Возможные типологии знаков и знаковых систем. Примеры

Возможные типологии знаков и знаковых систем. Примеры - student2.ru

Типология знаков

Развитие типологии знаков привело к уточнению термино­ логии, используемой для наименования основных видов знаков

и их классификации. Современная классификация знаковуже не может быть выражена строго иерархической схемой и явля­ ется многоаспектной; в ней целесообразно учитывать целый ряд параллельных оснований деления, выделяемых на основании различных аспектов семиотики.

1. С точки зрения денотатики.

Во-первых,в соответствии с традиционным пониманием, связь между знаком и обозначаемым им объектом может быть основана на ассоциации по смежности представлений, — и тогда мы имеем дело спризнаками, — или на аналогии представлений,

итогда перед нами образы. При этом не вызывает сомнений, что первый тип знаков был более ранним, так как ассоцииро­ вание представлений по аналогии требует осмысления, анализа

иоценки представлений с выделением сходных характеристик

иустановлением факта подобия (сначала внешнего, а значи­ тельно позднее функционального), тогда как для заключения о смежности представлений требуется только достаточно частая совместная встречаемость явлений. Эта встречаемость даже не должна носить абсолютный характер: молния не всегда сопро­ вождается громом и грозой (так называемые воробьиные ночи),

адым не всегда свидетельствует об огне.

Всоответствии с традиционной (предложенной Ч. Пирсом) классификацией, образы могут быть далее разделены на отра-

диаграммы иметафоры, в то время как к признакам, повидимому, можно отнестиметонимию.

Во-вторых,с точки зрения восприятия характера связи меж­ ду знаком и объектом, можно выделить, как предлагает В.И. Кодухов,природные (естественные, включая техногенные)знаки икоды (искусственные знаки, устанавливаемые по договоренно­ сти).

В-третьих,на основании характера денотата можно разли­ чать пустые знаки (при отсутствии денотата, например,русал­ ка), единичные знаки (например,Киев) и множественные знаки (например,город).

В-четвертых,на основании временной отнесенности денотата можно различать (как это предложил Р. Бэкон в XIII в.) знаки, обозначающее нечто в прошлом (например, след прошедшего

зверя), настоящем (например, симптомы заболевания) или бу­ дущем (например, приметы погоды).

2. С точки зрения морфетики, формальных свойств знака.Во-первых,на основе материальной формы знака (в виде световых или акустических волн, внешней формы, запаха, хими­ ческого состава), определяющей вид органа, воспринимающего знак, выделяются знаки зрительные, слуховые, осязательные и органолептические. Последние разделяются на обонятельные

ивкусовые (Encyclopedic Dictionary of Semiotics). Любопытно, что наиболее ранними являются осязательные и вкусовые знаки. Согласно И.В. Шаповаленко, здоровый новорожденный облада­ ет тактильной и вкусовой чувствительностью — способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого (Шаповален­ ко 2005: 158).

Кзрительным знакам относятся следующие группы:

•группа дорожных знаков, начиная от разметки дороги и включая знаки светофора, семафора, красные флажки или жезл регулировщика и такие предупредительные знаки, как красные флажки на машинах с негабаритными грузами, ночные огни са­ молетов, огни на посадочных дорожках аэродромов, бакены на водных объектах и т.д.;

•группа знаков общения, во многом устанавливаемая тра­ дицией и правилами этикета и включающая этические знаки узнавания — поклоны и кивки, с достаточно исторически раз­ витой шкалой, обусловленной культурными и временными осо­ бенностями, а также рукопожатия; языки жестов (поднятая рука как знак привлечения внимания в учебных заведениях, на лек­ циях и собраниях, в других общественных местах — например, в кафе или ресторане; знаки победы — V-sign,успешного поло­ жения — OK, thumbs up; разочарования, суеверия — джедаттура

идр.); знаки статуса — одежда и татуировка (в том числе фор­ менная одежда, погоны и нашивки), макияж, прическа, родовые гербы, жезл судебного исполнителя и т.д., исторические — си­ стемы посадочных мест в театре и мебели для сидения, фирмен­ ные знаки и наименования; предупредительные знаки — пред­ мет, оставленный на стуле и означающий, что место занято, стул в дверях, означающий что вход временно запрещен, барьеры и

