Принципы этики деловых отношений
Нравственные традиции отечественного бизнеса. Современная благотворительная деятельность. Трудности формирование этического кодекса организации. Деловая этика. Основные принципы этики деловых отношений и их содержание.
Современная этика деловых отношений имеет собственную традицию, отражающую сложный длительный процесс своего развития. Сегодняшний популярный слоган «Хорошая этика - хороший бизнес» подразумевает целый ряд необходимых условий формирования деловой морали. К ним относят экономическую и политическую свободы, высокий уровень правового сознания, сильную исполнительную власть, стабильность законодательной системы.
Вместе с тем чрезвычайно существенными являются сложившиеся национальные или региональные культурные традиции, во многом обусловливающие нравственные стандарты делового мира. Например, когда началось развитие промышленности в Швеции XVIIвека, то были построены маленькие заводы по добыче железной руды. По традиции хозяин такого небольшого завода отвечал не только за свой бизнес, но и за развитие социальной среды в своем поместье. Он должен был создать все необходимые условия для проживания своим работникам. Возможно, не все и не всегда шло гладко, но в любом случае хозяин понимал, что, например, не дав своим рабочим достаточной заработной платы, он не сможет добиться от них такой же работоспособности, как у его конкурента-соседа. Не предоставив содержания школам, он рискует получить неграмотный персонал, который не будет развивать его бизнес настолько хорошо, насколько ему хочется. Многие из этих мелких заводов постепенно превращались в крупные организации и создавали вокруг себя крупные города. Подобное отношение к ведению бизнеса до сих пор сохранилось в Швеции среди значительной части крупных промышленников. Именно эти традиции и подобная философия лежат в основании этики и морали шведского бизнеса.
Обратившись к истории российского предпринимательства, обратим внимание на такую его черту, как широкое участие в разнообразной благотворительной деятельности, ставшей доброй традицией отечественного бизнеса. Значительные средства купечества уходили на развитие просвещения, науки, искусств...
Вот как об этом пишет Иван Шмелев, русский писатель XX века: «Всему миру известна московская Галерея Третьяковская... Именитые иностранцы по пей о Москве судили, о России, о русском гении. Вложила она немало в добрую славу о России. Великую эту галерею всю жизнь собирали Третьяковы, именитые москвичи-купцы. Бережно собирали и хранили. Co6paлu, затратив миллионы. И принесли в дар Москве — дар бесценный. И еще капитал оставили, с усадьбой и завещанием: хранить, продолжать и — доступ бесплатно всем.
Московские клиники известны. Немало они способствовали доброй молве по свету о русской медицине, немало придали блеску науке русской. Члены международного съезда врачей, собравшиеся в Москве, были поражены «нежданным чудом» - целым клиническим городком, вольно раскинувшимся в садах на великом Девичьем Поле. Москва — «азиатский город» - открыла европейцам чудеснейшее лицо свое. Клиники эти тоже вложили что-то в добрую славу о России. Созданы они жертвой московского именитого купечества. Создавались по волшебству, «в минуту, по обету. Жертвователи соревновались «из-за чести». Большинство клиник — именные: гинекологическая клиника — имени Т.С.Морозова, клиника по нервным болезням — В.А.Морозовой, клиника по раковым опухолям., «зыковская», — ее же, детская клиника Мазуриных, по внутренним болезням...
Дома дешевых квартир для неимущих Бахрушина... Ночлежные дома Крестовниковых и Морозова, на 3-4 тысячи бездомных...
Родильные приюты, училище для глухонемых, Рукавишниковский приют для исправления малолетних преступников с мастерскими и сельскохозяйственной школой в собственном имении, прядильно-ткацкие образцовые школы, школы технического рисования, школы фабричных колористов, литейщиков, художественной ковки, слесарей, монтеров... — на все широко давало купечество. Легко давало. Много дел человеколюбия и просвещения остались безыменными, по Слову: «пусть левая рука твоя не знает, что творит правая». Сотни миллионов разбросал Солодовников по всей России.
