в прошедшем времени - «я был, он был...»

Настоящее: «сегодня», «сейчас», «теперь», спряжение глагола в настоящем времени - «я являюсь...», «это так...»

Будущее: «в будущем», «позднее», спряжение глагола в будущем времени - «я буду...», «это будет так...»

Ориентация во времени является одной из базовых разновидностей метапрограмм времени.

Линия времени - одно из последних понятий в НЛП, родившееся в результате изучения субмодальностей. У каждого из нас есть своя линия времени, т. е. пространственные представления времени. Это понятие используется в основном в психотерапии, так как попытка изменить элементы своей линии времени может оказаться очень опасной. Более того, сам факт путешествия во времени может иметь деструктивные последствия. Однако это понятие весьма полезно при освоении планирования и структурирования времени.

Выявление линии времени. Чтобы выявить линию времени человека, достаточно попросить его вспомнить о каком-то обыденном, повседневном поведении в прошлом (ни в коем случае не спрашивать о неприятных или травматизирующих воспоминаниях).

К примеру, речь может идти о подготовке к встрече гостей, о надевании ботинок или чистке зубов. Чаще всего начинают с очень далекого воспоминания, связанного с возрастом 3-6 лет. Когда человек даст ответ, его спрашивают, где бы он расположил это видение в пространстве: «Это перед вами, позади вас, сверху или снизу?» Затем просят вспомнить что-то из более позднего периода, где-то в возрасте 10 лет, и опять расположить это видение в пространстве. Эту процедуру продолжают на воспоминаниях отрочества, затем 20 лет и т.д., в зависимости от возраста человека. Дойдя до его настоящего возраста, просят вспомнить что-нибудь из сегодняшнего дня и переходят к будущему: через месяц, год, 5 лет, 10 лет.

Собрав определенное количество воспоминаний-образов, человека просят их связать между собой, чтобы выстроить в одну линию. Это и есть линия времени. В основном существует две ориентации: ассоциированное время (когда линия располагается перед человеком) и диссоциированное время (линия, пересекающая человека). Линии могут принимать весьма свободные и необычные формы в каждом конкретном случае (схема 16).

технология моделирования успеха в общении р. бэндлера и дж. гриндера 3 страница - student2.ru

Схема 16. Линия времени

В каждом случае следует уточнить особенности репрезентации:

• линия, идущая справа налево или слева направо,

• снизу вверх или сверху вниз,

• линия с изгибами и виражами.

Выявив линию времени, можно работать с ее субмодальностями (цветом, яркостью, формой и т.д.), но ни в коем случае нельзя ее изменять, так как она нас структурирует. Линия времени является пространственно-временной репрезентацией нашей памяти. Это метапрограмма, представляющая временные субмодальности памяти. Мы имеем в таком виде память прошлого, настоящего и даже память будущего.

10. Направление внимания: я сам - другой. Эта метапрограмма является очень важной и тонкой дистинкцией. Здесь речь идет о глубине внимания, уделяемого себе и другим, и о том, каким именно образом человек обращает внимание на других, взаимодействуя с ними.

Есть две формы направленности внимания: на себя и на других. Они выполняют роль фильтра и ничего общего не имеют с эгоизмом или альтруизмом. В чем же состоит различие?

Внимание на себя: человек уделяет себе больше внимания, чем другим. Он больше углублен в себя, говорит о себе.

Внимание на другого: человек заинтересован в первую очередь в поиске контактов. Он открыт, т.е. слушает окружающих, наблюдает, задает вопросы.

Не существует специальных вопросов для идентификации этой метапрограммы. Необходимо, главным образом, слушать то, что говорят люди и наблюдать их поведение.

Кроме представленных десяти существуют и другие категории. Вы можете и сами выделить специфическую метапрограмму, обратив внимание на какую-то важную, с вашей точки зрения, дистинкцию. Однако помните при этом, что целью НЛП является не классификация людей по категориям или установление различий, а достижение взаимопонимания и изменений в общении.

На этом мы завершаем обсуждение метапрограмм. Подведем некоторые итоги. Метапрограммы помогают лучше понять себя и других. При этом иногда полезно вспомнить, что понимать кого-то - это еще не значит соглашаться с ним.

Кроме всего прочего, мы можем говорить об уровне сложности проживаемой ситуации и степени гибкости нашего поведения и метапрограмм.

Эта информация представлена на схеме 17, где выделено пять уровней интенсивности эмоционального переживания жизненных ситуаций (от приятной ситуации до глубокого стресса), которые и указывают степень гибкости поведения.

Наш рисунок выглядит как площадка, сужающаяся в форме воронки. Пять уровней представляют различные контексты. На первом уровне все благополучно: у человека нет проблем, и он демонстрирует большую гибкость. Здесь нам будет трудно идентифицировать некоторые метапрограммы, так как человек кажется открытым и проявляет мало значимых дистинкций.

