Работа № 3. Смысловая память. Задача исследования: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала

Задача исследования: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также на прочность запоминания при образовании логических связей.

Данный метод является модификацией метода, предложенного К. Бюлером в 1907 г.

Оборудование: 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи, секундомер.

Порядок исследования: экспериментатор зачитывает пары слов, а испытуемый в уме устанавливает смысловые связи между этими словами. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуемый письменно воспроизводит второе слово, пользуясь установленной им связью. Эксперимент проводится дважды (в начале и в конце занятия).

Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут прочитаны слова, составляющие между собой смысловые пары, например, дождь – грязь, ствол – дерево и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»

Ход работы: удостоверившись, что инструкция понятна исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом в 2 секунды. Прочитав все пары, экспериментатор делает десятисекундный перерыв и затем, предупредив испытуемого командой «Проверяем!», начинает зачитывать первые слова каждой пары, делая паузу в 5 секунд после каждого слова, чтобы испытуемый успел записать и названное слово и то слово, которое ему следует вспомнить.

Для того чтобы проверить прочность запоминания, через 30 – 40 минут после проведения первой процедуры экспериментатор предлагает испытуемому еще раз записать все запомнившиеся ему слова (без предварительного напоминания смысловых пар). Исследование проводится аналогичным образом: экспериментатор называет только первое слово каждой пары, а испытуемый фиксирует на бланке (или в тетради) все слова пары.

Обработка и анализ результатов:

В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:

–– в чем проявляется активность испытуемого во время слушания;

–– повторяет ли испытуемый шепотом или губами читаемые ему слова;

–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения.

В процессе опроса экспериментатор выясняет:

–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить слова, и если применял, то какие;

–– на сколько трудно было испытуемому составлять пары слов и в чем заключались эти трудности;

–– какие пары были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными.

Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно составленных пар. Все данные заносятся в таблицу:

Предъявлен-ные пары слов В начале эксперимента В конце эксперимента
Удержанные – пропущенные в памяти пары слов Ошибочно составленные пары слов Удержанные – пропущенные в памяти пары слов Ошибочно составленные пары слов
         

Затем вычисляется коэффициент словесно-логического запоминания в начале и конце эксперимента (по формуле приведенной в лабораторной работе № 2).

Прочность запоминания определяется по изменению коэффициента словесного логического запоминания вначале и в конце эксперимента.

Характер ошибок может указывать на влияние дополнительных смысловых связей на процесс запоминания, а также на неправильно установленные смысловые соответствия.

В опытах К.К. Платонова воспроизведение 9 пар слов составил наилучший результат, воспроизведение 4 пар слов – наихудший.

Наши рекомендации