ограждения (строительных площадок, частной территории) и т.д.; обряды и церемонии;

•различные языковые системы письменности, а также вспомогательные вторичные языковые системы зрительных ко­ дов: зрительная сигнализация Морзе (вспышками света и флаж­ ками), язык глухонемых и т.д.;

•другие знаки зрительной сигнализации;

•специальные сигнальные знаки: охотников и туристов (два камня на берегу, означающие брод; сломанная ветка, ука­ зывающая тропу; знаки международного туризма — медпункт, столовая и т.д., условные жесты охотников и рыболовов); воен­ ных — условные жесты разведчиков, сигнальные ракеты и т.д.; спортивные — условные жесты, карточки судьи; монтажников и грузчиков;

•природные знаки — приметы погоды, морозный узор на стекле, дождь за окном; следы, указывающие на тропу, отклоне­ ние веток, показывающее направление ветра;

•техногенные знаки — изменение цвета или мигание сиг­ нальных огней, указывающее на снижение энергии в аккумуля­ торах, показания шкалы приборов, указывающие на состояние механизмов, организма или окружающей среды;

•системы визуальных искусств — изобразительные искус­ ства (живопись, архитектура, дизайн, орнамент), театр (особен­ но балет и пантомима), кино.

К слуховым знакам относятся следующие группы:

•сигналы времени, включая рабочий гудок, удары о рель­ су на сельскохозяйственных работах, звонки в учебных заведе­ ниях, пионерский горн, спортивные сигналы — гонг или другой звуковой сигнал об окончании матча или его части, барабаны, сигналы будильника, таймеры домашних и специальных прибо­ ров, предупредительные гудки перед взрывами, сигналы точно­ го времени и т.д.;

•сигналы вызова обслуживающего персонала в обще­ ственных заведениях — гостиницах, больницах и т.д.;

•сигналы прихода, такие как звонок или стук в дверь, покашливание вошедшего человека, гудок машины, стоящей у подъезда или у шлагбаума с ручным управлением, звонок вело-

сипеда почтальона в загородной местности, лай сторожевой со­ баки; звонок телефона и т.д.;

•предупредительные и аварийные звуковые сигналы при­

боров;

•более сложные звуковые системы, включающие знаки реакции, например система телефонных гудков при наборе но­ мера (оповещающая о том, что линия или номер заняты — при коротких гудках; абонент отсутствует или не может подойти к телефону — при длинных гудках; неисправность на линии или неправильный набор — при отсутствии всяких сигналов) или аплодисменты или свист в зале, информирующие о реакции зри­ телей и слушателей; звучащую речь; производные вторичные языковые системы звуковых кодов — морзянка, язык барабанов, сильбо Гомера (язык свистов) и т.д.; ограниченные кодовые си­ стемы — сигналы военных горнов, охотничьих рогов, система свистков судьи спортивного соревнования, междометия, обря­ довые музыка (туш, свадебный марш, траурный марш, поход­ ный марш и т.д.) и плачи, гимны; музыка в целом;

•природные знаки — гром, голоса зверей и птиц;

•техногенные звуковые знаки, указывающие на близость населенного пункта.

Кгруппе осязательных знаков относятся преимуществен­ но предупредительные знаки — барьеры, перила, ограждения, разница в уровнях тротуара и проезжей части и т.д., а также вспомогательные языковые средства — система письменности для слепых Брайля, тактильный язык для слепоглухонемых; ру­ копожатие как знак общения.

Корганолептическим знакам относятся обонятельные — знаки статуса (парфюмерия, запах жилого или нежилого по­ мещения, запах заведения общественного питания, а также раз­ личные запахи продуктов), природные запахи (моря, лугов и т.д.), техногенные запахи от автомобильных выхлопов до запаха оранжерей и цветников, а также предупредительные запахи от­ равляющих веществ и вкусовые знаки качества пищевых про­ дуктов. В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохра-

няющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

Большинство этих знаков носит установочный характер, служа базой для определения отношения и последующих дей­ ствий воспринимающего.

