Коллективные формы работы или работа в микрогруппах

(устное изложение результатов обязательно,

но предварительно оно фиксируется в рабочей тетради)

5. Аннотирование – краткая характеристика содержания книги, статьи.

Группа студентов (1/2 группы) аннотирует (по специально и заранее объясненной схеме определяет цель, задачи, идеи, вытекающие из статьи, степень ее прикладного значения) статьи конкретных номеров журнала за год по определенному разделу и изучаемой теме. Сообщения, в целом, занимают немного времени. Остальные студенты записывают выходные данные интересующих их статей по теме занятия.

Периодические издания по психологии, которые можно получить в читальном зале библиотеки Педагогического института

1. Вопросы психологии Журнал
2. Прикладная психология Журнал
3. Мир психологии Журнал
4. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология Журнал
5. Лечебная педагогика и психология.(3 издания) Брошюра
6. Вестник психологической и коррекционной работы Журнал
7. Прикладная психология Журнал
8. Психологическая наука Журнал
9. Психологический журнал Журнал
10. Профессиональная библиотека школьного психолога Брошюра
11. Личность. Культура. Общество Журнал
12. Психологическая газета «Мы и мир» Газета
13. Развитие личности Журнал
14. Психологическая газета Журнал

6. Конспектирование (монографий, статей из сборников, хрестоматий, журналов) – краткое письменное изложение научной работы.

Аудитория делится на 2-3 группы студентов. Группы конспектируют иногда один источник, но по-разному: цитатный конспект, тезисный, «пересказный» и другие), иногда – два-три разных источника по специальному плану. Во втором случае при пересказе конспекта одной группой другая группа обязательно делает тезисную запись услышанного для последующего устного сравнения и обсуждения точек зрения разных авторов на один из вопросов темы занятия.

7. Рецензирование– письменный анализ, содержащий критическую оценку научной работы.

План рецензии

1. Краткие сведения об авторе работы.

2. Выходные данные статьи.

3. Цель статьи. Описываемая им проблема.

4. Вопросы, выделенные автором в работе.

5. Какие из них более освещены и почему?

6. Как развивается мысль автора по каждому из заявленных в статье вопросов?

7. К каким выводам пришел автор?

8. С чем можно и с чем нельзя согласиться? Почему?

9. Что вносит данная статья в разработку рассмотренной в ней проблемы?

10. Каковы, на ваш взгляд, недостатки статьи? Ваши рекомендации автору.

8. Реферирование–1) подготовка доклада по теме, основанная на обзоре первоисточников, 2) краткое устное или письменное изложение научной работы, книги.

Требования к реферату

1. Время сообщения – 10 минут, максимально – 12 мин.

2. Объем работы – 12-15 стр.

3. Время подготовки – 1 неделя, т.е. к каждому следующему семинару,темы необходимо брать заранее.

4. Реферат оформляется в рабочей тетради для семинарских занятий.

5. Реферат готовят два студента: первый – введение и заключение, второй – основную часть.

6. Структура работы стандартна: план, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

7. Каждый из разделов включает в себя следующие компоненты (см. ниже).

Название темы План Введение. Цели и задачи работы. Краткая история вопроса. Основная часть. Название темы. 1. 2. 3. 4. max Коллективные формы работы или работа в микрогруппах - student2.ru Первый лист реферата
Заключение    

Опишем содержание каждой части, составляющей структуру работы.

Введение. Прежде всего следует доказать, что тема реферата актуальна, важна в практической деятельности (2-3 фразы).

Далее следует назвать цель работы (например, описать основные свойства внимания и их сформированность в определенном возрасте), которая, как правило, обозначена в названии темы реферата (1 фраза).

Затем необходимо указать, что для достижения этой цели требуется решить ряд задач, например:

1) изучить источники по проблеме,

2) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые в реферате вопросы.

После этого нужно дать краткий анализ (в хронологической последовательности) литературы, которая была изучена для написания реферата (3-5 источников, из них – не менее 2-х статей и хотя бы 1 глава какой-либо монографии); можно дать аннотацию к каждому источнику (по образцу подготовки аннотаций на семинарах).

Затем – кратко сказать о структуре работы.

В общей сложности, введение должно занять не более 3-х страниц.

В основной части реферата рассматриваются последовательно вопросы, раскрывающие тему. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (монографий, статей из журналов «Вопросы психологии» и др., учебников), но каждое теоретическое положение следует подкреплять примером из истории психологии, жизни, популярной литературы. Эта часть работы должна содержать сопоставление хотя бы двух точек зрения по каждому из вопросов основной части. По каждому из этих же вопросов необходимо сделать вывод (1-2 предложения), а в конце основной части сформулировать общий вывод по теоретическому исследованию, в котором указать, чьей точки зрения Вы придерживаетесь, изложить свой взгляд на проблему, обозначенную в теме реферата. По объему эта часть работы занимает 8-10 страниц.

Заключение содержит все выводы по основной части и общий вывод о необходимости дальнейшего изучения проблемы или тот, к которому вы пришли, изучив источники. Объем заключения – 1 страница.

С рефератом выступает тот студент, который составил вступление и заключение. Для этого он предварительно знакомится с текстом и списывает его в свою тетрадь, внеся коррективы и обсудив их с напарником. Отметку преподаватель ставит обоим студентам.

9. Оппонирование– выступление с возражениями в публичной беседе, диспуте.

Вариант I

1. Положительное в реферате: содержательные, композиционные и другие компоненты.

2. Отрицательное в реферате (несоответствие «нормам»). Рекомендации автору по исправлению недостатков и перспективе разработки темы.

Вариант II

Содержание Форма
1. Актуальность, значимость темы, острота постановки проблемы. 2. Глубина, степень проникновения в проблему, знание вопроса. 3. Конструктивность предложений и возможности их практического применения. 1. Умение привлечь внимание, эмоциональность изложения. 2. Ясность, лаконичность изложения, четкость формулировок. 3. Невербальная коммуникация (поза, мимика, жесты). Культура речи, грамотность изложения.

Наши рекомендации