технология моделирования успеха в общении р. бэндлера и дж. гриндера 3 страница - student2.ru

Схема 17. Взаимосвязь степени сложности ситуации

и гибкости поведения (метапрограммы)

На втором уровне появляются проблемы: человек испытывает определенные трудности и имеет в своем распоряжении меньше выборов. Здесь мы уже начинаем идентифицировать отдельные значимые метапрограммы.

Третий уровень проблем - то, что человек обычно делает, уже не дает позитивных результатов. В этом случае у него меньше выборов, и видно, что он затрудняется изменить поведение.

На четвертом уровне ситуации мы имеем дело с более значимым стрессом, когда человеку трудно изменять свои обычные поведенческие реакции, и поэтому он «застревает», повторяя непродуктивные паттерны поведения.

Наконец, пятый уровень - глубокого стресса. Мы называем его ситуация выживания: человек действует исключительно, чтобы пережить ее, выдержать нагрузку. В этом случае кажется, что нет никаких выборов, поведение приобретает разрушительный характер. Здесь мы находимся на уровне базовых метапрограмм. Это твердое ядро, включающее небольшое количество их.

Личностные смыслы

Логику поведения человека можно понять, если мы знаем его личностные смыслы. Именно эти категории, отвечая на вопрос «Почему?», раскрывают нам основы поведения, позволяющие не только в значительной мере предвидеть реакции индивида, но и влиять на него. Основными категориями личностных смыслов в НЛП являются верования человека.

Верования в НЛП представляют собой основанные на ценностях общие утверждения о причинах, значимости и границах окружающего мира, а также о свойствах и способностях самого человека, т.е. о его личностной идентичности. Знакомство с верованиями открывает доступ к предвидению поведения. Зная их, мы можем в той или иной степени повлиять на человека.

Верования управляют поведением как императив[81]. Человек подчиняется их воздействию часто неосознанно, подспудно чувствуя, что не может поступить иначе. Когда же ему удается познать собственные верования, он осознает те силы, которые могут оказать воздействие на него, и это позволяет стать гибким, адаптироваться к различным обстоятельствам. Верования определяют критерии, в соответствии с которыми строится поведение. У каждого человека есть свои верования и соответствующие им критерии. Остановимся подробнее на характеристике этих понятий.

Верования являются отражением модели мира субъекта и способом, с помощью которого человек придает смысл своей жизненной концепции. Изучая верования, мы приближаемся к сердцу идентичности субъекта. Верования представляют модель мира субъекта во всей его уникальности. Они играют ту же роль фильтра, что и органы чувств. Более того, они генерируют необходимые фильтры для своего же поддержания. Так, если вы считаете, что мир опасен, то вы соответственно и действуете, воспринимая из реальности только то, что будет подкреплять это верование.

Верования возникают в жизненном опыте человека - эмоционально насыщенном, референтном, значимом, - когда что-то в индивидуальной истории развития задевает чувствительные струны человека. Некоторые наиболее сильные верования человека связаны с его ранним детством, и чем значимее был опыт, тем сильнее верование. Так, если ребенка наказали за то, что он сказал неправду, это ему послужит уроком. Пока ребенок растет, развиваются и его верования: одни подтверждаются и становятся устойчивее, другие отвергаются и постепенно изменяются. Человек и сам может изменить свои верования в зависимости от переживаемого опыта.

Верования могут принимать несколько лингвистических форм:

«Так происходит, потому что...» (причина);

«Это значит...» (смысл);

«Вероятно...» (вероятность);

«Я могу...» (возможность);

«Я не могу...» (ограничение);

«Я являюсь... мир есть... жизнь есть...» (идентичность).

У каждого человека есть верования. Даже у преступников. Просто система верований правонарушителей отличается от той, что безоговорочно принимается большинством. Верования не только детерминируют поведение, но и являются источником мотивации. Если мы знаем, что для человека значимо, мы можем понять суть его личности.

Существуют базовые, или фундаментальные, верования, которые составляют устойчивое ядро личности и не могут быть изменены. Вокруг этого ядра концентрируются другие, более или менее стабильные верования, которые уже поддаются изменению. Степень возможности изменения и является функцией значимости верований. При этом верования могут быть более или менее осознанными и подсознательными.

Верования проявляются в критериях, т.е. стандартах или нормах, которые позволяют делать оценки и поэтому функционируют как сетки: человек выбирает из своего окружения то, что для него значимо. С помощью верований мы не просто внедряемся в жизненно важные точки субъекта, а поднимаемся на вершину субъективности модели мира. Действительно, даже если я разделяю с другими одни и те же верования, то это не означает, что я такой же, как и они. В способе, которым я расставляю и организую свои оценки, в их иерархии проявляется моя индивидуальность.

Наши рекомендации