Даже этот, далеко не полный, перечень дает представление о сравнительной функциональной значимости информации, по­ лучаемой с помощью различных органов ощущений. Примеча­ тельно, что хотя, по данным современной психологии, более 90% информации человек получает с помощью зрения, слух также играет в жизни человека значительную роль.

Во-вторых,на основании формальной структуры можно раз­ делить знаки напростые, структурно далее неделимые (напри­ мер, красный свет светофора, буква/фонема слова), исложные, состоящие из ряда самостоятельных элементов (например, госу­ дарственный герб, обычно состоящий из ряда элементов, симво­ лизирующих предполагаемые особенности данного государства; слово, состоящее из морфем, и т.д.).

В-третьих,на основании мотивированности формы знаки (в первую очередь коды) разделяются на мотивированные —сим­ волы — и немотивированные —сигналы. Мотивированность ча­ сто основывается на аналогии, например звуковая мотивирован­ ность слов, или связь между величиной и числом звездочек или полосок и рангом военного, однако это происходит далеко не всегда, например использование изображения голубя как сим­ вола мира не основано накаком-либопрямом сходстве.

Б.А. Плотников считает, что образы по степени мотивирован­ ности, по характеру непосредственной связи с обозначаемыми или соотносимыми с ними реалиями могут быть классифициро­ ваны в следующем порядке: фотография — рисунок — чертеж — схема — таблица — формула — цифра — способ написания вер­ бальных знаков (Плотников 1992, цит. по: Лукин 1999: 12).

В-четвертых,на основании длительности реализации формы можно различать знакимоментальные идлительные (стабиль­ ные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использо­ вания, относятся, например, звучащие слова, в то время как на­ писанные слова являются длительными знаками.

3. С точки зрения семантики.

Во-первых,на основании содержательных характеристик можно, вслед за Ч. Моррисом, выделить такжеуниверсальные знаки, имеющие предельно широкое значение (в языке это по­ казатели грамматических категорий, деривационные аффиксы, общенаучные и общетехнические термины, служебные слова),характеризующие знаки (в языке — наименования общих поня­ тий в терминоведении или представлений в общеупотребитель­ ной лексике) изнаки-индексы, обозначающие единичные поня­ тия или представления (в языке — имена собственные).

Во-вторых,на основании уровня восприятия сознанием мы можем разделить знаки на знакиощущений, восприятия, пред­ ставлений и в ситуации оперирования терминами или символа­ ми понятий —мышления (понятия).

В-третьих,на основании структуры значений различают­ сяоднозначные имногозначные знаки (вплоть до энатиосемичных знаков, совмещающих противоположные значения: свист в зрительном зале может означать полную неудовлетворенность и одобрение, аплодисменты выражают одобрение, но могут ис­ пользоваться для «захлопывания» неудобных ораторов, крест может использоваться как для указания даты рождения и креще­ ния, так и для даты смерти), синонимичных (лев — царь зверей и орел — царь птиц могут быть использованы в гербе государства для указания на его могущество).

Рассматривая словесные знаки (слова и словосочетания), A.A. Уфимцева выделяет следующие семиологические классы и подклассы слов: характеризующие (называющие) — в основ­ ном полнозначные, собственно номинативные знаки — глаголы, имена существительные, имена прилагательные, наречия, иден­ тифицирующие (имена собственные) знаки, квантитативные знаки и дейктические знаки (Уфимцева 2004, Предисловие).

4. С точки зрения синтактики.

Во-первых,на основании наличия или отсутствия системы знаков можно выделитьодиночные исистемные знаки.

Во-вторых,на основании позиции в системной иерархии можно выделитьгиперзнаки и иерархически подчиненныегипознаки.

Bo-третьих,на основании вида реализации внутрисистем­ ных отношений можно выделитьсинонимичные, антонимичные

ипаронимичные знаки.

5.С точки зрения эволютики.

Во-первых,на основании происхождения можно выделить знакиисходные, первичные ипроизводные, вторичные: например обычный алфавит и азбука Морзе, обычный язык и образован­ ные на его основеинформационно-поисковыеязыки с ограни­ ченной лексикой и грамматикой.