Мелькают имена — С.И.Мамонтов, Меркушев из Сибири... — всего не вспомнишь. Какие силы и надежды, какие взмахи души... Где все теперь?! Не хлопотали о народе, не кричали, не суесловили. А делали, без шума, просто.
Их надо вспомнить. Надо записать все - и помнить.
А тысячи церквей, по всей России! Школы, больницы, богадельни, приюты, университеты, народные дома, театры, библиотеки, музеи - по городам, по городкам, по селам. Видал я сметы городов и земств. В холодных цифрах, в этих «стипендиях и капиталах» - сколько!.. Надо знать. По всей России и не сочтешь. И много, очень много безыменных. Я сказал только о Москве, что вспомнил. Все это создавалось - кем? Русскими людьми — «вчерашними мужиками» создавалось.
Много я ездил по России, бродил по глухим углам и узнавал такое... - не поверишь. Ни в Питере, ни в Москве не знали. Знали на местах и не дивились: чему же удивляться – «добрый человек», и все. Иначе как же? Помню, в Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот, встретил... дворец-гимназию. «На капиталы Солодовникова». На пустыре, во тьме, чудеснейший «дворец света», воистину свет из тьмы... Нет: это свет из сердца».
[И.Шмелев Душа Москвы» ]
Очень важно, что такие нравственные традиции отечественного бизнеса не утрачены, существуют по сей день и являются ярким показателем высокого морального уровня современного российского предпринимательства.
Примером современной благотворительной деятельности может выступать Альфа-Банк, являющийся крупнейшей в России частной банковской группой. Она предоставляет полный спектр классических банковских и инвестиционно-банковских услуг для организаций и частных лиц, а также услуги в сфере страхования.
Моральные основы ведения бизнеса Альфа-Банка и философия благотворительности связаны с поддержкой национального искусства и культуры. Наиболее крупные проекты отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Благотворительные проекты Альфа-Банка
· С первого года своего существования банк является инициатором и организатором крупных проектов, направленных на поддержку лучших образцов российской культуры, сохранение художественных, исторических ценностей и памятников. · Банк финансирует программы, направленные на оказание помощи талантливой молодежь и детям, оставшимся без родителей. · АльфаБанк активно участвует в сохранении дикой природы России и является членом Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund) |
В январе 2007 года Альфа-Банк занял первое место в прессрейтинге, осуществленном Национальным институтом исследования репутаций для газеты «Известия», по степени упоминаемости в связи с благотворительными и спонсорскими акциями в центральной и региональной прессе.
Лучшие отечественные традиции деловой этики поддерживаются и в ОАО «Горнометаллургическая компания «Норильский никель» («Норникель»). Это крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству цветных (никель, медь, кобальт) и драгоценных металлов (палладий, платина, золото, серебро). Группа является ведущим мировым производителем палладия, одним из крупнейших производителей платины, ее доля мирового производства никеля составляет около 20%, кобальта — более 10% и около 3% меди. «Норникель» разрабатывает уникальные по размеру и уровню содержания металлов месторождения цветных и драгоценных металлов, которые расположены на Таймырском и Кольском полуостровах, а также ряд золотых месторождений Магадана и Красноярского края. По данным рейтинга «Эксперт-200. Крупнейшие компании России», «Норникель» входит в двадцатку наиболее прибыльных организаций России и крупнейших по объему реализации продукции (второе место среди предприятий цветной металлургии), занимает седьмое место по рыночной стоимости среди российских организаций.
Приоритетом благотворительных программ «Норникеля» является поддержка территорий хозяйствования и образовательных учреждений, содействие их устойчивому социальному развитию.
Приведенные примеры еще раз подчеркивают, что серьезный, успешный бизнес всегда подразумевает глубокие нравственные основы. Их теоретическое осмысление возникло в результате попытки обобщения наиболее эффективного делового опыта и производственной практики ведущих мировых организаций.
Однако формирование этического кодекса отдельного предпринимателя или организации - это сложный процесс. Чтобы понять его и осуществлять успешное управление, необходимо иметь в виду трудности, с которыми приходится сталкиваться бизнесмену-руководителю. Перечислим и проанализируем наиболее типичные из них:
1. Экономический имморализм - т.е. непонимание сотрудниками важности этических аспектов дела. Желание получить «все и сразу», стремление к сиюминутному успеху и мгновенной прибыли, отсутствие выработки длительной деловой стратегии организации, и, что очень важно, социальная безответственность (равнодушие к сотрудникам, работающим в организации), все эти черты свидетельствуют, прежде всего, о моральной неподготовленности предпринимателей.
