Создают ощущение просторности
Равномерное освещение
Периферийные (настенные) источники света
Относительно яркое освещение
Создают ощущение уединенности или интимности
Неравномерное освещение
Периферийные (настенные) источники света
Свет низкой интенсивности рядом с пользователем(ями)
Более яркий свет на расстоянии от пользователя(ей)
Создают радостное ощущение
Неравномерное освещение
Периферийные (настенные) источники света
Создают ощущение легкости визуального восприятия
Равномерное освещение
Определенные периферийные эффекты, например стенные поверхности с высокой отражательной способностью
Яркое освещение
Источник:
J. Е. Flynn, «A Study of Subjective Responses to Low Energy and Nonuniform Lighting Systems», Lighting and Design Application, 1977, 7, 6-15.
Шум на рабочем месте
Количество источников шума на рабочем месте может быть на удивление большим. Некоторые промышленные рабочие трудятся в таких шумных условиях, которые исключают возможность обычного разговора. Многим работникам офисов приходится выносить постоянный грохот офисного оборудования, непрерывный звон телефонов, разговоры, которые их коллеги ведут между собой, а иногда и работающее радио или громкоговорители системы внутренней связи.
Шум на рабочем месте — подобный тому, который имеет место на промышленных предприятиях и в офисах, — вызывают инструменты, машины и люди, выполняющие производственные задания. Такой шум всегда был составляющей трудового процесса в большинстве организаций, и уменьшение его долгое время являлось прерогативой инженеров-технологов и индустриально-организационных психологов, занимавшихся этой проблемой. Сегодня, однако, обычным явлением стало наличие звука, привнесенного в форме музыки в рабочую обстановку, которая без этого была бы относительно тихой. Тот факт, что звук привносится в некоторые рабочие помещения сознательно, одновременно с усилиями по уменьшению шума в других, отражает сложность этого аспекта физических условий производства. Звук или отсутствие его оказывают, по-видимому, два ярко выраженных вида воздействия на людей. Одно воздействие — физическое; другое — психологическое, зависящее от того, что предпочитает работник: шумные или тихие условия труда.
После более чем 50 лет исследований вопрос физического воздействия шума на трудовые показатели работников остается по-прежнему открытым. Некоторые исследователи установили, что длительное воздействие шума на человека отрицательно сказывается на выполнении когнитивных задач (например, Loewen & Suedfeld, 1992) и что шум может помешать овладению навыками выполнения других видов задач (например, Key & Payne, 1981). Другие исследователи пришли к выводу, что шум как таковой не оказывает какого-либо предсказуемого негативного влияния на трудовые показатели (например, Davies & Jones, 1985).
Это кажущееся противоречие в результатах исследований зависимости между шумом и трудовыми показателями говорит о том, что индивидуальные различия, как физические, так и психологические, играют в таких исследованиях заметную роль. В действительности же ученые предполагают, что шум сам по себе обусловливает вариативность реакций на него в меньшей степени, чем другие факторы (Staples, 1996). Имеются также данные, что реакция на шум меняется со временем: некоторые люди привыкают к нему, а другие становятся к нему более чувствительными (Evans & Tafalla, 1987). Если же рассматривать все эти потенциально искажающие переменные вместе, то сделать общие умозаключения на основании литературы, посвященной связи шума с трудовыми показателями, может оказаться нелегкой задачей.
Дисперсия.
Искажающие переменные.
Получение выводов.
Искажающее влияние индивидуальных и ситуативных переменных на исследования шума в значительной мере снижается, когда рассматривается физическое благополучие работника, а не его трудовые показатели. В своем исследовании операторов землеройных машин ЛаБенц, Коэн и Персон (LaBenz, Cohen & Pearson, 1967) обнаружили, что операторы, проработавшие на этих машинах длительное время, страдают от серьезной потери слуха. Эти данные, показанные на рис. 8.9, получали многократное подтверждение в исследованиях условий других видов трудовой деятельности; в Соединенных Штатах потеря слуха является наиболее распространенным профессиональным заболеванием.
Детерминанты.
Рис. 8.9.Потеря слуха у операторов землеройных машин
Источник: P. LaBenz, A. Cohen & В. Pearson, «A Noise and Hearing Study of Earth-Moving Equipment Operators». American Industrial Hygiene Association Journal, 1967, 28, 117-128.
Нет никаких сомнений, что длительное воздействие на человека высоких уровней шума ведет к потере слуха. Ораны слуха одних людей более восприимчивы к шуму, чем других, но основные детерминанты потери слуха — ситуативные. По данным Национального института охраны труда (National Institute for Occupational Safety and Health, NIOSH), более 30 млн людей подвергаются на рабочем месте воздействию опасного для здоровья шума. В целях их защиты Министерство труда США установило предельно допустимые нормы шума, воздействию которого работники могут подвергаться без применения средств защиты.
В результате принятия Министерством труда этих положений работники во многих сферах производства обеспечены сейчас наушниками, предохраняющими их от избыточного шума. К сожалению, многие люди не хотят их носить (например, Melamed, Rabinowitz & Green, 1994). Эта проблема может быть разрешена в некоторых производственных условиях за счет использования недавно созданных устройств для подавления шума, которые вырабатывают равные по амплитуде, но противоположные по фазе звуковые волны («антизвук»), глушащие шумы более эффективно, чем обычные наушники.
