Демократический стиль
Подробное доведение до группы ближайших и отдаленных целей, показ развития группы в перспективе
Открытый взаимный обмен информацией между руководителем и группой
Групповое обсуждение и принятие решения руководителем на основе обсуждения и консультаций с представителями группы
Контроль за принятием решения и полученным результатом, а в промежутке — самоконтроль группы
Непрерывный поток в процессе всей деятельности. Активное поощрение успехов по ходу деятельности и в итоге
Разрешаются обсуждения и замечания снизу-вверх. Ясность задачи наступает в ходе обсуждения, принятия общего решения и уточнений в ходе выполнения решения
Широко используется
Вопросы:
а) Можно ли отдельные черты одного стиля совместить с чер
тами другого и создать комбинированный, возможно, более эф
фективный третий стиль?
б) Если можно, то что бы вы предложили и почему? (Обоснуй
те.)
в) Какой из представленных стилей (если их придерживатьс*
последовательно и строго) более эффективен и почему?
21. Межличностные конфликты в коллективе:
а) всегда вредны;
б) вполне естественны, и потому нельзя их оценивать по кри
терию «вредны» или «невредны»;
в) конфликты иногда полезны, если происходят на принципи
альной почве.
Какие из этих ответов вам представляются более правиль
ными? Исходя из вашего ответа: надо ли избегать конфликта?
или всячески исключать возможность конфликтов? или, счи
тая их естественными, ничего заранее не предпринимать, но
при их возникновении немедленно найти выход из конфликт
ной ситуации приемлемым для конфликтующих сторон спосо
бом? Какой из вариантов вам кажется психологически оправ
данным? «
22. Как проводить дискуссии и в малой группе для достиже
ния общего согласованного мнения, решения, вывода:
— обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?»;
— выслушать мнения — разные (как взаимодополняющие,
так и взаимоисключающие);
— сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя
дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;
— достигнув единодушного (или поддержанного большинст
вом) мнения (логически безупречного вывода), предложить фор
мулировку заключения (вывода, решения, общего мнения)?
Составьте план-сценарий организации дискуссии по принятию группового решения по одной из известных вам задач, встречающихся в практической повседневной деятельности, которую вам придется выполнять после окончания вуза.
23. Что такое «смысловой барьер»? (См.: Психологический
словарь. — М., 1983. — С. 346; Краткий психол. словарь. — М.,
1998. — С. 29.) Совпадает ли он с понятием «коммуникативный
барьер»? (См.: Битянова М. Р. Социальная психология. — М.,
1994. — С. 19-22.)
24. На основе изучения рекомендованной литературы в сопос
тавлении с записями лекций, а также ответов, самостоятельно
выработанных вами при решении изложенных выше психологических задач, ответьте на вопросы:
а) Каково теоретическое значение социальной психологии и ее
место в психологической науке?
б) Каково практическое (прикладное) значение социальной
психологии для профессиональной деятельности руководителя,
педагога, практического психолога?