Во многом подобное отношение к бизнесу со стороны российских предпринимателей пугает потенциальных инвесторов, представителей известных зарубежных организаций, рассматривающих Россию в качестве возможного партнера. Так, например, специалисты аналитического центра «Эксперт» провели опрос западных менеджеров в Нью-Йорке, Лондоне, Москве и исследование корпоративного управления в России (институты, исследования, рейтинги, информация, обучение). Выяснилось, что деловая культура вносит вклад в формирование у респондентов определенной картины российского общества, которая характеризуется следующими моментами:
· ненормальная поляризация богатства и бедности - «как в царской России»;
· растущая бедность во многих слоях общества (низкий прожиточный минимум, низкая пенсия, стипендия и т.д.);
· высокий процент деморализации населения, неуверенности в своем будущем.
2. Низкий уровень маркетинговой культуры, проявляющийся в неуважительном отношении к партнерам по бизнесу или потребителям. Одна из аксиом подлинно этичного предпринимательского хозяйствования - «интересы клиента превыше всего». Речь, прежде всего, идет об уважении к людям. Причем неважно, касается это персонала самого предприятия или потребителей его продукции. Залог успеха, считают предприниматели, в постоянном диалоге с людьми, в изучении потребностей и стремлении максимально удовлетворить их.
Основой этики бизнеса являются честность и порядочность в деловых отношениях. Утверждению этих принципов отчасти способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов и других актов, регулирующих отношения предпринимателей и граждан8. Однако ведущую роль в разработке и осуществлении этических норм играют сами фирмы, организации, предприятия и их объединения в условиях гуманистического гражданского общества.
Еще в 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса»: в основе предпринимательства лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают обмен эквивалентным. К 1950-м годам оформились основные принципы деловой морали: стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п.
Низкий уровень маркетинговой культуры, проявляющийся в неуважительном отношении к людям, выражается и в том, что организация не заботится об информационном уровне своего существования: отсутствие доступных справок предприятию, скудная, неэффективная реклама, и, один из важнейших моментов, незнание современных технологий информации. Между тем, специалисты утверждают, что сегодня бизнес выступает в роли первооткрывателя разработок новых «технологий информации». Успешный опыт многих западных организаций свидетельствует, что мелкий бизнес оказался весьма эффективной формой управления экономикой, а также проверки жизнеспособности любых нововведений. Высокая гибкость, быстрота реакции на изменение рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации научного поиска и производственной работы, широкие возможности для личного творческого самовыражения - именно эти особенности, по мнению ученых, являются залогом успешной деятельности организации, обеспечивая ее достойный уровень, престиж в рыночных структурах, уважение среди партнеров и клиентов.
3. Неразвитая технология делового общения. Незнание этики ведения переговоров, коммерческого общения, составления документации. Непонимание национальных особенностей, колорита деловой этики зарубежных партнеров.
Важно понимать, что мировой бизнес предпочитает строить деловые отношения с таким партнером, который демонстрирует:
· готовность идти на деловой контакт и коммуникабельность поведения;
· использование грантов на развитие, налоговых льгот, кредитов и ссуд под низкие проценты, информационной и консультационной поддержки и т.п.;
· гибкое поведение, готовность идти на компромиссы по важным вопросам.
Важнейшим критерием высокого уровня деловых отношений является активность, демонстрация предприимчивости и высокая степень мотивации, т.е. широкое принятие законов рыночной экономики. Этот фактор делает квалифицированность и образованность коммерчески ценными.
4. Образовательный уровень сотрудников. Основная трудность здесь состоит в быстром устаревании знаний, несовременном мышлении, упрощенности подходов при решении коммерческих или управленческих задач, интеллектуальной закомплексованности. Все это не повышает деловой рейтинг организации. Поэтому необходимо планировать свою карьеру: постоянно заботиться о повышении своего профессионального уровня.
