Выявление иррациональных убеждений и их производных
Консультанты, как учителя, обнаруживают иррациональные убеждения клиентов, их долженства и их производные, например нагнетание страха. Кроме того, они учат клиентов вести такой поиск самостоятельно. Клиент легче откажется от излишней требовательности, если признает, что ему свойственна эта черта. Эллис знакомит своих клиентов с разработанной им АУП-системой. В пределах системы АУП иррациональные убеждения могут быть прослежены когнитивно, эмоционально и поведенчески. Когнитивно иррациональные установки могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности. В частности, Эллис ищет различные вариации долженства, которые сигнализируют о наличии абсолютистских убеждений долженства у клиентов. Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональных убеждений.
На эмоциональном уровне об иррациональных убеждениях сообщают неадекватные чувства. На уровне поведения об иррациональных убеждениях можно судить по пагубным действиям. Иногда когнитивные, эмоциональные и поведенческие «ключи» без труда замечают и консультанты, и клиенты. В других случаях определенные моменты могут быть очевидны для консультантов, но клиенты могут не признавать эту очевидность. В некоторых случаях клиенты придерживаются иррациональных убеждений, используя едва уловимые и искусные способы, которые создают видимость естественности (Ellis, 1987). Консультантам трудно бывает обнаружить такие установки.
Оспаривание иррациональных убеждений
И их производных
Для того чтобы все разновидности чрезмерного долженствования и их производные исчезли, недостаточно только признать их наличие. Консультанты и клиенты должны объединиться, чтобы бороться с ними, оспаривая их. Техника дискутирования, пожалуй, наиболее часто используется при проведении РЭПК (Ellis, 1980). Дискути-рование включает в себя оспаривание и всестороннее рассмотрение необоснованных гипотез, которых клиенты придерживаются относительно себя, других людей и мира в целом. В большинстве случаев рационально-эмотивно-поведенческие консультанты быстро «ловят» клиентов, когда те «выдают» свои основные иррациональные идеи и их производные; затем консультанты подвергают сомнению и оспаривают эти идеи. Кроме того, они учат клиентов оспаривать собственные установки. Когниции, чувства и поведение взаимодействуют тогда, когда люди формируют и сохраняют иррациональные убеждения. Поэтому при обсуждении иррациональных убеждений и их производных работа консультантов, вероятно, будет более эффективной, если они будут работать, используя все три модальности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую, а не одну или две. Однако ни одна модальность не является полностью чистой, не содержащей элементы других модальностей.
Дискутирована: когнитивные техники
Научный опрос
Основной когнитивной техникой оспаривания является техника научного опроса. Консультанты требуют от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Ниже перечислены вопросы для обсуждения, которые консультанты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе (эти вопросы излагаются от первого лица единственного числа, чтобы подчеркнуть, что РЭПК нацелено на обучение навыкам самопомощи):
• «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?»
• «Могу ли я рационально защищать это убеждение?»
• «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?»
• «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?»
• «Почему это ужасно?»
• «Почему я не могу этого вынести?»
• «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»
• «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?»
• «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»
Желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий (Э), связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями. Для клиентов, стремящихся к элегантному изменению, желательным результатом научения тому, как надо оспаривать иррациональные убеждения, является формирование Эффективной Новой Философии, которую можно применять и в настоящее время, и в будущем.
Ниже приведен пример (Ellis, 1988).
А Я иду на собеседование и не получаю работу.
У «Мне никогда не должны отказывать». «Как ужасно получить отказ!» «Я не смогу выдержать отказ!»
«Этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек». «Я всегда неправильно держусь во время собеседований, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу»
П Нежелательные эмоциональные последствия: депрессия, ощущение собственной никчемности, тревога, гнев. Нежелательные поведенческие последствия: отказ идти на другие собеседования, в ходе которых решается вопрос о приеме на работу, плохое функционирование во время собеседования из-за сильной тревоги.
Д «Почему мне никогда не должны отказывать?» «Почему ужасно получить отказ?» «Почему я не могу вынести этот отказ?»
«Почему этот отказ свидетельствует о том, что я никчемный человек?» «Почему я должен всегда неправильно держаться во время собеседования?»
Э «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее».
«Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я могу выдержать отказ, хотя мне не может понравится получение отказов».
«Отказ не свидетельствует о том, что я никчемный человек, просто получение,
отказа указывает на то, что у меня есть некоторые "неудачные" черты».
«Я не должен всегда неправильно держаться во время собеседования по приему
на работу, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках».
Показательный эмоциональный эффект: я чувствую себя опечаленным, но не
угнетенным.
Показательный поведенческий эффект: я отправился на другие собеседования
по приему на работу.
Обсуждение
Консультанты могут обсуждать с клиентами различные аспекты их иррационального мышления. Например, с 24-летним программистом Роджером, который боялся публичных выступлений, Эллис обсуждал вред самооценки; Эллис рассматривал возможность безусловно принимать себя, независимо от того, как прошло выступление, и от того, беспокоился ли Роджер из-за возможной неудачи и демонстрации своей тревоги окружающим (Ellis, 1991е).