Работа № 3. Смысловая память. Задача исследования: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала
Задача исследования: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также на прочность запоминания при образовании логических связей.
Данный метод является модификацией метода, предложенного К. Бюлером в 1907 г.
Оборудование: 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи, секундомер.
Порядок исследования: экспериментатор зачитывает пары слов, а испытуемый в уме устанавливает смысловые связи между этими словами. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуемый письменно воспроизводит второе слово, пользуясь установленной им связью. Эксперимент проводится дважды (в начале и в конце занятия).
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут прочитаны слова, составляющие между собой смысловые пары, например, дождь – грязь, ствол – дерево и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»
Ход работы: удостоверившись, что инструкция понятна исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом в 2 секунды. Прочитав все пары, экспериментатор делает десятисекундный перерыв и затем, предупредив испытуемого командой «Проверяем!», начинает зачитывать первые слова каждой пары, делая паузу в 5 секунд после каждого слова, чтобы испытуемый успел записать и названное слово и то слово, которое ему следует вспомнить.
Для того чтобы проверить прочность запоминания, через 30 – 40 минут после проведения первой процедуры экспериментатор предлагает испытуемому еще раз записать все запомнившиеся ему слова (без предварительного напоминания смысловых пар). Исследование проводится аналогичным образом: экспериментатор называет только первое слово каждой пары, а испытуемый фиксирует на бланке (или в тетради) все слова пары.
Обработка и анализ результатов:
В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:
–– в чем проявляется активность испытуемого во время слушания;
–– повторяет ли испытуемый шепотом или губами читаемые ему слова;
–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения.
В процессе опроса экспериментатор выясняет:
–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить слова, и если применял, то какие;
–– на сколько трудно было испытуемому составлять пары слов и в чем заключались эти трудности;
–– какие пары были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными.
Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно составленных пар. Все данные заносятся в таблицу:
Предъявлен-ные пары слов | В начале эксперимента | В конце эксперимента | ||
Удержанные – пропущенные в памяти пары слов | Ошибочно составленные пары слов | Удержанные – пропущенные в памяти пары слов | Ошибочно составленные пары слов | |
Затем вычисляется коэффициент словесно-логического запоминания в начале и конце эксперимента (по формуле приведенной в лабораторной работе № 2).
Прочность запоминания определяется по изменению коэффициента словесного логического запоминания вначале и в конце эксперимента.
Характер ошибок может указывать на влияние дополнительных смысловых связей на процесс запоминания, а также на неправильно установленные смысловые соответствия.
В опытах К.К. Платонова воспроизведение 9 пар слов составил наилучший результат, воспроизведение 4 пар слов – наихудший.