В условиях обостряющейся конкуренции возрастающее значение для менеджеров как руководителей производства приобретает проблема управления «человеческими ресурсами». Предпринимателями разрабатывается «новая глобальная стратегия», цель которой повысить материальную и моральную заинтересованность работника, привлечь его к более активному участию в управлении производством, повысить его профессиональный уровень, содержательность труда и степень удовлетворенности его итогами. В этой области всемирную известность получил опыт японских предпринимателей.
Центральное место в деятельности многих японских организаций в последние годы принадлежит специфической форме организации труда персонала, получившей название «кружки контроля качества».
Первые такие кружки были созданы в конце 1962 г. на крупных машиностроительных предприятиях Японии. Кружок - это группа работников, обычно по 8-10 человек (бригада, отдел), функционирующая как центр инноваций после завершения рабочего дня. Основными задачами кружка являются поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение всех его членов. При создании кружка обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности.
Подобной работой в кружках совместно со специалистами и управляющими по решению производственных проблем на практике осуществляется менеджмент, основанный на участии. Кружки качества пропагандируются как реальное воплощение широко распространенного в современной Японии лозунга: «каждый занятый - управляющий».
Специалисты с уверенностью утверждают, что быстрое усиление позиций Японии на мировом ранке за последние два десятилетия в значительной степени достигнуто за счет активного использования кружков качества, позволивших ускорить процесс развития производства, разработку и практическое освоение новейших прогрессивных технологий, осуществить рост производительности труда, повысить качество выпускаемой продукции. Усилилась моральная и материальная заинтересованность участников производства в результатах своей деятельности.
Хороший опыт работы по повышению образовательного уровня кадрового состава накоплен и российскими предприятиями. Например, основные усилия в кадровой политике «Норникеля» сконцентрированы на формировании перспективного кадрового резерва и проведении социально ответственной реструктуризации.
В «Норникеле» разработана система опережающего обучения и постоянного повышения квалификационного уровня персонала, включающая корпоративную учебную базу, соответствующие кафедры ведущих учебных заведений страны, программы дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Годовой экономический эффект от обучения персонала в 2006 году составил более 200 млн. рублей.
На Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности», проводимом в 2007 году правительством РФ с участием общероссийских объединений работодателей и профсоюзов, «Норникель» занял первое место в номинации «Квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки».
Проведенные многочисленные исследования показывают, что «многое в управлении предприятиями с производством мирового класса может показаться парадоксальным, загадочным и даже нелепым. Главным оказывается здесь не создание всеобъемлющей, предельно рационализированной системы, а формирование «психологического» состояния сотрудников... В общественном сознании формируется образ предпринимателя победителя, включающий в себя такие черты, как постоянное обновление руководимой им организации, безукоризненность репутации, неповторимость стиля».
Таким образом, сегодня именно этические аспекты являются одним из приоритетов развития предпринимательства и управления. Для успешного осуществления этого направления необходим творческий подход к организации дела. Неслучайно сегодня на многих предприятиях появляются должности «креативных менеджеров», т.е. людей, работающих над нестандартными решениями производственных проблем и реализующих творческо-инновационный подход.
Деловая этика развивалась и формировалась в соотнесении с практическими запросами бизнеса. Вследствие этого возник особый круг понятий, принципов, проблем, отражающих своеобразие этики деловых отношений. Она включает, прежде всего, моральные требования к стилю работы (например, этику взаимоотношений с руководителем, нравственные методы конкуренции, этику делового партнерства и др.); принципы делового общения (например, правила подготовки и проведения служебных совещаний, переговоров с деловыми партнерами, особенности деловой беседы и др.); специфические особенности деловых коммуникаций и этикет (внешний облик делового человека, манера поведения и др.).
Деловая этика - это совокупность нравственных норм и правил поведения предпринимателя, а также требования, предъявляемые обществом к стилю его работы, характеру и способам общения, его моральному облику.
Деловая этика адаптирует основополагающие нравственные ценности непосредственно к профессиональным интересам бизнеса.
