IV. Методика исследования ситуативной и личностной тревожности.
Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 — для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
1. Я спокоен | ||||
2. Мне ничто не угрожает | ||||
3. Я нахожусь в напряжении | ||||
4. Я внутренне скован | ||||
5. Я чувствую себя свободно | ||||
6. Я расстроен | ||||
7. Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. Я ощущаю душевный покой | ||||
9. Я встревожен | ||||
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. Я уверен в себе | ||||
12. Я нервничаю | ||||
13. Я не нахожу себе места | ||||
14. Я взвинчен | ||||
15. Я не чувствую скованности, напряжения | ||||
16. Я доволен | ||||
17. Я озабочен | ||||
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе | ||||
19. Мне радостно | ||||
20. Мне приятно |
Шкала личностной тревожности
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами также не следует долго задумываться».
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | ||
21. У меня бывает приподнятое настроение | |||||
22. Я бываю раздражительным | |||||
23. Я легко могу расстроиться | |||||
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | |||||
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | |||||
26. Я чувствую прилив сил, желание работать | |||||
27. Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
28. Меня тревожат возможные трудности | |||||
29. Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
30. Я бываю вполне счастлив | |||||
31. Я все принимаю близко к сердцу | |||||
32. Мне не хватает уверенности в себе | |||||
33. Я чувствую себя беззащитным | |||||
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
35. У меня бывает хандра | |||||
36. Я бываю доволен | |||||
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником | |||||
39. Я неуравновешенный человек | |||||
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | |||||
Обработка результатов:
Определите суммарный показатель ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
Ситуативная тревожность | Ответ | Личностная тревожность | Ответ | ||||||
1. | |||||||||
2. | 22. | ||||||||
3. | 23. | ||||||||
4. | 24. | ||||||||
5. | 25. | ||||||||
6. | 26. | ||||||||
7. | 27. | ||||||||
8. | 28. | ||||||||
9. | 29. | ||||||||
10. | 30. | ||||||||
11. | 31. | ||||||||
12. | 32. | ||||||||
13. | 33. | ||||||||
14. | 34. | ||||||||
15. | 35. | ||||||||
16. | 36. | ||||||||
17. | 37. | ||||||||
18. | 38. | ||||||||
19. | 39. | ||||||||
20. | 40. | ||||||||
S СТ = | S ЛТ = |
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности | |
до 30 | низкий |
31-44 | средний |
45 и более | высокий |
Интерпретация результатов:
Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными воздействиям среды, имеют сниженный порог сопротивляемости стрессу.
Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них сильнейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аффективно окрашенных мыслей, что не дает сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно воспринимают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая отрицательно сказывается на результатах.
Известно, что некоторые люди вообще не склонны испытывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень самоконтроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитивными и прогностическими способностями. Эти качества находят свое отражение в легкомысленном, небрежном отношении к своим поступкам, деятельности, жизни.
Тревожность оказывает влияние на формирование личности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Периодически переживаемое человеком чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии поведения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.
Рекомендации:
Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.
Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.