Совладание с болью и стрессом, вызванными болезнью
Больные БСЭ способны совладать с ее проявлениями: они часто могут работать в полную силу, активны в общественной деятельности и развлечениях, психологически уравновешены. Однако среди них не мало и тех, кто не может совладать со своей болезнью, ведет более ограниченную жизнь, депрессивен и повышенно зависим от служб здравоохранения в том, что касается купирования болевых приступов. Хотя различия в уровне приспособления вызваны разной степенью тяжести болезни, психол. факторы, включ. стратегии совладания (копинг-стратегии) и соц. поддержку, значимо связаны с психосоциальным и функциональным приспособлением на протяжении всей жизни.
У взрослых неск. факторов оказались связанными с хорошим приспособлением к БСЭ. Взрослые с более низким уровнем повседневного стресса, более высокими ожиданиями собственной эффективности и более высоким уровнем поддержки семьи имеют лучшее психол. приспособление. Взрослые, использующие активные подходы к совладанию с болью, включ. разнообразные когнитивные и поведенческие стратегии (напр. отвлекающие внимание и успокаивающие самоинструкции), отличаются большей активностью дома, на работе и в об-ве. Др. психосоциальные факторы оказались связанными с худшим приспособлением к БСЭ. Взрослые из конфликтных семей и взрослые, использующие паллиативные методы совладания со стрессом, психологически хуже приспосабливаются к болезни. В целом, плохое психосоциальное и функциональное приспособление наблюдается тж у тех, кто пытается справиться с болью путем катастрофизации проблем, всячески запугивая и ругая себя, и у тех, кто использует пассивные стратегии (напр. покой), пренебрегая другими при наступлении болевого эпизода. Такой стиль совладания с болью коррелирует с большей ее интенсивностью, меньшей активностью в домашних, общественных и профессиональных занятиях во время болевых приступов, а тж с более частыми госпитализациями и вызовами скорой помощи.
У детей и подростков отмечаются сходные связи между этими аспектами совладания, семейной поддержкой и приспособлением. Интересно, что такие характеристики родителей, как качество приспособления матери и используемые родителями стратегии совладания с болью, связаны с качеством приспособления ребенка. Кроме того, есть определенное сходство между стратегиями совладания у детей и родителей, возможно потому, что дети научаются справляться с собственной болью, наблюдая за реакциями родителей на боль.
В настоящее время крепнет убеждение в том, что это заболевание необходимо лечить в рамках мультидисциплинарного подхода. Появились центры комплексной терапии БСЭ, учитывающие важность интеграции психосоциальных и образовательных программ с клиническими и фундаментальными исслед. В задачи таких центров часто входит предоставление разнообразных видов психол. лечения, таких как биологическая обратная связь и индивидуальная и семейная терапия, наряду с использованием традиционных мед. подходов к купированию боли и дистресса у больных и их семей.
См. также Наследственные болезни, Наследуемость, Боль
К. М. Гил
Боль (pain)
Обычно Б. рассматривается в качестве предупредительного сигнала о том, что организму причиняется или может быть причинен какой-то вред. До недавних пор среди практикующих медиков было распространено мнение, что любая Б. является результатом отдельного анатомич. повреждения, к-рое можно вылечить, применив к.-л. процедуру, использовав мед. прибор или прописав медикаменты. Из такой модели вытекал соотв. подход к мед. вмешательству.
Когда Б. переходит в категорию хронической (т. е. продолжающейся не менее 6 месяцев и не поддающейся мед. лечению), эта «модель болезни» теряет свое значение. Уилберт Фордайс предложил новую концепцию — модель научения, согласно к-рой болевое поведение приобретается в результате обусловливания. Личностные, эмоциональные и когнитивные факторы, хотя и играют роль в переживании Б., — далеко не единственные источники хронической Б. Б. больше не является только сенсорным феноменом, а становится неотъемлемой частью привычного состояния и образа жизни индивидуума.
Опыт последних лет свидетельствует о том, что эффективное лечение таких пациентов может наилучшим образом достигаться привлечением междисциплинарной команды специалистов для осуществления всесторонней оценки разнообразных факторов, оказывающих влияние на болевое поведение пациентов. Основу реабилитации мн. пациентов, страдающих от хронической Б., составляет программа оперантного обусловливания, предусматривающая положительные подкрепления за «хорошее поведение» и лишение их за такие действия, как постельный режим, злоупотребление медикаментозными препаратами и разговоры о Б. Физиотерапевты и трудотерапевты оценивают способность пациентов к выполнению физ. упражнений и повседневных видов деятельности. После этого они обучают пациентов адаптивным формам поведения, представляют им графики их достижений и используют др. стандартные способы соц. вознаграждений за достигнутый пациентами прогресс.
При необходимости такая программа дополняется др. программами, куда могут входить профессиональное консультирование, биолог. обратная связь и гипноз, индивидуальная и групповая психотер., применение анальгетиков, а иногда и использование аппарата для чрезкожной стимуляции нервов.
Скоординированные действия таких программ нередко оказываются успешными в том, что касается возвращения пациентам функциональных способностей за счет частичного облегчения боли.
См. также Эндорфины/энкефалины, Оперантное обусловливание
Дж. Рук
Боль: стратегии совладания (pain: coping strategies)
Начиная с раннего возраста, практически каждый из нас сталкивался с переживанием непродолжительной, сравнительно умеренной Б., вызванной порезами, укусами насекомых, незначительными ожогами, ушибами, болезнью зубов, расстройством желудка и плановыми мед. и стоматологическими процедурами. Помимо этих сравнительно незначительных болезненных переживаний, нек-рым людям пришлось пережить острую Б. в результате серьезной травмы, хирургической операции и инвазивных мед. процедур. Другие могут испытывать постоянную Б., такую как хроническая Б. в спине, головные Б. или Б., сопутствующие хроническим заболеваниям, напр. артритам. Когда человек сталкивается с болезненной ситуацией, в ней обычно присутствуют условия или требования в отношении определенных реакций индивидуума. Напр., ребенок, к-рому делают укол, должен держать свою руку неподвижно при введении иглы. Люди спонтанно реагируют в этих ситуациях и используют разнообразные стратегии для того, чтобы справиться и с Б., и с требованиями ситуации.