Законы, закономерности и принципы менеджмента
Экономические законы ‑ это объективные законы развития общества, которые отображают отношения в процессе производства, распределения и потребление материальных благ, а также стойкие связи между явлениями экономической жизни общества.
Законы менеджмента (Мартыненко Н. М.)
1. Закон общности целей. Эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели.
2. Закон разделения труда.
1. Цели организации достигаются коллективным трудом. Продуктом процесса разделения труда являются производственные (разделение физического труда) и управленческие функции (разделение умственного и творческого труда).
2. Функциональное разделение труда (выделение в управлении отдельных функций) – это объективный процесс, порождаемый сложностью производства и процессов управления организацией.
3. Функции управления – это особый специализированный вид деятельности, отражающий направление целенаправленного воздействия на отношения людей в процессе производства и самого управления. В этом смысле функции управления образуют функциональные области деятельности.
3. Закон внешнего дополнения. Любая организация должна обладать потенциалом, способным компенсировать последствия, обусловленные различного рода внешними возмущениями, воздействие которых на организацию не может быть заблаговременно предусмотрено.
4. Закон инерции. Необходимо, чтобы информация о результатах деятельности организации передавалась ей как часть той информации, в соответствии с которой она должна продолжать функционировать, сохраняя свои свойства. Связи, которые обеспечивают инерционность организации, образуют прямую и обратную связи.
5. Закон экономии времени – связан с производительностью, которая показывает меру использования времени, затраченного на получение результата. Т. о., действие закона будет зависеть от менеджмента, т. е. от качества рабочей силы, условий ее использования…
На основе знания законов и закономерностей разрабатываются принципы менеджмента.
Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы максимально использовать эти человеческие качества.
Основные принципы менеджмента:
1) принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
2) принцип системности и комплексности. Важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию. (Например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);
3) принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
4) принцип демократического централизма ‑ необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом. Нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы);
5) принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
6) принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
7) принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
8) принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
9) постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.