Глава 2 История исследований мышления животных 19
2 1 Донаучный период накопления знаний Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века 19
22 Ф Кювье об «уме» и инстинкте животных 21
2 3 Влияние эволюционного учения Ч Дарвина на исследования поведения Книга Дж Роменса «Канон Ллойда-Моргана» 22
2 4 Объективные методы изучения поведения и психики животных 25
241 И П Павлов — основоположник учения о высшей нервной деятельности 25
242 Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка 26
243 Бихевиоризм Работы Дж Уотсона, Б Скиннера и других 28
244 Когнитивные процессы у животных Исследования Э Толмена и И С Бериташвили 30
2 5 Сравнительная психология и зоопсихология в России 32
2 5 1 «Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В А Вагнера 32
252 Зоопсихочогические исследования Н Н Ладыгиной-Коте 34
253 Исследования поведения и психики приматов в СССР 38
2 6 Описание «инсайта» в опытах В Келера 38
2 7 Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных 40
2 8 Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века Работы Н Майера и О Келера 43
2 9 Исследования высших когнитивных функций животных во второй половине XX века 45
2 9 1 Концепция Л В Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности 46
292 «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения второй сигнальной системы 47
210 Генетика поведения 49 2 11 Этология 51
2111 Основные направления этологических исследований 52
2112 Основные положения этологии 54
2113 Значение работ этологов для оценки рассудочной деятельности животных 56
2114 Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания 56 2 12 Основные гипотезы об эволюции психики 59
Глава 3. Индивидуально-приспособительная деятельность животных: ассоциативное обучение, когнитивные процессы………………………… 64
3.1. Обучение и пластичность………………………………………………………….. 64
3.2. Классификация форм индивидуально-приспособителъной деятельности…………………………………………………………………………….. 65
3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание)……………………………….66
3.2.2. Ассоциативное обучение…………………………………………………………67
3.3. Дифференцировочные условные рефлексы…………………………………. 80
3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения дифференцировочных стимулов……………………………………………… 83
3.3.2. Формирование «установки на обучение»…………………………………83
3.3.3. Формирование «систем» дифференцировочных условных рефлексов……………………………………………………………….. 85
3.4. Когнитивные (познавательные) процессы………………………………….. 86
3.4.1. Общая характеристика……………………………………………………………86
3.4.2. Латентное обучение………………………………………………………………..92
3.4.3. Пространственное обучение. Современная теория «когнитивных карт»……………………………….. 93
3.4.4. Обучение и память животных в ситуациях, приближенных к естественным……………………………………………….98
3.4.5. Обучение «выбору по образцу»…………………………………………….. 102
3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов…………………………… 104
3.4.7. Инсайт-обучение………………………………………………………………….. 104
Глава 4. Элементарное мышление или рассудочная деятельность животных: основные понятия и методы изучения………………………………………. 106
4.1. Определения понятия «мышление животных»………………………….. 106
4.2. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели………………………………….. 111
4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность……………………………………………………….. 113
4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных…………………… 116
4.5. Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения………………………………………………………………………….. 118
4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий…………………………… 118
4.5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид» («вышек»)…………………………………………………………………………….. 128
4.5.3. Использование орудий в опыте с «тушением огня» и в других ситуациях……………………………………………………………. 130
4.5.4. Орудийные действия антропоидов в естественной среде обитания…………………………………………………………………….. 134
4.5.5. Орудийные действия у позвоночных, не относящихся к приматам…………………………………………………………………………. 135
4.6. Методики, разработанные Л. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения………………………………………………………………………… 138
4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче………………………………………………………………… 139
4.6.2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения («задача на экстраполяцию»)…………. 141
4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов…………………………………………………………………………….. 145
4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша — Крушинского…………………………………………………….. 152
4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее образованных независимых навыков………………………………………… 155
4.8.1. Способность к «рассуждению» у крыс…………………………………… 156
4.8.2. Задача для голубей на «доставание банана……………………………. 156
4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем»……………………………………….. 158
Глава 5. Изучение способности животных к обобщению и абстрагированию ………………………………………………………………….. 161
5.1. Общие сведения………………………………………………………………………. 161
5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования…………………………………………………. 163
5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах на перенос……………………………………………………………………………….. 166
5.4. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным…….. 173
5.5. Признаки, доступные обобщению животных……………………………. 175
5.5.1. Обобщение абсолютных признаков………………………………………. 177
5.5.2. Естественные стимулы и «естественные» (перцептивные) понятия……………………………………………………… 179
5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее»……. 184
5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство» и «соответствие»……………………………………………………………………187
5.5.5. Выбор стимулов по аналогии……………………………………………….. 190
Глава 6.Способность животных к символизации……………………………………. 193
6.1. Языки животных и язык человека…………………………………………….. 194
6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов…………….. 197
6.2.1. Способность к символизации у приматов……………………………… 198
6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых…….. 201
6.3. Обучение животных языкам-посредникам………………………………… 205
6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники?……. 205
6.3.2. Обучение человекообразных обезьян амслену……………………….. 207
6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?……………………………………………………………………………. 213
6.5. Обучение языкам-посредникам других животных……………………… 219
Глава 7. Изучение элементов сознания у животных………………………………… 223
7.1. Основные характеристики сознания…………………………………………. 223
7.2. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян………. 225
7.3. Самоузнавание и использование другой информации, полученной с помощью зеркала, у животных других видов………. 230
7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей («theory of mind»)………………………………………………………….. 233
7.5. «Социальные знания» и жизнь в сообществе…………………………….. 238
Глава 8. Сравнительная характеристика и морфофизиологические основы мышления животных…………………………………………………… 246
8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных…………………… 246
8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп……………………………… 249
8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга……………… 253
8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности……………………………………………………. 253
8.3.2. Повреждение участков мозга и способность к экстраполяции…………………………………………………………………..255
8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению. Роль экологических факторов в успешности решения тестов……… 257
8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян…………………………………………………………………………………… 260
Глава 9. Генетические исследования элементарной рассудочной деятельности и других когнитивных способностей животных…….. 264
9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных………………………………………………………….. 264
9.2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности…………………………………………………………………………… 266
9.3. Методы и объекты генетики поведения…………………………………… 269
9.4. Изменчивость поведения и выявление роли генотипа………………. 271
9.5. Генетические исследования способности к обучению………………. 277
9.6. Психогенетика человека и генетика поведения животных………… 288
Заключение…………………………………………………………………………………………. 294
Глоссарий……………………………………………………………………………………………. 297
Предметный указатель…………………………………………………………………………. 301
Литература………………………………………………………………………………………….. 304
Учебное издание