Общая направленность исследований воздействия шума на людей предписывает, чтобы были приняты все возможные шаги для снижения шума на рабочем месте. Данные не подтверждают гипотезу, что шум оказывает исключительно вредное влияние на трудовые показатели, но они не оставляют сомнений в том, что снижение уровня шума и продолжительности его воздействия создает более благоприятную для здоровья рабочую среду. С практической точки зрения, проблема этого метода состоит в том, что он игнорирует индивидуальные предпочтения.
Хорошо известный факт, что люди не всегда предпочитают то, что для них полезно, находит еще одно подтверждение в привычке человека к шумовому фону. Управляющий одного магазина молодежной одежды сообщает, что он не может нанять и удержать на работе молодых продавцов, которые ему подходят, без того, чтобы разрешить им постоянно слушать на работе рок-музыку, передаваемую местной радиостанцией. С той же трудностью столкнулась администратор модного салона причесок, говорящая, что она получает от своих клиенток ежемесячно десятки жалоб в отношении передаваемой по радио музыки, на праве слушать которую настаивают парикмахеры-модельеры.
По мере того как мир становится все более шумным, проблема индивидуальных различий в предпочтении шумной или тихой рабочей обстановки может стать еще более актуальной; права любящих/не любящих музыку работников могут стать таким же предметом обсуждения, каким когда-то были права курящих и некурящих. Нежелательный шум ведет к стрессу, но люди, предпочитающие музыку, говорят, что стресс у них вызывает тишина. Некоторые организации позволяют работникам, желающим слушать музыку, делать это с помощью индивидуальных стереонаушников, чтобы не беспокоить тех, кто предпочитает тишину, но на практике такое решение не всегда осуществимо. Кроме того, известно, что наушники с обычной громкостью звука являются основным фактором преждевременной потери слуха у молодых людей.
«Мама, они сплющили мою кабинку!» — планировка рабочего места
Существует множество способов конфигурации физического пространства, пригодного для офисной работы (в отличие от труда на промышленных предприятиях, складах и т. д.). Конторское помещение, рассчитанное на одного работника, — давно заведенная практика. Современным его вариантом является разбиение реального пространства на небольшие кабины-офисы. «Кабинки», как правило, не имеют дверей и потолка и приспособлены для размещения в них лишь одного работника, одного стола, одного стула и требуемого для работы дополнительного оборудования. Поскольку при их установке используются передвижные стены-перегородки, кабины можно расширять, сжимать («сплющивать») или переносить на другое место.
Так называемые офисы с открытой планировкой, подобные тем, которые можно часто видеть в отделениях современных банков, не имеют стен. Рабочие места просто размещаются в той или иной части наличного пространства. Эта модель отличается гибкостью и экономичностью и облегчает коллегам по работе взаимное общение, но реакция работников на такую планировку рабочего места была с самого начала далеко не благожелательной (например, Oldham & Brass, 1979). В трех своих ранних исследованиях Сундстрем, Берт и Кэмп (Sundstrom, Burt & Kamp, 1980) установили, что все их испытуемые, какой бы вид работы они ни выполняли, предпочитают уединенную обстановку закрытых офисов. В частности, исследователи обнаружили, что физическая и психологическая уединенность, обеспечиваемая индивидуальными офисами, позитивно коррелирует с удовлетворением, получаемым от работы и от условий труда, а также в определенной степени с трудовыми показателями.
Кореляты.
Выводы на основе корреляционного анализа следует делать осторожно, но данные Сундстрема и его коллег находят подтверждение. Исследователи продолжают сообщать о позитивной зависимости между наличием стен в офисе, с одной стороны, и чувством уединенности и удовлетворенностью рабочими условиями с другой (например, Duvall-Early & Benedict, 1992; Mazumdar, 1992). Сотрудники, работающие в разделенном на части пространстве, также чаще проводят отведенное для перерыва время в офисе (Oldham & Fried, 1987) и чаще контактируют друг с другом по собственному желанию (Hatch, 1987).
Свидетельства, что офис с открытой планировкой может иметь больше недостатков, чем преимуществ, в отношении как продуктивности работы, так и удовлетворенности работника, очевидны, но это модель по-прежнему встречается во многих организациях. Новые виды планирования работы, такие как «гостиничный метод», способствуют этой тенденции. На одной из площадок компании IВМ на полу огромного складского помещения установлены рядами около 400 рабочих столов. Столы пронумерованы и каждый день передаются с помощью компьютерной программы в пользование тем сотрудникам, которым требуется для работы стол.
Рекламное агентство Chiat/Day Incorporated в Лос-Анджелесе вообще не имеет ни офисов, ни столов в привычном понимании. Каждое утро сотрудники отмечаются у вахтера, берут переносной компьютер и мобильный телефон и отправляются работать на одну из нескольких открытых площадок, имеющих стулья и столы. Единственное место, которое эти сотрудники могут назвать своим, — это запирающийся шкафчик, наподобие того, которым пользуются школьники. Идея, стоящая за этой моделью организации рабочего пространства (так называемое «соседство»), разновидности которой сейчас опробует ряд компаний, состоит в том, что она использует и облегчает коллективную работу, которая, как считается, необходима для достижения высоких производственных показателей на этих предприятиях.
Окажутся ли новые подходы к открытой офисной планировке (см. рис. 8.10) успешными там, где прежние варианты открытой планировки часто приносили результаты, противоположные ожидаемым? Как и во многих других случаях, может выясниться, что ответ будет зависеть от целого ряда причин. Индивидуальные различия в предпочтениях, умение работать в окружении отвлекающих факторов и характер выполняемой работы — вот лишь некоторые из моментов, которые являются, вероятно, наиболее значимыми (например, Oldham, Kulik & Stepina, 1991).
Рис. 8.10. Планировка офиса XXI века