Методологические проблемы психологии
Определение методологии науки. Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Основные категории психологии и педагогики. Язык педагогики и психологии. Взаимосвязь предмета и метода. Понятие метода в узком и широком смысле. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Понятие методологического подхода. Функции методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
Основные принципы психологии
Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического. Конкретизация философского принципа детерминизма в частно-научных положениях об общественно-исторической обусловленности психики (принцип историзма); об отражательной природе психики (принцип отражения); о роли внутренних детерминант (принцип активности) и др.
Принцип развития в психологии. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов в уровни и др. Иллюстрация общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики. Сущность генетического метода в психологии.
Предпосылки возникновения системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь и др. Уровни системного описания объекта. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальт-психологии, принцип системного строения высших психических функций (Л.С. Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А.Р. Лурия), системы интеллектуальных операций (Ж. Пиаже), и др. Системный характер научного психологического знания и понимание самой психики как системного качества. Деятельность как система. Условия целесообразности и плодотворности применения системного подхода в психологии.
Предмет и методы психологии профессионального образования
Краткая история становления психологии профобразования. Вопросы психологии профобразования в трудах отечественных и зарубежных психологов. Психология профобразования как новая отрасль отечественной психологической науки и как учебная дисциплина. Задачи психологии профессионального образования. Ее связи с другими психологическими дисциплинами.
Методы исследования
Понятие «метода научного исследования». Классификация методов исследования. Исследование и диагностика. Классификация методов исследования психологии профессионального образования. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Опрос и его виды. Наблюдение. Эксперимент и его виды. Психосемантические методы. Проективные методы. Метод анализа результатов деятельности. Неэкспериментальные (профконсультационная беседа, профессиональное наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод критических событий и др.); экспериментальные (лабораторный, констатирующий и формирующий эксперимент); диагностирующие (тесты профотбора и определение профпригодности, тесты профессиональной мотивации и достижений, профессионально-ориентированные опросники и др.) Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.
Требования к методикам и пользователям. Требования к методикам. Определение цели, цели и области применения методики. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик. Способы представления данных. Методы статистической обработки данных. Задание процедуры проведения диагностики в виде однозначного алгоритма. Включение в обработку статистически обоснованного метода подсчета и стандартизации тестового балла. Проверка надежности и валидности в заданной области применения.
Этические нормы психодиагностической деятельности. Соблюдение международных профессионально-этических стандартов, принятых в психодиагностической работе: 1) ответственности, 2) компетентности, 3) этической и юридической правомочности, 4) квалифицированной пропаганды психологии, 5) конфиденциальности, 6) благополучия клиента, 7) профессиональной кооперации, 8) морально-позитивного эффекта исследования.