Основные требования к развитию коммуникативных действий
Отправным пунктом для описания универсальных учебных действий, обслуживающих задачи коммуникации и сотрудничества, может служить психологическая характеристика понятий коммуникативной деятельности, а также коммуникативной и речевой компетентности. В современной психологии и педагогике среди «шести ключевых умений» два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:
1) общение и взаимодействие (коммуникация), т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
2) работа в группе (команде), т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
К этим двум базовым аспектам коммуникативной деятельности необходимо также добавить третий: совместная деятельность способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности учащихся рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Представим далее развернутую номенклатуру коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на
· умение слушать и слышать друг друга;
· умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
·умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
· умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;
· готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,
· умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
· понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
· готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
· умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
· умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
· определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
· планирование общих способов работы;
· обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
· способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
· способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы):
· умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
· интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
· способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:
· уважительное отношение кпартнерам, внимание к личности другого;
· адекватное межличностное восприятие;
· готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
· стремление устанавливать с доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
В номенклатуру универсальных учебных действий, помимо собственно коммуникативных действий, естественным образом входят речевые виды действий, которые направлены прежде всего на регуляцию собственной деятельности субъекта (в данном контексте ученика). К ним относятся:
· использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
· речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.