Во-вторых,на основании происхождения можно выделить

исходные и перенесенные,заимствованные знаки.

В-третьих,на основании хронологического статуса можно выделитьсовременные иустаревшие, в том числеисторические

знаки.

6. С точки зрения прагматики, функциональных свойств.Во-первых,на основании статуса знаки могут быть разделе­

ны на полузнаки (квази-знаки)— элементы более сложных зна­ ков исамостоятельные знаки.

Во-вторых,на основании области применения различаются знакиуниверсальные, специальные иузкоспециальные.

В-третьих,на основании цели сообщения, с точки зрения по­ лучателя информации (при односторонней знаковой ситуации) или отправителя и получателя информации (при двусторонней коммуникации), знаки могут быть разделены наинформирую­ щие ипобудительные. Первые могут быть подразделены далее нафактографические — дающие информацию безотносительно к ее использованию (названия улиц, вывески магазинов, ука­ зываемое флюгером направление ветра, установочные знаки, позволяющие определить свое отношение к определенному яв­ лению: форменная одежда, гербы, фирменные наименования и товарные знаки и т.д.) инормирующие — дающие нормативную информацию, которую адресат должен принять к сведению и впоследствии ею руководствоваться (предупредительные зна­ ки и т.д.). Побудительные знаки, предполагающие немедленную ответную реакцию получателя информации, также могут быть разделены на две подгруппы —запрещающие знаки ирекомен­ дующие знаки.

Соотношение этих типов знаков в нашей жизни таково, что подавляющую часть воспринимаемых и регистрируемых на­ шим сознанием фактов составляет фактографическая инфор­ мация. Эксперименты показывают, что хотя мы не обращаем внимание на число ступеней на лестнице нашего дома или чис­ ло шагов, которое нам нужно сделать до ближайшей остановки транспорта, все мельчайшие факты окружения регистрируют­ ся сознанием и, находясь, например, под гипнозом, мы можем указать точное число шагов, которые пришлось сделать до остановки транспорта, описать со всеми подробностями дома, мимо которых мы проходили, или указать номера проезжав­ ших мимо машин. Только незначительная часть фактов окру­ жающей среды воспринимается как нормативная информация, которая нам может пригодиться, и еще меньше как информа­ ция побудительная.

Перечисленные классификации не являются взаимоисклю­ чающими, а, скорее, дополняющими друг друга и отражающи­ ми многосторонний характер (и аспекты рассмотрения) знаков. Они могут развиваться и при необходимости дополняться даль­ нейшей детализацией видов знаков, однако, по нашему мнению, в настоящее время вполне можно ограничиться вышеперечис­ ленными разновидностями знаков. Ряд авторов предлагает свои классификации.

А.Г. Шейкин предлагает различать системные знаки (являю­ щиеся элементом какой-либознаковой системы, языка культу­ ры) и несистемные (неязыковые или единичные) знаки. Среди последних он выделяет символы,знаки-копии(репродукции обозначаемых объектов, сюда можно отнести и знаковое поведе­ ние — имитацию) изнаки-признаки(связанные с денотатом как с причиной — симптомы, приметы). Такое деление знаков на си­ стемные и несистемные достаточно условно, поскольку одни и те же знаки могут использоваться и как системные, и как единич­ ные (так литера А обозначает соответствующий звук в алфавите, но может обозначать и автобусную остановку). Системные (язы­ ковые) знаки он подразделяет аналогично знаковым системам в соответствии с формой знаков (вербальные, жестовые, иконические, графические, образные). Далее, по его мнению, достаточ но условно выделяются также знаки естественных (вербальных языков общения) и искусственных (созданных человеком кодо­ вых систем) языков. Применение языковых знаков, в отличие от несистемных, обусловлено не только коммуникативным кон­ текстом, но и принятыми в данных языках синтаксическими и семантическими правилами. При этом знаковые системы также могут находиться в тесной взаимосвязи и взаимообусловленно­ сти (так, алфавит и азбука Морзе одинаково предназначены для фиксации знаков (звуков) вербального языка, при этом азбука Морзе может записываться с помощью литер, передаваться све­ товыми и звуковыми сигналами и т.д.) (Шейкин 1998).

