Практическое задание. Материалы: белая бумага размером 30х45 см., черная бумага размером 30х40 см
Материалы: белая бумага размером 30х45 см., черная бумага размером 30х40 см. (допускается разрезать ее на более малые размеры квадратной формы), сухая и масляная пастель. Тарелка диаметром приблизительно 25 см. для изображения окружности, карандаш и линейка для изображения прямых линий.
Данное задание имеет смысл начать с прослушивания спокойной инструментальной музыки для создания соответствующего настроения.
Рисование макдал является релаксирующей деятельностью.
На листе белой бумаги, используя тарелку в качестве направляющей, нарисуйте окружность. Окружность можно нарисовать и от руки.
Используя художественный материал, нарисуйте внутри окружности все, что Вы захотите (линии, формы, цветные пятна). Вы можете начать с центра, Вы можете разделить пространство внутри окружности тем или иным способом. Вы можете выйти за пределы окружности. В рисовании макдал нет никаких жестких правил, и работу можно продолжать до тех пор, пока Вы не почувствуете, что она завершена.
Когда Вы закончите рисование, поставьте точку на вершине своего рисунка и стрелкой обозначьте направление. Повторите тоже самое, используя черную бумагу.
Прикрепите рисунок к стене и постарайтесь придумать название работе и подписать ее с обратной стороны рисунка или прямо на рисунке. Вы можете также дать короткое описание рисунка, тех форм и красок, которые Вы использовали, а также идею рисунка.
Возможно, что Вы увидите разницу между макдалами, изображенными на белой и черной бумаге. Цвета проявляются совершенно разным образом на черном фоне, и Вы можете заметить, что на черной бумаге Вы выбирали более светлые краски при рисовании макдалы.
Вопросы для самопроверки
1. К какому времени относят появление и расцвет психоанализа?
2. Каковы основные положения теории бессознательного З.Фрейда?
3. Какие компоненты входят в структуру личности по З.Фрейду?
4. Какими понятиями пользовался З.Фрейд для объяснения стадий психосексуального развития личности?
5. Какой критерий выбрал З.Фрейд для своей периодизации психосексуального развития личности?
6. Какие основные принципы легли в основу теории бессознательного З.Фрейда?
7. В чем роль защитных механизмов?
8. Перечислите механизмы психологической защиты личности?
9. В чем причины изучения бессознательного?
10. Какие направления существуют в понимании бессознательного?
11. Как соотносятся интуиция и бессознательное?
12. Дайте определение бессознательному.
13. Перечислите основные положения концепции первобытного мышления К. Леви-Строса.
14. Назовите разновидности бессознательного.
15. Каково соотношение бессознательного и сознания в психике, по мнению З. Фрейда?
16. В чем значение теории бессонательного З.Фрейда для психологической практики.
17. Что такое архетипы и какова их роль в развитии личности?
18. Каким образом трансформировал К.Г. Юнг подход З.Фрейда к символической интерпретации данных психоанализа?
19. В чем состоят основные принципы аналитической психологии К.Г.Юга
20. Каково соотношение личного и коллективного бессознательного по мнению К.Г. Юнга?
21. Охарактеризуйте разногласия К.Г. Юнга с З.Фрейдом.
Рекомендуемая литература
1. Айзенк Г.Ю. Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. – Мн., 2003. – С. 462-518
2. Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. – М., 2005
3. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга (Статья первая: Особенности развития личности в первой половине жизни) // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №2. С. 16-26
4. Анцыферова Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга (Статья вторая: Вторая половина жизни человека: этапы индивидуации, проблемы призвания, судьбы, смысла жизни) // Психологический журнал. 2000. Т. 21. №3. С. 10-19
5. Беннет Е.-А. Что на самом деле сказал Юнг. – М., 2009
6. Бессознательное: Сборник статей. – Новороссийск,1994.
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды. – М., Воронеж, 2006
8. Гайар К. Карл Густав Юнг. – М., 2004
9. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб., 2007
10. Дадун Р. Фрейд. – М., 1994
11. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М., 1996
12. Лаврова О.В. Любовь в эпоху постмодерна. Ad hoc коучинг о людях « До востребования». – М., 2010.
13. Лейбин В.М. Карл Густов Юнг: психопоэтический портрет. – М., 2011.
14. Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией. – М., 2011.
15. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2006.
16. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2011.
17. Руткевич А.М. Психоанализ: Истоки и первые этапы развития. – М., 1997
18. Сартр Ж.-П. Фрейд. – М., 1992
19. Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда. –М., 1994
20. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии. – СПб., 2009
21. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М., Воронеж, 1997
22. Франц М.-Л. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. – СПб., 2009
23. Французская психоаналитическая школа / Под ред. А. Жибо, А.В. Россохина. – СПб., 2005
24. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. – Тбилиси, 1991. С. 15-70 (Очерки истории психоанализа, С. 71-138 (Массовая психология и анализ человеческого «Я»), С. 351-392 («Я» и «Оно»)
25. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992. – С. 91-148 (Автобиография), С. 364-466 (Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг «Из переписки»), С. 3-90 (Стефан Цвейг. Зигмунд Фрейд)
26. Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн., 2000
27. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М., Харьков, 2001. – С. 311-362 (О психоанализе), С. 529-708 (Очерки по психологии сексуальности)
28. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб., 2006. – С. 113-180 (Три очерка по теории сексуальности), С. 378-390 (Я и Оно)
29. Шур М. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть. – М., 2005
30. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. – Киев, 1994
31. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994. – С. 103-122 (Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное), С. 135-164 (Архетипы коллективного бессознательного), С. 175-315 (Отношения между Я и бессознательным)
32. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. – С. 37-60 (Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы), С. 61-69 (Противоречия Фрейда и Юнга), С.11-133 (структура души), С. 158-185 (Архаичный человек), С. 219-246 (Аналитическая психология и мировоззрение), С.293-316 (Проблема души современного человека)
33. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1995. – С. 209-224 (Брак как психологическое отношение), С. 225-230 (К психологии и патологии так называемых аккультных феноменов)
34. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. –М., 1996. – С. 87-117 (Феноменология духа в сказке), С. 155-185 (Общая точка зрения на психологию сновидений), С. 186-197 ( Сознание, бессознательное и индивидуация)
35. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 2002
36. Юнг К.Г. Синхрония. – М., К., 2003
37. Юнг К.Г. Психология и алхимия. – М., 2008