Принципы этики деловых отношений – обобщённое выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Современная деловая этика, по мнению многих учёных, должна основываться на трёх важнейших положениях:
• Создание материальных ценностей во всём многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
• Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
• Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
В таблице 3 представлены основные принципы этики деловых отношений.
Таблица 3 - Принципы этики деловых отношений
1. Убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом. 2. Понимание того, что окружающие люди хотят и умеют работать. 3. Отношение к бизнесу как творческому процессу. 4. Признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества. 5. Уважение любой формы собственности. 6. Действие только в рамках существующего законодательства. 7. Честное следование договорным отношениям. 8. Повышение образовательного уровня |
Рассмотрим основное содержание этих принципов.
1. Убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом.
Подобный нравственный принцип имеет довольно четкую форму экономического выражения. Часть стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется посредством различных механизмов на нужды общества в целом или отдельных категорий населения. Эта тенденция хорошо прослеживается на уровне предприятий. Предприятию в наши дни уже недостаточно иметь только четко выработанную финансовую, инвестиционную и технологическую политику. В современных условиях каждое предприятие не может существовать, успешно функционировать без осознания своей социальной значимости. Опыт свидетельствует, что отсутствие социальной политики всегда очень дорого обходится для предприятия.
2. Понимание того, что окружающие люди хотят и умеют работать.
По оценкам специалистов за десятилетие рыночных реформ в России сформировался слой высококвалифицированных менеджеров, отвечающий такому важному принципу. Многие руководители зарубежных западных организаций отмечают, что для сотрудников их российских офисов важны «люди, которые хотят работать, умны и квалифицированы и которые работают в среднем больше, чем в любой другой стране Западной Европы». Часто наблюдают, что «...качество работы сотрудников в России выше, чем в Британии или в Европе».
3. Отношение к бизнесу как к творческому процессу.
Этот принцип предполагает понимание бизнеса как процесса творческой самореализации человека. Предприятие в этом случае - не только источник дохода, поддерживающий определенный уровень материального благосостояния, но и отражение развития человека, раскрытия его способностей. Именно такое восприятие предпринимательской деятельности привело к появлению во многих ведущих мировых организациях специалистов-консультантов по «творческому бизнесу».
4. Признание необходимости не только конкуренции, но и сотрудничества.
В этом принципе отражается определенная стратегия деловых отношений, связанная с философией партнерства, умением предпринимателя находить взаимные пути преодоления разногласий и проблем в бизнесе. Среди факторов, определяющих успех партнерства, выделяют:
· ответственный подход к выбору партнеров;
· четкое определение, достижение общего понимания целей и предполагаемых результатов деятельности партнерства;
· согласование PR-политики в отношении партнерства;
· в некоторых случаях - заключение юридического договора и согласование затрат.
5. Уважение любой формы собственности.
Уважение к частной собственности и ее неприкосновенность представляет собой фундаментальный принцип существования свободного предпринимательства. История мирового бизнеса уже доказала, что именно частная собственность стала мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, а также динамичного развития производства. Она способствовала формированию в людях индивидуальной инициативы, способности к разумному риску, готовности самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия.
6. Действовать только в рамках существующего законодательства.
Принятые в России Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс позволяют регулировать сложные процессы производственной и коммерческой деятельности и жизни людей.
7. Честно следовать договорным отношениям.
Специалисты отмечают возросшую за период рыночных реформ этику договорных отношений: «Если смотреть на сделку и на разговор с юристами в России и в Америке — сейчас это практически один и тот же разговор. А десять лет назад вообще тратить время на юристов не имело смысла. Теперь об условиях договариваются долго и упорно, потому что люди понимают, что эти условия предстоит выполнять».
8. Повышение образовательного уровня сотрудников.
Существуют специальные признанные международным бизнес-сообществом учебные центры и институты, осуществляющие образовательную деятельность по наиболее актуальным и востребованным вопросам современного бизнеса.
Перечисленные принципы этики деловых отношений могут приобретать дополнительное своеобразие, отражая специфику различных видов профессиональной деятельности. Все эти особенности, как правило, закрепляются в этических кодексах предприятия, организации.