А.Т. Хроленко предлагает различать детерминированные (причинно-обусловленные)и недетерминированные знаки.

Кдетерминированным он относит знаки-признаки(симптомы)

изнаки-копии(фотографии, чертежи, карты). К ним близки зна­ ки, которые изучаются особыми прикладными науками, напри­ мер, медицинской семиотикой (симптомы, признаки различных болезней), криминалистической трассологией (следы на месте преступления), археологией (элементы материальной культуры древних цивилизаций).

Недетерминированные знаки он делит на языковые (орга­ низованные в систему) и неязыковые (не организованные в си­ стему). Языковые знаки далее распределяются по трем группам: 1) естественные языки (фонетические языки); 2) искусствен­ ные языки (графический письменный язык, ручная речь глухо­ немых, язык свиста, узелков и проч., математические и логикосимволические языки, дорожные знаки, музыкальные ноты и т.д.); 3) знаки, сопряженные с фонетическим языком (интона­ ция, мимика, телодвижения и т.п.) (Хроленко 1999).

Достаточно развитую классификацию знаков предлагает A.B. Соколов. По его мнению, знаки используются в двух семиосферах: познании и смысловой коммуникации. В познании оперируют знаками-образами,воспроизводящими отличи­ тельные признаки обозначаемого предмета или явления в силупричинно-следственнойсвязи с ним. В социальной смысловой коммуникации используют коммуникационные знаки, создава­ емые специально для хранения и распространения смыслов.

Знаки-образыделятся на симптомы(знаки-индексы)— на­ блюдаемые явления, свидетельствующие о наличии других, не­ посредственно не наблюдаемых явлений (дым — признак огня, повышенная температура — признак болезни, народные приметы и т.д.) и модели — материальные предметы или тексты (записи), воспроизводящие внешний вид или внутреннее устройство объ­ екта с целью его познания. Модели в виде материальных пред­ метов представляют собой копии (в том числе фотографии), а текстовые модели — описания (словесные портреты) моделиру­ емых объектов. Вмоделях-описанияхиспользуются те же знаки, что и в коммуникационных текстах, и таким путем познаватель­ ныезнаки-образысливаются с искусственными коммуникаци­ онными знаками.Знаки-копииотносятся к иконическим доку­ ментам и могут выполнять документальные функции.

Коммуникационные знаки в предлагаемой классификации делятся по способу воплощения на две группы: поведенческие, нестабильные, представляющие собой акты действия в реальном масштабе времени, и стабильные, документальные предметы, способные сохраняться с течением времени. Устная коммуника­ ция и исполнительское искусство пользуются поведенческими знаками, а письменная речь и изобразительное искусство — зна­ ками документальными.

Кроме того, коммуникационные знаки делятся:

•на одиночные, единичные знаки-символы,например, обособленные жесты (не пантомима или жестикуляция, а от­ дельный жест), вещественные символы типа амулета, обручаль­ ного кольца, фирменного знака, государственной символики;

•языки — знаковые системы, в которых из кодов (члено­ раздельных звуков — фонем или алфавита букв — графем, цифр, условных обозначений) при помощи грамматических правил строятся осмысленные лексические единицы и предложения. Языки делятся на естественные (русский, английский и т.д.) и искусственные (химические символы, дорожные знаки, ноты, языки программирования, эсперанто и т.п).

Отличие одиночного знака от языка состоит в том, что пер­ вый находится вне грамматики, а второй включает в свой со­ став некоторую простую или сложную грамматику. Этнографы и культурологи давно обратили внимание на специфические отличия коммуникационных знаков, используемых в разных культурах. Для учета этих отличий было введено понятие язык культуры, под которым понимается совокупность всех знако­ вых способов вербальной и невербальной коммуникации, де­ монстрирующих специфику культуры этноса и отражающих ее взаимодействие с культурами других этносов (Соколов 2002).

Наши рекомендации